Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
Ю. С. Воронцова  СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX В. (НА МАТЕРИАЛАХ БАССР). 25.03.2014

Ю. С. Воронцова СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX В. (НА МАТЕРИАЛАХ БАССР).

УДК 4 (47+57)

Ю. С. Воронцова

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 30-Е ГОДЫ XX В.

(НА МАТЕРИАЛАХ БАССР).

Ключевые слова: гуманитарная интеллигенция; профессиональные союзы, творческие союзы; огосударствление; общественные организации.

В 30-е годы в нашей стране активно создавалась советская гуманитарная интеллигенция. Ее главное историческое предназначение было в том, чтобы стать опорой государственной власти. Для выполнения своей социальной роли на данном этапе исторического развития она должна была не просто принять социалистический курс, но и обеспечить его надлежащим идеологическим содержанием. Помимо этого гуманитарными специалистами решались просветительские, научные, культурные задачи. Вследствие этого гуманитарная интеллигенция являлась активной участницей общественно-политической и духовной жизни БАССР. В данной статье мы рассмотрим структуру и задачи профессиональных и творческих союзов гуманитарной интеллигенции Башкирии в 30-е годы.

В 30-е годы население Советского Союза было охвачено деятельностью разных общественных организаций. Гуманитарная интеллигенция оказывала активное влияние на общественно-политические процессы, прежде всего, через свои профессиональные и творческие союзы.

Необходимость расширения и укрепления социальной базы советской власти, активизации процессов индустриализации, коллективизации и культурной революции заставляла партийные и государственные органы обращать особое внимание на положение и деятельность общественных организаций, которые занимали большое место в общественно-политической жизни страны.

Неуклонное движение СССР по пути социалистического строительства имело одним из важнейших последствий качественные изменения в положении общественных организаций, которые можно охарактеризовать одним словом «огосударствление». Данный процесс был обусловлен развитием основных управленческих механизмов командно-административной системы и утверждением марксистско-ленинской идеологии в качестве основы «генеральной» партийной линии.

Профессиональные союзы изначально рассматривались руководителями Советского государства в качестве одного из рычагов проведения в жизнь диктатуры пролетариата. В. И. Лениным была разработана научная концепция места и роли профсоюзов при социализме. Он считал, что деятельность их будет успешна, если они будут руководствоваться положениями и выводами теории научного коммунизма и сотрудничать с социалистическим государством. В. Молотов на IX съезде профсоюзов в 1932 году отмечал, что «решающим условием обеспечения успехов профсоюзов…является руководство ленинской партии» [3; 8]. На протяжении всего рассматриваемого десятилетия это руководство усиливалось.

Процесс огосударствления осуществлялся по нескольким направлениям. Во-первых, через разукрупнение профсоюзных организаций. В январе 1931 г. Пленум Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (далее ВЦСПС) дал указание о разукрупнении профсоюзов (вместо 23 было создано 47 организаций). В 1934 году процесс был продолжен. Так, V Пленум Башкирского областного союза работников просвещения (далее Башоблпрос), одобрив решение IV Пленума ВЦСПС и Центрального комитета Башоблпроса о перестройке и разукрупнении профсоюзов, постановил образовать из Башоблпроса следующие союзы: Профсоюз работников высшей школы и научно-исследовательских учреждений, Профсоюз работников политико-просветительных учреждений, Профсоюз работников начальных и средних школ и Профсоюз работников дошкольных учреждений. Из Профсоюза работников искусств (далее РАБИС), который на 1933 год насчитывал по БАССР 911 членов, отделились работники фото и кино искусства [10; 109].

В результате данной перестройки в 30-е годы в БАССР действовало семь профсоюзных организаций, объединяющих гуманитарную интеллигенцию: работников искусств, работников высших школ и научно-исследовательских институтов, работников политпросветучреждений, работников начальных и средних школ, работников дошкольных учреждений, работников суда и прокуратуры и работников печати (далее, как самые многочисленные, нами будут рассмотрены первые четыре).

