Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
М.Б. Абакачева  К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ  КУЛЬТУРЕ МОЛОДЕЖИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 28.04.2014

М.Б. Абакачева К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОЛОДЕЖИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 340.130.3

М.Б. Абакачева


К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОЛОДЕЖИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: общество; право; субъект права; молодежь; правовая культура; правовое поведение.

Правовая сфера общественной жизни предполагает интериоризацию молодежью системы знаний о социальной действительности и о собственной личности, позволяющих адекватно адаптироваться и устанавливать необходимые контакты с другими людьми, поскольку процесс совершенствования социальной компетентности связан с развитием правовой культуры личности. В этой связи актуализируется задача изучения закономерностей развития правового сознания молодежи и поиска возможностей оказывать оптимизирующее влияние на его формирование. Не ставя цели критического анализа существующих точек зрения и не претендуя на полноту освещения проблемы, можно предложить, тем не менее, один из возможных подходов к изучению социально-правовых аспектов правовой культуры молодежи, его структуры, уровней развития, закономерностей становления. Правовую культуру мы определили как систему представлений, основанных на понимании закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Развитость правового сознания есть проявление правовой культуры и социальной адаптивности, а значит, является стабилизирующим фактором, способствующим совершенствованию общества.

Современные общества значительно различаются не только типами экономических и политических систем, но и социально-культурными особенностями, которые отражаются в их социальных институтах и сказываются на понимании членами данных обществ феномена права. Так, функция системы воспитания в любом обществе состоит в подготовке молодого поколения к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его социальной роли. В этом смысле проблема правовой культуры молодежи имеет два уровня, которые, правда, можно отделить один от другого с большой долей условности. На первом, сложившаяся в обществе система социальных институтов и социальных неравенств рассматривается с точки зрения ее воздействия на формирования жизненных ценностей и потребностей индивидов, на становление и развитие их индивидуальностей. На втором мы имеем дело с уже сформировавшимися индивидуальностями, с оформившейся системой потребностей, жизненных ценностей, черт характера, привычек, которые молодые люди не могут изменить мгновенно или не могут (не хотят) менять совсем. И пусть в прежние времена их индивидуальность подавлялась или ограничивалась, но сегодня они такие, какие есть. И оценивать динамику своего правосознания социальные субъекты будут, исходя именно из этой системы жизненных целей и ценностей, равно как и из изменений в возможностях и способах их реализации в новых условиях по сравнению со старыми.

В названном контексте, во-первых, правовую культуру молодежи нельзя понять вне связи с основными социальными отношениями и институтами данного общества. Конкретные образы индивидуального права, несмотря на все свое многообразие, в значительной степени отражают характер доминирующих в данном обществе социальных институтов, уровень развития экономической системы общества и др. Ибо сами жизненные цели и ценности, а также возможности их достижения в значительной степени определяются особенностями социализации, местом, занимаемым молодежью на шкале социальных неравенств в прошлом и настоящем, и др, т.е. общественная система не только ограничивает, но одновременно и формирует личность молодого человека, подавляя одни и развивая другие социальные качества.

Во-вторых, говорить о праве субъекта в каком-то конкретном отношении будем тогда, когда это конкретное явление (объективное или субъективное) действительно значимо для социального субъекта – либо само по себе, либо как средство достижения других жизненно важных целей и ценностей. В самом деле, если тот или иной элемент социальной реальности (закон, норма, процесс и др.) для субъекта не значим, если он привык обходиться без него и не испытывает в нем никакой нужды, бессмысленно говорить о правах и взглядах индивида в данном конкретном отношении. В этом смысле, правосознание зависит от устремлений каждого индивида, от того, что он считает нормальным, законным и необходимым именно для себя.

В-третьих, поскольку у разных индивидов и социальных групп (молодежь) в каждый данный момент имеются различные цели и ценности, а также неодинаковые возможности их реализации, то неизбежно будут различными как конкретные смысловые образы желаемого индивидуального права, так и его динамика, ограничители и благоприятствующие факторы.

