ИЗДАТЕЛЬСТВО: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Башкирский Государственный Аграрный Университет

АДРЕС: 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34 E-mail: electronic_bsau@mail.ru
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 54909 от 26.07.2013 г. ISSN 2308-9644

А.С. Булатов Методологическая проблематика в религиоведческих исследованиях 29.12.2014 А.С. Булатов Методологическая проблематика в религиоведческих исследованиях

Ключевые слова: методология, религиоведение, религия, атеизм, суфизм, суфиеведение, мировоззрение, европоцентризм.

Методология – основа научного познания. Хотя далеко не всегда сами учёные осознают важность методологической проблемы. Правильно выбранная методология – ключ к успеху в любых формах научных изысканий. Однако следует признаться, эта проблема не имеет простых решений в так называемых мировоззренческих областях знаний, как философия и религиоведение. В философии сохраняется «вековечная борьба» между идеалистами и материалистами, гностиками и агностиками, а в изучении религии – между теистами и атеистами. Проблема усугублялась тем, что, если учёный в своих изысканиях опирался на факт бесспорности бытия Бога и авторитет Священного Писания, то его непременно обвиняли в теологических «замашках». Ввиду этого любое современное религиоведческое исследование, носящее якобы научный характер, как правило, уже содержит атеистический подтекст. Столь противоречивая ситуация сложилась в последние столетия как результат эволюции «священных» традиций «чистой науки», исключающей любые проявления иррациональности. Антисциентисты же в свою очередь справедливо утверждают, что «научность» и «истинность» суть понятия нетождественные.

Р. Ю. Рахматуллин  ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 29.09.2014 Р. Ю. Рахматуллин ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Целью статьи является систематизация философской и научной информации об истине как виде знания. В ней анализируются три концепции истины: классическая, когерентная и эссенциалистская. Отдается предпочтение и обосновывается эвристическая ценность когерентной концепции истины. Рассматриваются свойства истины: объективность, субъективность, относительность, абсолютность, конкретность, абстрактность. Делается вывод о противоречивой природе истинного знания как единства противоположных свойств.

А. Р. Абдуллин  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ  МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА 30.06.2014 А. Р. Абдуллин ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА

В статье дана интерпретация сложнейшего философского произведения ХХ века – «Бытие и время» М. Хайдеггера. Для ответа на вопрос о смысле бытия, Хайдеггер, в отличие от предшественников, ставит проблему того, как человек приходит к пониманию и почему понимание является способом его бытия (экзистенциалом). Смысл бытия считает он, связан со способом бытия человека. Ибо существует нечто, что каким-то таинственным образом уже изначально понимает смыл бытия. Этим нечто является онтологическая структура человека – Дазайн (бытие-вот). Труд Хайдеггера посвящен разработке экзистенциальной структуры этого феномена. В статье рассмотрены решающие моменты для понимания экзистенциально-онтологического мышления Хайдеггера. Автор предлагает сделать это с помощью предложенной им схемы «Соотношения основных понятий онтологии Хайдеггера» в которую входят следующие понятия: бытие как время; сущее; просвет (между бытием и сущим); «вот» бытия (Дазайн); собственное и не собственное Дазайн; экзистенциалы «настроение» и «понимание»; «дас Ман»; рождение; смерть; экзистенция и экзистирование. В заключении рассмотрено как из этой онтологии вытекают базовые положения философской герменевтики: а) герменевтика есть онтология; б) герменевтический круг есть онтологическая структура понимания; в) понимание, посредством слова, выводит истину в Просвет бытия.

Е.Г. ГАЙНЦЕВ   АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 28.05.2014 Е.Г. ГАЙНЦЕВ АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Феномен интернет-зависимости является новой социальной проблемой. Данное явление распространяется с огромной скоростью, и не каждый может отметить признаки присущие этому феномену. Проблема интернет-зависимости в настоящее время является малоизученной, как в отечественной науке, так и в зарубежной. Данным вопросом начали заниматься только в середине 90-х годов ХХ века, и поэтому работ не много. Данная работа направлена на выявление феномена интернет-зависимости в российском обществе, ее основные признаки и показатели. В данной статье представлен анализ социологического опроса. Полученные данные помогут понять, и охарактеризовать современное состояние Интернет-зависимости. Кроме этого, рассмотрены признаки и механизмы формирования интернет-зависимости. В данной работе отражены основные показатели интернет-зависимости за последние годы. В статье рассмотрены меры профилактики по предотвращение интернет-зависимости. Работа направлена на дальнейшее развитие проблемы интернет-зависимости, и предотвращение ее развития.

