Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
А.Р. Загидуллина   ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ  КОМПЛЕКСЕ 30.06.2014

А.Р. Загидуллина ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

УДК 349.42

А.Р. Загидуллина

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Ключевые слова и словосочетания: целевые программы; федеральный бюджет; электронный бюджет; целевые программы в агропромышленном комплексе; обеспечение исполнения целевых программ; ответственность участников целевых программ.

В последние годы в научных работах ученые-правоведы указывают о необходимости повышения роли государства в сельском хозяйстве.

Российская Федерация являлась и является аграрной страной, у нас треть населения живет в сельской местности, очень огромные посевные площади, а также имеется перспектива, в свете последних положительных изменений в стране в целом, восстановления и развития птице-животноводческого потенциала, утраченного в результате неудачных реформ прошлых лет.

В тоже время в силу объективных причин наше сельское хозяйство не в силе конкурировать с другими отраслями народного хозяйства, в связи с этим, в первую очередь агропромышленный комплекс (далее – АПК) нашей страны нуждается государственной поддержке.

Реализованная в России модель либеральных экономических реформ привела к резкому падению сельскохозяйственного производства, разрушению его материально-технической базы, финансовому и инвестиционному кризису в АПК, угрожая продовольственной безопасности нации. Поэтому важнейшей государственной задачей является необходимость создания условий для развития аграрного сектора России. Одним из положительных инструментов вмешательства государства в сельское хозяйство являются целевые программы, принимаемые как на федеральном так и на субъектовых уровнях.

Целевые программы в целом представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Кроме того, целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

В бюджетном послании Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах» Президент Российской Федерации В.В. Путин остановился на том, что для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к «программному бюджету» в полном объеме возможно осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2015 год.

Формирование и исполнение «программного бюджета», кроме того, сопровождается внедрением современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая должна позволить перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Система «Электронный бюджет» обеспечивает прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость их деятельности, предусматривать возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.

Согласно утвержденным Минфином РФ «Основным направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012 год в сфере сельского хозяйства осуществлялось на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Госпрограмма). Очередной период реализации разрабатываемой Госпрограммы определен с 2013 по 2020 годы.

Размер финансирования Госпрограммы в 2012 году увеличен по отношению к утвержденным параметрам федерального бюджета на 2011 - 2013 годы со 118,0 млрд. рублей до 130,0 млрд. рублей и соответствует суммам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». В 2013 - 2014 годах на реализацию Госпрограммы предусматривается по 118,0 млрд. рублей ежегодно.

Начиная с 2012 года увеличивается уровень финансового обеспечения мероприятий, связанных с поддержкой малых форм хозяйствования на селе, развитием мелиорации, инфраструктуры агропродовольственного рынка, стимулированием инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК, поддержкой экономически значимых региональных программ.

В то же время как показывает печальный опыт последних лет, принятие программ является недостаточным без установления в них правового механизма ответственности за надлежащее исполнение мероприятий программ участниками программ, начиная от государственных заказчиков и заканчивая исполнителями.

Так, по заявлению Министерства экономического развития Российской Федерации многие программы исполняются неэффективно, в связи с этим подлежат на сегодняшний день закрытию. По словам бывшего заместителя министра Виталия Савельева, выполнение этих программ идёт неэффективно. И виноваты в этом ряд ведомств: а именно сами государственные заказчики этих программ.

К примеру, Счётная палата Российской Федерации обнародовала информацию, что показатели реализации подпрограмм в составе федеральной целевой программы (далее - ФЦП) «Жилье» в 2006 году не были выполнены в полном объеме. Общий объем неэффективно использованных средств федерального бюджета по федеральным целевым программам составил 2 млрд. рублей, из них 1,7 млрд. рублей - средства, выделенные на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» и не использованные в течение 2006 года [1].

Такая ситуация складывается также в АПК страны. Целевые программы, принимаемые в АПК, зачастую просто не работают.

Также Минсельхозом России было отмечено, что целевые индикаторы развития российского растениеводства в 2012 году выполнены не были. Об этом заявил заместитель директора департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Денис Паспеков в ходе состоявшегося в министерстве заседания рабочей группы по подготовке национального доклада о результатах реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства России в 2008-2012 гг.

«Целевые индикаторы по растениеводству, за исключением элитного семеноводства и закладки многолетних насаждений, не выполнены. На невысокие результаты прошлого года повлияли неблагоприятные природно-климатические условия», – отметил он.

Что касается элитного семеноводства, то, как отметил Д. Паспеков, целевой индикатор перевыполнен на 6,2 п.п., удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов увеличен с 7% в 2007 г. до 21,2% в 2012 г.

