Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
04.12.2019

УДК 659.19 Ю.Н. Шокурова К.Г. ЮНГ О КОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ

«Человеческая душа, подобно айсбергу, лишь малая ее часть видна на поверхности, а большая скрыта в глубинах бессознательного», - эти слова произнёс Карл Гюстав Юнг, известный швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. К.Г. Юнг – ученик и последователь Фрейда. Однако, в конечном счёте, он оказывается несогласным со своим учителем. Юнг становится основоположником своего собственного направления - аналитической психологии. Суть заключается в осмыслении мотивов человеческих действий и поведения путём изучения сновидений, символов, фольклора, мифологии. Он опирался на представления о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником развития индивидуальности. (Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.; Киев: ЗАО Совершенство - "Port-Royal", 2016.). Рисунок 1 – Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) По мнению Юнга, бессознательное – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Основное понятие здесь коллективное бессознательное. Это отражение опыта прежних поколений, закрепившихся в структуре мозга. Основными архетипами индивидуальности психики Юнг считал эго, персону, тень, аниму и самость. Эго – центральный элемент личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое. Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть глазами других людей. Тень представляет собой центр личного бессознательного. Тень - это те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персоной, с нормами общества. Анима – это те части души, которые отражают представления о противоположном поле. Самость – это архетип порядка и целостности личности. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души, а соединяет их так, чтобы они друг друга дополняли (рисунок 2).

Полная статья:  Загрузить

Возврат к списку