А.С. Булатов   МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 28.05.2014 А.С. Булатов МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Статья посвящена методологическим проблемам современного религиоведения. Автор утверждает, что религиоведческая наука должна избавиться от тяжёлого наследия научного атеизма и отрицательного влияния европоцентристкой мировоззренческой системы. Рассматриваемая проблема раскрывается на примере суфиеведения. В статье представлено обзорное описание ряда методологических конструкций и сделана попытка обосновать их практические преимущества в суфиеведческих исследованиях.   

Р. Ю. Рахматуллин   ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА 29.01.2014 Р. Ю. Рахматуллин ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА

Цель статьи – изложение проблем, связанных с пониманием философии как вида научного знания. На основе анализа различных философских учений делается вывод, что характеристика философии только как науки или только как вида вненаучного знания, ошибочно. Совокупному философскому знанию присущи черты как научности, так и вненаучности, т.к. оно состоит из разных, и нередко – противоположных знаний. Обосновывается авторская точка зрения, что научная философия является методологией не всех наук, а только фундаментальных.

Н.М Урманцев МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ 28.11.2013 Н.М Урманцев МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

В статье отмечается, что сущность проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, его мировоззрении, морали, ценностных установках, предопределяющих его поступки и способы самореализации. О том, что мораль во многом определяется знанием, говорил еще Сократ. Это особенно актуально сегодня, когда знания человека действительно становятся мощной определяющей силой, и образование - действенным антиэнтропийным фактором, позволяющим в условиях нарастания сложности и непредсказуемости мира надеяться на стабилизацию в допустимых пределах противоречий между человеком и природой, сохранение технико-гуманитарного баланса. Сегодня формируется новое понимание рациональности. Новую рациональность мы понимаем, прежде всего, как открытую рациональность, вмещающую в себя различные точки зрения и позиции и преодолевающую собственные границы в поисках сближения с внерациональными формами познания, учитывающими неопределенность, непредсказуемость человека, сферы мотивации, правомочность разнообразия духовно-эмоциональных и ментальных проявлений человека, их равнозначимость в утверждении его свободы. Открытая рациональность является необходимым условием формирования нелинейного мышления, учитывающего сложность, как мира, так и самого человека и не претендующего на истину в последней инстанции. Открытое, нелинейное мышление делает возможным выход за пределы наличного бытия, повышает познавательные, практические, моральные и прочие возможности человека, то есть является творчеством.

Р.Ю. Рахматуллин   СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПЕДА-ГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 30.09.2013 Р.Ю. Рахматуллин СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПЕДА-ГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Цель статьи – изложение результатов исследования роли образных представлений в педагогической деятельности, в частности, как средства понимания научных идей. На основе анализа историко-научного, психологического, эпистемологического материала образ рассматривается как предел редукции научно-теоретического знания, необходимый компонент педагогического пространства, средство трансляции и понимания научного знания.    

Н.М. Урманцев  НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27.08.2013 Н.М. Урманцев НЕЛИНЕЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится о том, что в современных условиях довольно много говорится об инновационном подходе, инновационном образовании, инновационной политике, инновационном мышлении. Где-то на границе рационального и интуитивного подавляющее большинство разумеет под последним нечто связанное с новым, скорее ориентацию сознания на разработку и утверждение нового знания, технологии, методики и т.п. 

З.Х. Бурганова, С.А. Яминова  ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 27.08.2013 З.Х. Бурганова, С.А. Яминова ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Вузовское образование сегодня испытывает те же последствия ухудшения морального, социального, экономического состояния молодежи, что и вся страна. Учитывая же роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества, столь же значимой, как и подготовка к профессиональной деятельности, становится подготовка к восприятию и развитию семейных ценностей. По мнению авторов необходимо активизировать демонстрацию социальных сюжетов, различных роликов высокого качества, которые пропагандируют здоровую семью, семейные ценности и т.п.


Новости 1 - 10 из 13
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все