Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
А.Х. Селезнева   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25.03.2014

А.Х. Селезнева ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 УДК 34:639.1

А.Х. Селезнева 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: охрана окружающей среды, природные ресурсы, животный мир, охотничьи ресурсы, охота, юридическая ответственность, экологическое законодательство.

Проблемы рационального природопользования и сохранения окружающей среды и природных ресурсов являются одними из самых актуальных на сегодняшний день. От состояния экологии зависит здоровье каждого человека, состояние природной среды и наше будущее.

Соблюдение экологических норм и требований обеспечивается системой законодательных актов. Прежде всего, это Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], в статье 11 которого определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Наряду с вышеуказанным законом в Российской Федерации приняты и действуют законы: «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О радиационной безопасности населения» и другие. Вопросы рационального природопользования регламентируются также отраслевым природоресурсным законодательством: Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Федеральными законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране животного мира» и другими.

Несмотря на то, что вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования постоянно находятся во внимании законодателя, здесь остается масса неразрешенных вопросов, требующих соответствующего правового регулирования. На наличие таких проблем указывает обширная судебная практика по делам, связанным с нарушением природоохранных норм.

Исполнение экологических норм и требований обеспечивается системой мер юридической ответственности. Согласно ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушения законодательства в области охраны окружающей среды влекут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Рассмотрим проблемы применения ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды на примере отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Основополагающим законом, регулирующим отношения в указанной сфере, является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Уголовная ответственность за незаконную охоту установлена ст. 258 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) [3]. Она предусматривает ответственность за незаконную охоту, если, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Соответствующие деяния наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Нарушение правил охоты, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, квалифицируются по ч. 2 ст. 258 УК РФ и наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Преступлением признается только незаконная охота, то есть охота с нарушением требований действующего законодательства, прежде всего Правил охоты [8]. В частности, это может быть охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др. Об этом говорится в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [13].

Причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. Крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя [13, п. 9]. В судебной практике имеются примеры того, как на основании заключения эксперта в области экологии крупным признавался ущерб окружающей среде, вызванный отстрелом одной косули.

Недостатком действующего уголовного законодательства является то, что в нем не предусмотрена ответственность за уничтожение охотничьих ресурсов вне осуществления охоты [17]. Между тем практика изобилует примерами варварского отношения к диким животным при производстве различного рода работ, не связанных с охотой. Несмотря на то, что окружающей среде причиняется существенный вред, уничтожаются тысячи редких птиц и животных, виновные отделываются административными штрафами.

Административная ответственность за нарушение правил охоты и иных правил пользования объектами животного мира предусмотрена частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [4]. Нарушение правил охоты подлежит квалификации по данной статье в случае, если оно не подпадает под признаки преступления. Разграничение от преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, осуществляется по таким основаниям как причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации – в этих случаях, как указывалось выше, наступает уголовная ответственность.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 201-ФЗ [7] были внесены изменения в статью 8.37 КоАП РФ, в том числе она была дополнена частями 1.1, 1.2, 1.3. Изменениями предусмотрена дифференциация наказания в зависимости от того, впервые или повторно совершается административное правонарушение. Теперь отдельно квалифицируется осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты. Частью 1.3 установлена ответственность за непредъявление по требованию должностных лиц уполномоченных органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием. Также ужесточена ответственность за нарушение правил охоты. Максимальный размер административного штрафа для должностных лиц увеличен до тридцати пяти тысяч рублей, при повторном совершении правонарушения – до пятидесяти тысяч рублей. Если раньше за нарушение правил охоты гражданина могли лишить права осуществлять охоту на срок до двух лет, то теперь - до трех лет (при повторном совершении).

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] были ужесточены меры ответственности за незаконный оборот (хранение, транспортировку и продажу) особо ценных видов животных и водных биоресурсов. Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 258.1, которая предусматривает ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных видов диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами, их частей и производных. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также были внесены изменения, предусматривающие более жесткую ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ).

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность предусматривается законодательством за вред, причиненный окружающей среде в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда, а также при нарушении договоров в сфере природопользования. Она представляет собой возмещение виновными лицами причиненного имущественного вреда в денежном выражении. На практике к гражданско-правовой ответственности в рассматриваемой сфере привлекают в основном браконьеров за вред, причиненный при осуществлении незаконной охоты, а также физические и юридические лица, неосторожно причинившие вред охотничьим ресурсам при осуществлении хозяйственной деятельности или в результате дорожно-транспортных происшествий.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности возможно наряду с привлечением к уголовной или административной ответственности. Указанное не рассматривается как повторное привлечение к юридической ответственности. Отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение возбужденного уголовного дела по ст. 258 УК РФ, вынесение приговора по нему, а также прекращение производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.37 КоАП РФ также не исключают возможности предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ [5], ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

Для определения размера вреда окружающей среде в его денежном исчислении применяются установленные таксы и методики исчисления размера вреда, утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В частности, приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам [9].

