Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
В.Ф. Сабиров, Д.Р. Исангулова, Б.К. Кульков  МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ  ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 28.04.2014

В.Ф. Сабиров, Д.Р. Исангулова, Б.К. Кульков МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

УДК 342:323-057

В.Ф. Сабиров, Д.Р. Исангулова, Б.К. Кульков

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, гражданское общество, правовое государство, гражданская позиция, правосознание, правовая культура, общественная деятельность.

Согласно статье 1 Конституции РФ Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления [1]. Фактически же правовое государство в нашей стране только формируется.

Как известно, основой правового государства является гражданское общество, которое представляет собой систему жизнедеятельности общества, обособленную от государства по своему характеру, но тесно с ней связанную, а также содержащую частные, групповые интересы граждан, регулирующую и отстаивающую их; это общество, достигшее высокого уровня саморегуляции и самоорганизации, с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами. Гражданское общество и правовое государство неразрывно связаны между собой. Только под контролем гражданского общества государство может эффективно решать стоящие перед ним задачи, обеспечивать наиболее полную реализацию и защиту прав и свобод человека.

Молодежь во все времена являлась наиболее активной составляющей человечества. Являясь частью гражданского общества, она должна и может проявлять себя во всех сферах социальных отношений, в том числе участвовать в формировании государственной политики. Такие качества как мобильность, стремление к знаниям, обучаемость, наличие новых идей и сил для их реализации позволяют рассматривать молодежь как главный стратегический ресурс, необходимый для успешного развития государства и общества.

Однако в последние годы наблюдается некая пассивность современной молодежи. Её интересы, в большинстве своем, ограничиваются удовлетворением потребностей в еде, одежде, приятном времяпровождении, развлечениях. Молодежь характеризует отсутствие должного правого сознания и правовой культуры, правовой нигилизм, отсутствие интереса к происходящим в мире событиям. Казалось, государство устраивает сложившаяся ситуация. Такой вывод напрашивается, исходя из политики государства, которое устранилось от решения проблем молодежи. Если в 1990-е годы эта тема как-то волновала государство: принимались соответствующие указы, программы [2, 3, 4, 5, 6] , то сейчас этому вопросу уделяется недостаточное внимание.

Нельзя сказать, что государство совсем не занимается вопросами обеспечения молодежной политики. Нет, у нас приняты и действуют программы, направленные на поддержку молодых семей, творческой молодежи, молодых ученых, на развитие молодежного предпринимательства и многие другие. В Республике Башкортостан для решения этих вопросов создано целое ведомство – Министерство молодежной политики и спорта, принята своя концепция, программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан» [7, 8]. Однако эти меры носят половинчатый характер, не достигают поставленных целей. Они регулируют лишь часть вопросов и не затрагивают проблему в целом. Существующие программы направлены больше на удовлетворение материальных потребностей молодежи, чем на повышение их гражданской позиции, не дают стимула молодежи к образованию и самообразованию, не вовлекают их в общественную и государственную жизнь, не достаточно развивают в подрастающем поколении патриотизм и правосознание.

Правосознание молодежи – один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества и формирования правового государства, т.к. дальнейшие пути развития государства тесно взаимосвязаны с молодым поколением, часть из которых займёт место в правящей элите страны и будет формировать её основную деятельность.

Таким образом, повышение правовой культуры и правового сознания молодежи, формирование активной гражданской позиции являются необходимыми условиями формирования гражданского общества и правового государства, проблема формирования молодежной политики государства особо актуальна в наши дни и требует своего разрешения.

Полагаем, что решением обозначенной проблемы должно заниматься не только государство, но и само общество, то есть те из нас, кому небезразлична судьба нашей Родины.

В целях формирования активной гражданской позиции обучающихся, вовлечения их в участие в общественно-политических мероприятиях, проводимых в Университете и за его пределами, студенты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» создали свою молодежную общественную организацию «Лига Молодежной Политики».

Задачами Лиги являются:

- привлечение студентов к общественной деятельности;

- содействие повышению социальной активности молодёжи, обеспечение участия молодёжи в социально-политической жизни;

- участие в развитии гражданских институтов;

- организация и проведение общественных молодежных мероприятий (конференции, круглые столы, форумы, дебаты и другие);

- ведение научной и инновационной деятельности;

- обучение навыкам ведения общественной работы;

- повышение правовой культуры обучающихся.

Члены Лиги понимают всю значимость обозначенных в данной работе проблем и активно работают по повышению гражданской активности молодежи, вовлекая сокурсников в проводимые ими мероприятия, таких как: круглые столы, дебаты, научно-практические конференции, тренинги и другие.

Так, дебаты в формате ролевой игры помогают студентам вырабатывать такие качества, как успешность, уверенность в себе, опыт публичной коммуникации, умение работать в команде. Также они учатся отстаивать свою точку зрения, избегая голословности и приводя весомые аргументы, оперативно мыслить, быстро извлекать из памяти необходимые знания; учат мастерству ведения дискуссии; развивают кругозор участников, подвигают их к приобретению новых знаний в различных областях.

МОО «Лига Молодежной Политики» ведет активную пропаганду правовых и политических знаний, осознавая, что чем выше уровень правосознания молодых людей, тем активнее они проявляют себя в общественной жизни.

Мы видим, что студенческая молодежь неравнодушна к событиям, которые происходят в нашей стране, она умеет анализировать политические процессы и делать правильные выводы. Она не так равнодушна, как кажется, к тем социальным проблемам, которые существуют в обществе и готова вносить посильную лепту в их решение. Однако, как показывает опыт работы нашей организации, чтоб молодежь участвовала в общественной жизни, «загорелась» желанием влиять на государственную власть, доводить до неё свои чаяния и видения, нужна некая организующая сила. Такую функцию, в частности, играет наша Лига Молодежной Политики, созданная самими студентами, наиболее активными её представителями. О востребованности организации говорит тот факт, что количество членов Лиги ежедневно увеличивается. Полагаем, подобные общественные организации нужно создавать и при других образовательных организациях.