Во-вторых, происходила передача в профсоюзное ведение определенных функций государственной власти. В 1933 году было проведено слияние Народного Комиссариата Труда с ВЦСПС. Профсоюзные организации стали ответственны за управление процессами социального страхования, а с 1934 года наделялись правом контроля за коммунальным, культурно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

В-третьих, было проведено отстранение от руководства профсоюзным движением лиц, выступающих за более рациональное развитие экономики, и, в частности, за большую независимость профсоюзов. В ноябре 1928 года Пленум ЦК ВКП (б) указал на наличие «правого уклона» в партии и профсоюзах. На очередном пленуме ВЦСПС М. П. Томский был освобожден от обязанностей председателя ВЦСПС и выведен из состава Президиума. Постановление ВЦСПС от 28 января 1930 года о чистке профсоюзного актива было направлено в первую очередь на ликвидацию «правого уклона».

В результате профессиональные организации были превращены в своеобразные органы для мобилизации масс, в которых распространялись бюрократические принципы работы всей системы государственного аппарата.

Представление о том, что главным социальным назначением литературы и искусства является их служение определенной идеологии, поставило в зависимость от государственной власти творческие объединения. Целый ряд партийных документов начала 30-х годов содержал тезис о том, что задачи партии в области искусства и литературы могут быть выполнены лишь при условии усиления влияния партии в организациях писателей и художников [1; 181-182].

Постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года объединило всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем. Аналогичные изменения было предложено провести по линии других видов искусства. В 30-е годы в Башкирии были созданы союзы советских писателей (далее ССП) (1934 год), художников (далее ССХ) (1934 год) и композиторов (ССК) (1940 год).

Численность профессиональных союзов, куда входили представители гуманитарной интеллигенции, на протяжении 30-х годов неизменно росла. Такая же тенденция наблюдалась и в БАССР.

Профсоюзные органы стремились к стопроцентному охвату работников отрасли профсоюзным членством. Особенно быстро проходил рост членов Профсоюза работников начальной и средней школы, так как изначально этот профсоюз были самым большим по численности и помимо этого, подготовка работников, которые объединялись данным профсоюзом, проходила ускоренными темпами.

Профессиональные союзы являлись организациями, объединяющими трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве в сфере обслуживания и культуры. Так, в 30-е годы Профсоюз работников суда и прокуратуры объединял: судей, прокуроров; юристов. Профсоюз политпросветработников - работников школ и курсов для неграмотных и малограмотных, работников общеобразовательных школ, курсов и комбинатов, рабочих и колхозных университетов, лекционно-экскурсионных бюро, спецкурсов при вузах и техникумах, сети партпросвещения, вольнонаемных работников военных учебных заведений; работников изб-читален, сельских колхозных клубов, домов социалистической культуры, народных домов, дворцов культуры, домов молодежи, политпросветбаз; работников государственных, публичных, научных, краеведческих, массовых, детских и национальных библиотек и библиотек-коллекторов, музеев, краеведческих организаций; преподавателей, сотрудников и студентов межпрофсоюзных школ, политико-просветительских, библиотечных техникумов и институтов, коммунистических вузов, совпартшкол и партийных курсов. Профсоюз работников искусств - актеров; режиссеров и суфлеров; музыкантов; эстрадно-цирковых артистов; мастеров изобразительного искусства; преподавателей и научных работников искусств; технический персонал. Профсоюз работников начальных и средних школ - учителей начальной и средней школы; преподавателей средних учебных заведений; технический персонал. Профсоюз работников высшей школы и НИИ - преподавателей высших учебных заведений; научных работников. Профсоюз работников печати – журналистов, писателей, работников издательств и пр. Профсоюз работников дошкольных учреждений–воспитателей детских домов и садов и пр.

Творческие союзы объявлялись добровольными обществами, объединяющими лиц по творческим профессиям. К концу 30-х годов творческими союзами были объединены все представители творческой интеллигенции. По БАССР в 1934 году ССХ объединял 40 человек. В 1937-1938 годах его численность составила 39 человек, ССП - 33 человека [7; 20]. В целом в рассматриваемый период по республике наблюдается невысокая динамика роста членов творческих союзов. Это было связано и с репрессивной политикой по отношению к гуманитарной интеллигенции.