Так, одни придерживаются мнения о том, что право – это возможность делать то, что они хотят и могут делать, но только в том случае, если это не запрещено общими для всех законами, нравятся они им или нет. Другие же право, и свою возможность делать то, что они хотят и могут, не считают нужным ограничивать законами, поскольку они пишутся в чьих-то интересах, до которых им нет дела. У одних право ассоциируется с возможностью жить в согласии с собой, поступать по своим убеждениям, жизненным принципам; другие внутренним аспектам права не придают особого значения, выставляя на первый план возможность делать то, что улучшит их будущее (даже если сегодня для этого приходится поступать вразрез со своими убеждениями и принципами, а возможно и через нарушение закона). И хотя для абсолютного большинства респондентов право – это не только социальное состояние человека, но и право его выбора и действий, но по составу называемых при этом элементов и условий, и право выбора и право действия – различаются весьма существенно.

Конкретные смысловые образы молодежи о праве отличаются не только характером и числом определений, но и ценностной иерархией их составляющих. Поскольку жизненные цели и ценности социальных субъектов в каждый момент времени определенным образом иерархизированы, а способности и возможности действовать в наиболее актуальных направлениях различаются, то разные виды и условия соблюдения законности и действенности права значимы для них неодинаково.

В-четвертых, важным свойством права, как социального феномена, является его относительность в пространстве и во времени, динамичность. Поскольку право по природе своей относительно, то социальный субъект (молодежь) оценивает его уровень либо путем сравнения тех возможностей достижения своих целей и ценностей, которые он имел в определенный момент времени, с теми возможностями, которые он имеет в другое время, а оценка содержит не только элементы прошлого и настоящего, но и оценку будущего (своего или значимых других), либо путем сравнения своих возможностей в каждый момент времени с возможностями (других групп, либо на основе динамического и социального сравнения одновременно).

Таким образом, интеграция внутренней и внешней проекций права позволяет рассматривать его одновременно на двух уровнях: социальном и индивидуальном. Они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, которая может быть как положительной, так и отрицательной. В определенных пределах возможна и автономная трансформация тех или иных уровней права. Как взаимосвязь, так и автономия со временем могут усиливаться или ослабляться. Но, так или иначе, у феномена права, тем больше шансов институционализироваться, чем сильнее его положительная взаимосвязь с правом индивидуальным.

Современная молодежь является конкретным носителем правовой культуры. В настоящее время само понятие «правовая культура молодежи» употребляется в довольно абстрактных, а кое-где противоречивых и непонятных для массового сознания значениях. Учитывая, что проблемы правовой культуры молодежи приобретают сегодня одно из центральных мест в теоретических и политических дискуссиях, необходимо обратиться к рассмотрению ее структуры, потому что именно это дает возможность перейти к конкретному анализу. Молодежь может ответственно выполнять свои социально-правовые функции или не очень, от этого зависит оценка уровня развития правовой культуры и правовой зрелости в целом. Уровень развития правовой культуры молодежи определяется:

- уровнем общего образования (высокий его уровень помимо того, что оказывает непосредственное влияние на формирование более адекватных социально-правовых представлений и убеждений, является своеобразной базой, которая делает возможным быстро поднять уровень правовой компетентности, поскольку последняя есть также специфическое проявление общей культуры в правовой сфере);

- уровнем знаний о законе и правовой системе общества и потребностью в получении широкого спектра общественно значимой информации;

- участием в непосредственной социально-правовой деятельности;

- идеалами (ценностями) и целями социальной деятельности, их формальным и содержательным выражением.