При определении размеров вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, применяется отдельная Методика [10]. Следует отметить, что приказом Минприроды России от 12 декабря 2012 г. № 429 [11] в него были внесены изменения, которыми с 31 марта 2013 года значительно увеличены нормативы стоимости ряда видов животных, занесенных в Красную книгу РФ. Например, для амурского тигра, дальневосточного леопарда и кречета норматив стоимости при незаконной добыче вырос до 1,1 млн. руб., то есть в 2 - 3 раза.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охоты заключается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В частности, пунктом 2.9 Приказа Рослесхоза от 8 апреля 1998 г. № 54 «Об усилении охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда Российской Федерации» [12] было предписано ужесточить меры дисциплинарной ответственности, принимаемые к работникам государственной лесной охраны, совершившим нарушения правил охоты и рыбной ловли. Меры дисциплинарной ответственности могут быть приняты к работникам Росприроднадзора, охотничьим инспекторам.

Ежегодно в России регистрируется десятки тысяч правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Однако, как указывают специалисты, реальное положение дел в экологической сфере намного хуже, чем показывают статистические показатели [16]. Невысокое количество выявляемых экологических правонарушений, а в последние годы даже их сокращение являются следствием слабого государственного экологического контроля и охраны природных ресурсов, дефектности экологического законодательства, практически всеобщей общественной апатии к нарушителям закона и высочайшей латентности [15].

Полагаем, что дальнейшим направлением совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и практики его применения должно стать ужесточение ответственности за совершение экологических правонарушений, усиление превентивной функции наказания, а также повышение эффективности юридической ответственности за счет усиления контроля за соблюдением экологических норм, в том числе общественного контроля.

Закончить статью хотелось бы словами профессора Бринчука М.М. Он сказал следующее: «Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие, адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. Юридическая ответственность выполняет функцию гарантии исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды является проявлением культуры этого общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе - моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений» [14].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ

6. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

8. Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил охоты» (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Рег. № 19704)

9. Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (зарегистрирован в Минюсте России 26 января 2012 г. Рег. № 23030)

10. Приказ Минприроды России от 28 апреля 2008 г. № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2008 г. № 11775).

11. Приказ Минприроды России от 12 декабря 2012 г. № 429 «О внесении изменений в приложение 2 к Методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом МПР России от 28 апреля 2008 г. № 107» (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2013 г. № 27579).

12. Приказ Рослесхоза от 8 апреля 1998 г. № 54 «Об усилении охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда Российской Федерации»

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

14. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. 2010. [Электронный ресурс] // СПС Гарант

15. Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 23 - 26.

16. Жевлаков Э. Квалификация незаконной охоты // Уголовное право. 2009. № 6. C. 14 -19.

17. Максимов А.М. Общесоциальное предупреждение преступных посягательств на охотничьи ресурсы: вопросы законодательного регулирования и организационного обеспечения // / Российский следователь. 2012. № 6. С. 32 - 34.

Сведения об авторе:

Селезнева Айгуль Хамитовна, кандидат юридических наук, доцент, начальник юридического отдела, заведующий кафедрой права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, 34, e-mail: selezneva.ufa@mail.ru

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросам применения мер юридической ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей среды. На примере отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов рассматривается законодательство об экологической ответственности, исследуются проблемы применения соответствующих норм, предлагаются меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

© Селезнева А.Х.

UDC 34:639.1

A.H. Selezneva

RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF THE LAW

ON ENVIRONMENTAL PROTECTION

Key words: environmental protection;, natural resources; fauna; hunting resources; hunting; legal responsibility; ecological legislation.

References

1. Federal'nyj zakon ot 10 janvarja 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» [Federal law No.7-FZ "On environment protection" of January 10, 2002.

2. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2009 g. № 209-FZ «Ob ohote i o sohranenii ohotnich'ih resursov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Federal law No. 209-FZ "On hunting and preservation of hunting resources and modification of separate acts of the Russian Federation" of July 24, 2009.

3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ [Criminal code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996].

4. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30 dekabrja 2001 g. № 195-FZ [Code of the Russian Federation on administrative offenses No. 195-FZ of December 30, 2001].

5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 26 janvarja 1996 g. № 14-FZ [Civil code of the Russian Federation No. 14-FZ (part second) of January 26, 1996].

6. Federal'nyj zakon ot 2 ijulja 2013 g. № 150-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Federal law “On modification of separate acts of the Russian Federation" No. 150-FZ of July 2, 2013].

7. Federal'nyj zakon ot 23 ijulja 2013 g. № 201-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ohote i o sohranenii ohotnich'ih resursov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" i Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah» [Federal law of July 23, 2013 No. 201-FZ "On modification of the Federal law "On hunting and preservation of hunting resources and modification of separate acts of the Russian Federation" and the Code of the Russian Federation on administrative offenses"].