Творческие союзы объединяли следующие творческие специальности. Союз писателей - писателей различных жанров, критиков, поэтов, журналистов.

Союз художников – живописцев, станковистов, графиков, оформителей, искусствоведов. Союз композиторов – композиторов, музыковедов.

Творческие союзы, так же как и профессиональные, становились «приводным ремнем» от партии к массам. К концу 30-х годов процесс огосударствления профессиональных и творческих организаций гуманитарной интеллигенции был завершен. Их задачи, структура и деятельность в рассматриваемый нами период строго контролировались партийно-государственными органами.

Структура профессиональных и творческих союзов гуманитарной интеллигенции

Структура профсоюзов определялась организационно-руководящей связью различных его звеньев. Первое звено организационной структуры составляли съезд, пленум ЦК, президиум ЦК, отделы и комиссии профсоюза. Второе звено – профсоюзная конференция, республиканский, краевой, областной комитет, комиссии. И третье звено – общее собрание членов союзов отдельных предприятий и учреждений, местком, комиссии, профсоюзная группа, профсоюзный групповой организатор, организаторы по отдельным разделам работ в профгруппе.

Профсоюзы гуманитарной интеллигенции, также как и прочие, были организованы по производственному признаку. Однако, объединение членов союза шло не строго по профессиям, а по отраслям производства. В профсоюзы входили не только представители гуманитарной интеллигенции, но также и технические рабочие, служащие данной отрасли. Например, в союзе работников искусств состояли и слесари, и инженеры, и библиотекари, работающие в данной отрасли и т.п., однако, их было меньшинство.

Следующим моментом, определяющим в теории организационные основы профсоюзов, является принцип демократического централизма. Признаки последнего: выборность профсоюзных органов, их систематическая отчетность, подчинение вышестоящей профсоюзной организации и подчинение меньшинства большинству при решении текущих вопросов. В условиях тоталитарного общества при превращении профсоюзных организаций в элемент государственного аппарата данные признаки оставались лишь на бумаге, и практически не работали. Профессиональные организации приобретали худшие черты бюрократии. В 1937 году по профсоюзам проходили выборы в низовые профорганы. В информационно-директивном письме ЦК Профсоюза работников искусств по этому поводу отмечалось: «Местные комитеты оторвались от масс, не авторитетны, растеряли актив. Стиль работы–делячество, пренебрежение основными вопросами» [12; 5]. Эти факты подтверждались на местах. На Всебашкирской областной конференции союза работников искусств представитель Дюртюлинского театра Халимов говорил об отсутствии авторитета профсоюзных органов: «Чем занимается союз до сего времени, не знаю...производственные совещания ничего не решают» [13; 5]. В 1938 году в своем выступлении «Боевые, почетные задачи профсоюзов» секретарь Башобкома ВКП (б) А. Т. Заликин сообщал, что имеется «целый ряд фактов нарушения профсоюзной демократии…дело доходит до того, что руководящие товарищи не избираются массой…а назначаются сверху» [2; 2-3].

Подобная ситуация официально объяснялась последствиями вредительства в профсоюзной работе. В ходе отчетно-перевыборной кампании 1937-1938 годов низовые профсоюзные органы обновлялись почти полностью. Так, в БАШРАБИСе обновление произошло на 76%. Вновь было избрано 105 человек из 168. Молодежи до 25 лет в их составе насчитывалось 12% [14; 184]. Выросло число местных комитетов. Данная кампания, по сути, была направлена на ротацию профсоюзных кадров, на поиск «врагов народа». Однако, обновление состава низовых профорганов не могло изменить сути профсоюзной организации, фактически оставалась лишь видимость демократии в профсоюзах гуманитарной интеллигенции. Такое положение складывалось по всем профессиональным организациям.