Существует два обстоятельства, которые, позволяют принять наличие у индивида (группы) в данный момент времени и в данных условиях определенных смысловых образов права как данность. Первое обстоятельство исходит от самого человека, второе – от системы. Каждый человек проживает одну жизнь, он так или иначе взвешивает свои приобретения и потери, оценивает динамику личных прав, в том смысле как он сам их понимает. Пусть даже часть жизни человека прошла в системе, где его индивидуальность подавлялась, где им манипулировали. В социальную систему он все равно войдет таким, какой есть, со своим пониманием права, независимо от того, прогрессивно ли оно с чьей-то иной точки зрения или нет. Эти представления не изменить мгновенно, хотя как многолетняя эта задача и может ставиться. До тех же пор, пока она не будет решена, люди будут оценивать уровень и динамику своих прав, исходя не только из истинных, но и из ложных потребностей и жизненных целей, не только из прогрессивных, но и из устаревших ценностей, а также из возможностей реализации как тех, так и других в новых условиях по сравнению со старыми.

На характер целей, ценностей и социальных практик молодежи в значительной степени влияет комбинация ресурсов. Например, если объем экономических ресурсов высок, а социальных - низок, то обладатели такого набора ресурсов относятся к группе низкого социального престижа, их самоидентификация затруднена, характерен правовой нигилизм. Напротив, если объем социальных ресурсов высок, а экономических — низок, то индивид относится к группе высокого социального престижа и процесс самоидентификации для него проходит безболезненно, характерна правовая адаптивность и социальная бесконфликтность.

Ситуация в главном не изменилась - усиливается адаптация молодежи к новым социально-экономическим отношениям без социальной конфликтности, проявляемой в соблюдении законов. Многие феномены рыночного образа жизни, пусть даже в условиях полудикого рынка, воспринимаются значительной частью респондентов не как аномальные, происходит переориентация от общественных приоритетов к личным. Проявляется еще одно свойство социальной инерции- неравномерность осознания социальных трансформаций на групповом и личностном уровнях. И вновь налицо недооценка эмоционально-психологических аспектов социального действия. А ведь именно они для молодежи наиболее значимы и могут побуждать к стихийному, спонтанному протесту и правонарушениям. Учтем и своеобразие нынешнего поколения молодежи — у него нет прежней уверенности в будущем, но нет и чувства социального страха. Именно огромный запас энергии, социальной прочности и составляет инвариантную субкультурную характеристику этого поколения. Однако при всей масштабности перемен в межпоколенческих отношениях сохраняется традиционный — патерналистский подход.

Основными чертами правовой культуры молодежи, которые не позволяют ей соответствовать социально-правовым стандартам, являются правовой нигилизм, низкий уровень приверженности демократическим ценностям и предпочтениям и двойственное отношение к закону.

В исследовании феномена правовой культуры молодежи в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, — каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспективам анализа. В основе рассогласований между ними лежит, прежде всего, разный уровень осознания социальными субъектами (молодежь) характера и степени воздействия на них системы социальных связей, через посредство которых они включены в общественную жизнь и взаимодействуют с другими социальными субъектами, организациями и институтами. Не менее важную роль играет доступ к информации об окружающем мире и изменениях в нем, ошибки в восприятии и осознании перемен и другие факторы.

Современные тенденции в развитии правовой культуры молодежи, на наш взгляд, связаны с процессом социальной адаптации, который необходим для любой профессиональной деятельности, поскольку связан со способностью решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в социально-правовых основах поведения личности в гражданском обществе. Интерес к закону и праву является исходной характеристикой гражданской культуры. Человек не участвует в том, чем он не интересуется, а вне участия он не может приобрести навыки, необходимые для осуществления социальных функций, и почувствовать себя способными оказывать влияние. Правовая адаптивность как ощущение способности оказывать влияние на социальные структуры и умение самостоятельно принимать решения, возникает на основе правовой включенности — постоянного участия в социально-правовой жизни. Социально-правовая адаптивность, обусловленная высоким уровнем правового сознания, способствуют более активному и эффективному участию молодежи в социальной жизни общества.