Однако наша Лига способна лишь частично решить затронутую проблему и в рамках отдельно взятого вуза. Проблема формирования активной гражданской позиции молодежи требует решения на государственном уровне.

В целях решения поставленной проблемы на государственном уровне мы предлагаем:

1) принять федеральную целевую программу (например, программа «Активная молодежь» до 2020 года), которая будет ориентирована на повышение правовой и гражданской активности молодежи;

2) проводить посредством СМИ популяризацию правовой культуры среди молодежи;

3) расширить государственное финансирование некоммерческих организаций, направленных на развитие институтов гражданского общества;

4) содействовать молодежным организациям в их деятельности по повышению правовой и политической культуры молодежи, реализации молодежной политики;

5) формирование соответствующей нормативной базы, для поддержки молодежи в целях получения ими образования, поддержки их деловой активности;

6) дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди молодежи;

7) оказание поддержки развитию различных форм молодежных и детских объединений;

8) формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.

Эффективная реализация указанных направлений должна привести к росту деловой активности молодежи, полноценному духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению, к более полному раскрытию инновационного и творческого потенциала молодежи.

Основной целью государственной молодежной политики, на наш взгляд, должно стать дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и самореализации молодежи как основного потенциала развития общества. Только при полноценной поддержке государства мы сможем решить данную проблему.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

3. Закон Республики Башкортостан от 12.11.1991 № ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан»

4. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

5. Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»

6. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

7. Постановление Правительства РБ от 20.06.2012 № 201 «О государственной программе «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан»

8. Указ Президента РБ от 26.09.2006 № УП-415 «О Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006 - 2015 годы»

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации молодежной политики, формирования активной гражданской позиции молодежи как необходимого условия функционирования гражданского общества и правового государства. Предлагаются меры, направленные на совершенствование российского законодательства в области молодежной политики.

Сведения об авторах:

Сабиров Вито Фладисович, студент 4 курса факультета информационных технологий и управления, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. +7 (347) 228-91-77. E-mail vito-93@mail.ru

Исангулова Диана Раяновна, студентка 4 курса факультета информационных технологий и управления, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. +7 (347) 228-91-77. E-mail Isangulova27@yandex.ru

Кульков Богдан Константинович, студент 4 курса факультета информационных технологий и управления, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. +7 (347) 228-91-77. E-mail bkulkov@gmail.com

Научный руководитель: Селезнева Айгуль Хамитовна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой права, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. +7 (347) 228-91-77. E-mail: selezneva.ufa@yandex.ru

© Сабиров В.Ф., Исангулова Д.Р., Кульков Б.К., Селезнева А.Х.

UDC 342:323-057

V.F.Sabirov, D.R.Isangulova, B.K. Kul'kov

YOUTH POLICY AS A WAY TO DEVELOP A CIVIL SOCIETY AND LEGAL STATE

Key words: youth, youth policy, civil society, civic position, legal consciousness, legal culture, social activities.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by the national vote on 12.12.1993 (in Russian).

2. Federal Law No. 98-FZ “On state support of youth and children public associations” of 28.06.1995 (in Russian).

3. Law of the Republic of Bashkortostan No. VS-9/74 “Youth Policy in the Republic of Bashkortostan” of 12.11.1991 (in Russian).

4. Decree of the Russian President No. 727 “On measures of state support for public associations, being engaged in work on military-patriotic education of youth” of 16.05.1996 (in Russian).

5. The Russian Government Act No. 387 “On additional measures to support youth in the Russian Federation” of 03.04.1996 "(in Russian).

6. Act of the Russian Supreme Soviet No. 5090-1 “On main directions of the state youth policy in the Russian Federation” of 03.06.1993 (in Russian).

7. The Government Act of the Republic of Bashkortostan No. 201 “On state program “Youth Policy Development in the Republic of Bashkortostan” of 20.06.2012 (in Russian).

8. Decree of the Russian President No. UP- 415 "On the Concept of development of moral and spiritual culture and civic activity of children, teenagers and youth "Youth - a strategic resource of the Republic of Bashkortostan” for 2006 – 2015” of 26.09.2006 (in Russian).

Authors’ personal details:

Sabirov Vito Fladisovich, fourth-year student of the Information Technologies and Management. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, 50-letia Oktyabrya Str., 34. Phone: +7 (347) 228-91-77. E-mail: vito-93@mail.ru.

Isangulova Diana Rayanovna, fourth-year student of the Information Technologies and Management. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, 50-letia Oktyabrya Str., 34. Phone: +7 (347) 228-91-77. E-mail: Isangulova27@yandex.ru

Kul’kov Bogdan Konstantinovich, fourth-year student of the Information Technologies and Management. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, 50-letia Oktyabrya Str., 34. Phone: +7 (347) 228-91-77. E-mail: bkulkov@gmail.com

Scientific adviser: Selezneva Aigul Hamitovna, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Head of the Law Chair, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, 50-letia Oktyabrya Str., 34. Phone: +7 (347) 228-91-77. E-mail: selezneva.ufa@yandex.ru

Abstract

This article discusses the implementation of youth policy, development of active civic position of the young people as a necessary condition for functioning of a civil society and a legal state. One can find measures aimed at improving the Russian legislation in the field of youth policy.


Возврат к списку