Структуру творческих союзов отражали их уставы. Во многом структуры союзов были похожими, особенно это касалось руководящих органов. Творческий союз СССР имел право создавать филиалы в республиках, краях, областях, и структура филиалов являлась копией высших союзных органов. Руководящие органы делились на высшие, руководящие и исполнительные. Внутреннюю структуру союзов составляли сектора, секции, творческие бригады. Так, внутреннюю структуру Союза советских художников БАССР составляли: организационно-хозяйственный сектор, живописный сектор, сектор графики и плаката, агитационно-массовый сектор, искусствоведческий сектор, декоративно-производственный сектор, постоянные выставочные комиссии союза советских художников, ревизионная комиссия. С 1 августа 1934 года основной структурой союза стала творческая бригада. Секретариат правления ликвидировался, а из состава членов правления выделялся рабочий президиум для разрешения повседневных вопросов [9; 10,47]. В Союзе советских писателей Башкирии действовало на 13 мая 1937 года восемь секций: прозаиков, поэтов, драматургов, детской литературы, русская, чувашская и марийская секции [8; 18-22].

Союзы считались добровольными общественными объединениями творческих работников, но, будучи частью государственного аппарата, они были полностью зависимы от государственного и партийного контроля. Для усиления последнего в творческие союзы зачастую вводили лиц, не имеющих никакого отношения к творческому процессу, но отличившихся на партийной работе. В 1935 году И. В. Сталин получил письмо от А. С. Щербакова–секретаря союза советских писателей, в котором последний указывал: «Я вопросами литературы никогда не занимался…Меня, проработавшего 17 лет на комсомольской и партийной работе, ЦК послал секретарем союза советских писателей. У меня нет уверенности, что я все делаю правильно....Я был бы бесконечно счастлив получить в любой форме Ваши указания» [5; 10].

Таким образом, с начала 30-х годов начинается процесс врастания профессиональных и творческих союзов в государственный аппарат. Наличие строгой централизованной структуры внутри союзов, некомпетентность их работников, требование обязательного выполнения решений высших руководящих союзных органов всеми филиалами, негативные бюрократические традиции, распространившиеся в общественных организациях в 30-е годы, изначально не предполагали развитие демократической традиции внутри союзов.

Задачи общественных организаций
1. КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. док. - М.: Политиздат, 1963. - С. 181-182.

Задачи деятельности профессиональных союзов определялись партийными решениями. В резолюции по докладу Башоблпроса на VII Всебашкирском съезде работников просвещения от 10 декабря 1930 года отмечалось, что «решения XVI съезда ВКП (б) должны быть программой практических действий Областного союза работников просвещения и всех низовых профсоюзных организаций» [11; 37].

Подобное положение лишало профсоюзные организации самостоятельности, инициативы, обрекало на послушное исполнение указаний партийно-государственного аппарата, превращая в опору власти. В апреле 1939 года VII пленум ВЦСПС поставил перед профсоюзными организациями ряд текущих задач, уже непосредственно руководствуясь решениями партийного XVIII съезда. «Несомненно, - говорил в конце 30-х годов И. В. Сталин - что…наши мощные профсоюзы составляют одну из основных опор деятельности пролетариата» [4; 103-104].

Что касается творческих союзов, то основной целью их создания являлась необходимость целенаправленного идеологического влияния на общественное сознание и, как следствие, они имели облик не добровольных творческих обществ, а общественных организаций, задачи которых ставились в прямую зависимость от политики партии.

В условиях социально-экономических преобразований основные задачи общественных объединений подчинялись одной всеобщей цели мобилизовать и организовать массы вокруг строительства социалистического общества.

Перед профсоюзными организациями гуманитарной интеллигенции стояли вопросы, связанные с участием в подготовке новых специалистов и классово-пролетарским воспитанием имеющихся кадров; с развитием, закреплением социалистического соревнования и ударничества; с подъемом материального уровня жизни работников каждой конкретной отрасли; с охраной, оздоровлением и технической безопасностью условий труда.