Социально-правовая адаптивность рассматривается нами как интегральная характеристика человека, проявляющаяся в различных сферах социальной деятельности (в наших исследованиях – это правовая сфера общества), обеспечивающая человеку адекватное взаимодействие с общественными структурами, позитивную адаптацию и самореализацию. В основе социально - правовой адаптации лежит комплекс социальных, психологических и социально-психологических структур, это, прежде всего интеллект и образование, владение профессией, социальная активность, инициатива и предприимчивость, чувство независимости и свободы, понимание людей и умение позитивно взаимодействовать с ними. Преодоление правового нигилизма и инертности молодежи будет зависеть во многом от формирования научно-обоснованной, эффективной молодежной политики, направленной на формирование в ее среде таких ценностных установок, которые помогут реализовать конструктивный инновационный потенциал молодого поколения, включить его в общественные социально-правовые процессы и превратить в мощную силу развития российского общества.

Кроме того, именно сложившиеся у разных субъектов права (групп) образы индивидуального права в значительной степени определяют их отношение к новым правам и перспективы институционализации этих прав. Чтобы стать полновесным элементом новой институциональной системы, провозглашенные права должны устойчиво востребоваться и реализовываться в социальных действиях людей. И здесь тоже возможны варианты. По тем или иным причинам большие группы людей могут оставаться равнодушными к новым правам и даже избегать их, что может существенно замедлить процесс институционализации этих прав. Далее, обращаясь к новым правам, они могут вырабатывать такие правила и нормы поведения, которые весьма отличаются от присущих природе этих прав. Наконец, социальные группы (молодежь) могут следовать новым правилам и нормам поведения (которые присущи новым правам и соответствующим им общественным отношениям) не добровольно, а вынужденно, что также затрудняет их институционализацию, ибо полная институционализация невозможна без интернализации. Так что в процессе реальных социальных взаимодействий может формироваться отличная от официально допускаемой социально - правовая система (примером может служить криминальная субкультура).

Таким образом, при погружении в конкретные зависимости реальной жизни - институциональные, социоструктурные и пр., правомерность и продуктивность перспективы изучения феномена правовой культуры молодежи становится очевидной. В этом случае предпочтительнее вести речь не о правовой культуре как целостном явлении, а ее специфической разновидности — правовой культуре молодежи. Правовая культура молодежи - разновидность правовой культуры, которая объединяет сознание и поведение субъектов социального процесса, связанная со становлением и реализацией жизненных стратегий через механизм социально - правовой адаптации. Проблема, по сути, сводится к понятию «правовое поведение», проявляемая как «правовая культура».

Список литературы:

1. Гизаров О.Н. Правовое сознание и идеология.- СПб.: Лань, 2000.

2. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства. - М., 1994. - С. 329.

3. Ефремова Г. X, Гранат Н. Л. Эмпирическое исследование правосознания: реальное содержание и задачи формирования // Психологический журнал. 1981. - № 6.

4. Ильин И. А. О сущности правосознания. Соч. в 2-х т. М., 1993.

5. Лазарев В.В. Правосознание и правовая культура // Общая теория нрава / Под ред. А.С. Пиголкина. - М. 1996.

6. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999.

7. Николаева О. П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах. - М., 1992. - С. 21.

8. Нерсесянц В.С. Философия права. — М.: Изд.группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997; Опыт русского либерализма. Антология. — М.: Канон, 1997.

9. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и поведение // Юридическая психология: Хрестоматия. - СПб., 2001.

10. Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права. Под ред. Н.М. Матузова, А.В. Малыш. М, 2001. С. 612.

11. Яшинин С.В. Правовая культура: методологический очерк. - М., 1999.