8. Prikaz Minprirody Rossii ot 16 nojabrja 2010 g. № 512 «Ob utverzhdenii Pravil ohoty» (zaregistrirovan v Minjuste RF 4 fevralja 2011 g. Reg. № 19704) [Order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation of November 16, 2010 No. 512 "On the approval of Rules of hunting" (Registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on February 4, 2011. No. 19704)].

9. Prikaz Minprirody Rossii ot 8 dekabrja 2011 g. № 948 «Ob utverzhdenii Metodiki ischislenija razmera vreda, prichinennogo ohotnich'im resursam» (zaregistrirovan v Minjuste Rossii 26 janvarja 2012 g. Reg. № 23030) [Order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 948 "About the statement of the Technique of calculation of the extent of the harm done to hunting resources" (Reg is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on January 26, 2012. No. 23030)].

10. Prikaz Minprirody Rossii ot 28 aprelja 2008 g. № 107 «Ob utverzhdenii Metodiki ischislenija razmera vreda, prichinennogo objektam zhivotnogo mira, zanesennym v Krasnuju knigu Rossijskoj Federacii, a takzhe inym ob#ektam zhivotnogo mira, ne otnosjashhimsja k ob#ektam ohoty i rybolovstva i srede ih obitanija» (zaregistrirovan v Minjuste Rossii 29 maja 2008 g. № 11775). [Order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation of April 28, 2008 No. 107 "About the statement of the Technique of calculation of the extent of the harm done to objects of fauna, included in the Red List of the Russian Federation, and also to other objects of fauna which aren't relating to objects of hunting and fishery and the environment of their dwelling" (No. 11775 is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on May 29, 2008)].

11. Prikaz Minprirody Rossii ot 12 dekabrja 2012 g. № 429 «O vnesenii izmenenij v prilozhenie 2 k Metodike ischislenija razmera vreda, prichinennogo ob#ektam zhivotnogo mira, zanesennym v Krasnuju knigu Rossijskoj Federacii, a takzhe inym ob#ektam zhivotnogo mira, ne otnosjashhimsja k ob#ektam ohoty i rybolovstva i srede ih obitanija, utverzhdennoj prikazom MPR Rossii ot 28 aprelja 2008 g. № 107» (zaregistrirovan v Minjuste Rossii 11 marta 2013 g. № 27579). [Order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation of December 12, 2012 No. 429 "About modification of the appendix 2 to the Technique of calculation of the extent of the harm done to objects of fauna, included in the Red List of the Russian Federation, and also to other objects of fauna which aren't relating to objects of hunting and fishery and the environment of their dwelling, Russia approved by the order MPR of April 28, 2008 No. 107" (No. 27579 is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on March 11, 2013)].

12. Prikaz Rosleshoza ot 8 aprelja 1998 g. № 54 «Ob usilenii ohrany ob#ektov zhivotnogo mira i sredy ih obitanija na territorii lesnogo fonda Rossijskoj Federacii» [Rosleskhoz order of April 8, 1998 No. 54 "About strengthening of protection of objects of fauna and the environment of their dwelling in the territory of forest fund of the Russian Federation"].

13. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 18 oktjabrja 2012 g. № 21 «O primenenii sudami zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za narushenija v oblasti ohrany okruzhajushhej sredy i prirodopol'zovanija» [Resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of October 18, 2012 No. 21 "About application by courts of the legislation on responsibility for violations in the field of environmental protection and environmental management"].

14. Brinchuk M. M. Eekologicheskoe pravo. Uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij. [Ecological right. Textbook for higher educational institutions], 2010. Available at: Union of Right Forces Guarantor.

15. Viktorov D. V. Vectors of criminal liability for crimes against ecological safety and environment. Rossijskaja justicija [Russian justice], 2013, no. 7, pp. 23 - 26.

16. Zewlakow E. Qualification of illegal hunting. Ugolovnoe pravo [Criminal law], 2009, no. 6, pp. 14 - 19.

17. Maksimov A.M. All-social prevention of criminal infringement of hunting resources: questions of legislative regulation and organizational support. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2012, no. 6, pp. 32 - 34.

Authors’ personal details

Selezneva Aygul Hamitovna, candidate of Law Sciences, associate professor, head of the Law Chair, head of the Law department. Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 34, e-mail: selezneva.ufa@mail.ru

Summary:

This article is devoted to questions of applying measures of legal responsibility for environment protection law violations. On the example of the relations in the field of hunting and preservation of hunting resources the legislation on ecological responsibility is considered, problems of application of the relevant standards are investigated, the measures directed on improvement of the current legislation in the considered sphere are offered.

© Selezneva A.Kh.


Возврат к списку