Творческие союзы своей деятельностью должны были сплачивать, организовывать и мобилизовать интеллигенцию на создание произведений высокого идейного звучания и художественного мастерства, развивать общественную и гражданскую активность своих членов, оказывать им определенную материальную и иную поддержку, принимать активное участие в общественно-политической, идеологической и культурной жизни общества, заниматься подготовкой новых кадров. Так, в резолюции I Всебашкирского съезда писателей в 1934 году были обозначены следующие задачи, стоящие перед союзом советских писателей Башкирии: «1) Организовать конкретно оперативное руководство над низовыми литературными организациями, творческой деятельностью писателей, поэтов и драматургов, 2) Дать высокохудожественные произведения, достойные эпохи построения бесклассового социалистического общества» [9; 24]. Одной из первоочередных задач организационного бюро Союза советских композиторов БАССР считало работу над расширением музыкально-культурного кругозора композиторов, повышение их композиторской техники, а также организацию учебы композиторов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные задачи профессиональных организаций находились преимущественно в области организационно-хозяйственной, а творческих союзов – в области духовного производства.

Гуманитарная интеллигенция БАССР в 30-е годы была объединена в общественные организации - профессиональные и творческие союзы. Профессиональные союзы объединяли трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве в сфере обслуживания и культуры. Творческие союзы объявлялись добровольными обществами, объединяющими лиц по творческим профессиям. Общественные организации являлись массовыми. Логика развития основных командно-административной системы привела к огосударствлению общественных организаций гуманитарной интеллигенции. Их задачи, структура и деятельность определялись и строго контролировались партийно-государственными органами.

Список литературы

2. Красная Башкирия – 1938. - 15 октября. - С. 2-3.

3. Профсоюзы в борьбе за социализм. Пособие для партактива - Воронеж: Коммуна, 1932. - С. 8.

4. Сталин. И. В. Соч. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. - Т.7. С. 103-104.

5. Театр - 1992. № 6. - С. 10.

6. ЦГАООРБ. Фонд. 122, Опись. 13, Дело. 277, С.С. 10, 47.

7. ЦГАООРБ. Фонд. 122, Опись. 18, Дело. 569, С. 57; Дело. 606, С. 20.

8. ЦГАООРБ. Фонд. 4627, Опись. 1, Дело. 24, С. 18-22.

9. ЦГАООРБ. Фонд. 4627, Опись. 1, Дело. 99, С. 24.

10. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Фонд. 8897, Опись. 1, Дело. 270, С. 109.

11. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Фонд. 8900, Опись. 1, Дело. 243, С. 37.

12. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан Фонд. 8908, Опись. 2, Дело. 16, С. 5.

13. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан Фонд. 8908, Опись. 2, Дело. 16, С. 5.

14. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Фонд. 8908, Опись. 2, Дело. 16. С. 184.

Сведения об авторе:

Воронцова Юлия Сергеевна, доцент кафедры истории и культурологии ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34, каб. 262/1. Тел. 8-917-402-82-87. Е-mail: julia1649@yandex.ru.

Аннотация:

В 30-е годы в нашей стране активно создавалась советская гуманитарная интеллигенция. Для выполнения своей социальной роли на данном этапе исторического развития она должна была не просто принять социалистический курс, но и обеспечить его надлежащим идеологическим содержанием. Вследствие этого гуманитарная интеллигенция являлась активной участницей общественно-политической и духовной жизни БАССР. В данной статье мы рассматриваем структуру и задачи профессиональных и творческих союзов гуманитарной интеллигенции Башкирии в 30-е годы. В 30-е годы население Советского Союза было охвачено деятельностью разных общественных организаций. Гуманитарная интеллигенция БАССР в 30-е годы была объединена в общественные организации - профессиональные и творческие союзы. Профессиональные союзы объединяли трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве в сфере обслуживания и культуры. Творческие союзы объявлялись добровольными обществами, объединяющими лиц по творческим профессиям. Общественные организации являлись массовыми. Гуманитарная интеллигенция оказывала активное влияние на общественно-политические процессы, прежде всего, через свои профессиональные и творческие союзы. Профсоюзы гуманитарной интеллигенции, также как и прочие, были организованы по производственному признаку. Структуру творческих союзов отражали их уставы. Основные задачи профессиональных организаций находились преимущественно в области организационно-хозяйственной, а творческих союзов – в области духовного производства. С начала 30-х годов начинается процесс врастания профессиональных и творческих союзов в государственный аппарат. Наличие строгой централизованной структуры внутри союзов, некомпетентность их работников, требование обязательного выполнения решений высших руководящих союзных органов всеми филиалами, негативные бюрократические традиции, распространившиеся в общественных организациях в 30-е годы, изначально не предполагали развитие демократической традиции внутри союзов. К концу 30-х годов процесс огосударствления профессиональных и творческих организаций гуманитарной интеллигенции был завершен. Их задачи, структура и деятельность в рассматриваемый нами период строго контролировались партийно-государственными органами.