Аннотация

В статье рассматриваются критерии оценки уровня развития правовой культуры и правовой зрелости молодежи и поиска возможностей оказания оптимизирующего влияния на его формирование. Автором установлено, что при погружении в конкретные зависимости реальной жизни - институциональные, социоструктурные, правомерность и продуктивность перспектив изучения феномена правовой культуры молодежи становится очевидной. В этом случае предпочтительнее вести речь не о правовой культуре как целостном явлении, а ее специфической разновидности — правовой культуре молодежи. Правовая культура молодежи - разновидность правовой культуры, которая объединяет сознание и поведение субъектов социального процесса, связанная со становлением и реализацией жизненных стратегий через механизм социально - правовой адаптации. Проблема, по сути, сводится к понятию «правовое поведение», проявляемая как «правовая культура».

Сведения об авторах:

Абакачева Миляуша Борисовна, старший преподаватель кафедры права ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34. Тел. +7(927) 307-98-44.

UDC 340.130.3

M.B. Abakacheva

ON QUESTION OF THE YOUTH LEGAL CULTURE AS A VARIETY OF LEGAL CULTURE

Key words: society, law; legal entity; the youth; legal culture, legal behavior

References:

1. Gizarov O.N. Pravovoe soznanie i ideologija [Legal consciousness and ideology]. Saint Petersburg, Lan’ Publ., 2000.

2. Granat N.L. Legal awareness and legal culture. Obshchaja teorija prava i gosudarstva - General Theory of Law and State. Moscow, 1994, 329 p.

3. Efremova G. Kh. Granat N.L. Empirical Study of justice: real content and formulating matters. Psihologicheskij zhurnal - Psychological Journal. 1981, no. 6.

4. Ilyin I.A. O sushchnosti pravosoznanija [On the essence of legal awareness].In 2 volumes. Moscow, 1993 .

5. Lazarev V.V. Legal awareness and legal culture. Obshchaja teorija prava -General theory of Law. Edited by A.S. Pigolkin . Moscow, 1996.

6. Maltsev G.V. Ponimanie prava. Podhody i problemy [Understanding of the law. Approaches and Challenges]. Moscow, Prometej Publ., 1999.

7. Nikolaeva O.P. Moral'no-pravovye suzhdenija i problema razvitija moral'nogo soznanija v raznyh kul'turah [Moral and legal judgments and the problem of development of moral consciousness in different cultures]. Moscow, 1992, p. 21.

8. Nersesyants V.S. Filosofija prava [Philosophy of Law]. Moscow: INFRA-M-NORMA Publ, 1997. Experience of Russian liberalism. Anthology. Moscow, Canon, 1997.

9. Ratinov A.R., Efremova G.Kh. Legal culture and behavior. Legal psychology : Juridicheskaja psihologija: Hrestomatija – Legal Psychology: reading-Book. St. Petersburg, 2001 .

10. Sinyukova T.V. Legal awareness and education. Teorija gosudarstva i prava [Theory of State and Law] . Edited by N.M. Matuzov, A.V. Malysh. Moscow, 2001, p. 612.

11. Yashinin S.V. Pravovaja kul'tura: metodologicheskij ocherk [Legal culture: a methodological essay]. Moscow, 1999.

Summary

This article discusses criteria to evaluate the development level of the youth legal culture and legal maturity and ways to provide an optimizing influence on its formation. The author found that being immersed in real dependence on real life - institutional, social and structural, legitimacy and efficiency to study the phenomenon of the youth legal culture becomes apparent. In this case, it’s better not to consider legal culture as an integral phenomenon, but its particular type - legal culture of youth. Legal culture of youth is a kind of legal culture that unites the mind and behavior of the social process agents associated with development and implementation of life strategies through the mechanism of social - legal adaptation. The problem leads to the concept of "legal behavior", manifested as "legal culture".

Authors’ personal details

Abacacheva Milyausha Borisovna, Senior teacher of the Law chair, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, 50-letia Oktyabrya Str., 34. Phone: +7(927) 307-98-44.

© Abakacheva M.B.


Возврат к списку