© Воронцова Ю.С.

UDC 4 (47+57)

Yu. S. Vorontsova

STRUCTURE AND TASKS OF TRADE AND CREATIVE UNIONS OF HUMANITARIAN INTELLECTUALS IN THE 1930s OF THE XX CENTURY (ON MATERIALS OF THE BASSR).

Key words: humanitarian intellectuals; trade unions, creative unions; nationalization; public organizations.

References:

1. KPSS o culture, prosveschenii i nauke [CPSU about culture, education and science]. Collected reports. Moscow, Politizdat Publ., 1963, pp. 181-182.

2. Krasnaya Bashkiria [Red Bashkiria], 1938. October 15, pp. 2-3.

3. Prophsoyuzy v bor’be za sotsializm [Labor unions in fight for a socialism]. Manual for a party’s active group. Voronezh, Communa Publ., 1932, p. 8.

4. Stalin I. V. Writings. Moscow, State publishing house of political literature, 1953. Volume 7, pp. 103-104.

5. Teatr [Theater], 1992. No. 6, p. 10.

6. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 122, Inventory 13, File 277, pp. 10, 47.

7. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 122, Inventory 18, File 569, p. 57; File 606, p. 20.

8. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 4627, Inventory 1, File 24, pp. 18-22.

9. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 4627, Inventory 1, File 99, p. 24.

10. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 8897, Inventory 1, File 270, p. 109.

11. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 8900, Inventory 1, File 243, p. 37.

12. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan Fund 8908, Inventory 2, File 16, p. 5.

13. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan Fund 8908, Inventory 2, File 16, p. 5.

14. Central state archive of public associations of the Republic of Bashkortostan. Fund 8908, Inventory 2, File 16, p. 184.

Authors’ personal details:

Vorontsova Yulia Sergeevna, Associate professor of the History and Cultural science Chair, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa, 450001. Phone: 8-917-402-82-87. E-mail: julia1649@yandex.ru.

Summary:

In the 30s the Soviet humanitarian intellectuals were actively created in our country. To perform its social role at this stage of the historical development it had to accept the socialist course as well as provide it with the proper ideological content. As a result, the humanitarian intellectuals were active participants of social-political and spiritual life of the Bashkir Autonomous Soviet Socialistic Republic (BASSR). This article is devoted to analyse structure and tasks of trade and creative unions of the humanitarian intellectuals of Bashkiria in the 30s. In 1930s the population of the Soviet Union was captured by activities of different public organizations. The humanitarian intellectuals of BASSR in the 30s were united in public organizations - trade and creative unions. Trade unions united workers with common interests by the nature of their activities: production, services and culture. Creative unions were called as volunteer societies uniting people by creative professions. Public organizations were mass. The humanitarian intellectuals had active impact on political processes, first of all, through trade and creative unions. Trade unions of the humanitarian intellectuals, as well as others, were organized according to production characteristics. The structure of creative unions was reflected by their charters. The main objectives of trade organizations were mainly in the sphere of organizational and economic activities, while creative unions were aimed to work in the field of culture. Since the beginning of the 30s there started the process of trade and creative union integration in government. Existence of the strict centralized structure in the unions, incompetence of their workers, the requirement of obligatory implementation of decisions of the supreme leading bodies by all the branches, negative bureaucratic traditions which extended in public organizations in the 30s, initially didn't assume development of democratic tradition in unions. By the end of the 30s process of nationalization of trade and creative organizations of the humanitarian intellectuals finished. Their tasks, structure and activities during the studied period considered were strictly controlled by party government bodies.

© Vorontsova Yu. S.


Возврат к списку