«Выполнение этого индикатора за пять лет свидетельствует о высоких темпах инновационных процессов в отрасли», – отметил чиновник.

Говоря о положении дел в российском животноводстве, директор департамента животноводства и племенного дела Владимир Лабинов сообщил, что целевые индикаторы развития отрасли в 2012 г. в основном выполнены, за исключением производства молока, уровень производства которого был зафиксирован на уровне около 32 млн. тонн.

«Основной рост в мясном животноводстве обеспечивается за счет производства мяса птицы и свинины», - добавил он [2].

Аграрная сфера является жизнеобеспечивающей отраслью, от которой зависит продовольственная, и, в конечном счете, национальная безопасность страны.

В агропромышленном комплексе России сосредоточено более четверти всех ее производственных фондов, создается 14,6% ВВП, 18% национального дохода. Более трети экономического потенциала страны связано с аграрной сферой производства. Отсюда - огромное значение АПК для жизнеобеспечения населения и экономического развития России.

Непродуманность и непоследовательность проводимых в стране в последнее десятилетие экономических реформ особенно болезненно сказались на аграрном секторе. В силу специфики сельскохозяйственного производства кризис в агропромышленном комплексе при переходе к рынку оказался более глубоким, чем в других секторах экономики.

За период 1990 – 1998 гг. общий объем сельскохозяйственного производства сократился на 43,6%, объем животноводства сократился на 51%, в том числе производства мяса снизилось на 54%, молока и яиц - на 40%. Валовой сбор зерна в России в 1998 г. снизился до уровня 1937 г. и составил 47,8 млн. т.

Особенно снизилось производство и потребление наиболее ценных белковых продуктов питания - продуктов животного происхождения, что подрывает здоровье российского народа.

Развал аграрного сектора обусловлен снижением до минимума роли государства в регулировании агропромышленного производства. Бюджетная поддержка АПК сократилась с 17% расходов бюджета в 1991 г. до 1% в 1999 г.

Опережающий рост цен на материально-технические ресурсы, особенно энергетические, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию и, как следствие, возникший диспаритет цен привели к тяжелым финансовым последствиям для большинства товаропроизводителей. Только за счет этого их ежегодные потери составляют около 50 млрд. руб.

Одновременно происходил быстрый рост импорта продовольствия. Неравные условия деятельности зарубежного сельхозпроизводителя, активно поддерживаемого государством, и российского - по сути лишенного государственной поддержки, привели к резкому снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

В сложившихся условиях ни крестьянская собственность, ни иные внутренние стимулы оказались не способными преодолеть обрушившиеся на российскую деревню экономические потрясения. По итогам 1998 г. 90% сельхозтоваропроизводителей оказались убыточными, а само сельхозпрозводство - нерентабельно на протяжении всех последних лет.

Одной из основных причин, почему не работают целевые программы в России, является не столько отсутствие достаточного финансирование, а именно отсутствие на законодательном уровне соответствующих механизмов ответственности за неисполнения, а также просрочки исполнения целевых программ.

Основными направлениями совершенствования правового обеспечения исполнения целевых программ, принимаемые в АПК должны стать по нашему мнению установления механизма ответственности за неисполнение, а также просрочки исполнения целевых программ.

В целях совершенствования правового обеспечения исполнения целевых программ в рассматриваемой сфере, так и в целом должна быть установлена ответственность за ненадлежащее исполнение государственными заказчиками и исполнителями своих обязанностей, установленных соответствующими целевыми программами.

В связи с этим предлагаем дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положениями, предусматривающими ответственность для государственных заказчиков, исполнителей а также иных участников целевых программ за:

- неисполнение мероприятий,

- нарушение сроков исполнения.

Данные изменения должны рассматриваться в контексте в целом, либо устанавливая ответственность в самих программах, путем внесения изменений в структуру программ при разработке, предусмотрев раздел об ответственности.

Вносимые предложения на наш взгляд позволяют повысить эффективность государственных программ и стабилизировать обстановку в АПК.

Список литературы:

1. Федеральная целевая программа «Жилище»: статьи, советы, консультации // Бюрократы.ру// Источник: http://www.burocrats.ru/economy/070406161742.html/

2. Целевые индикаторы развития российского растениеводства в 2012 году выполнены не были — Минсельхоз // Источник: http://www.apk-inform.com/ru/news/1014005/

Сведения об авторе:

Загидуллина Айгуль Раимовна, заместитель начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, аспирант кафедры права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, 34, e-mail: ayzara80@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам исполнения государственных целевых программ, принимаемых в агропромышленном комплексе. На примерах исполнения федеральных целевых программ рассматривается исполнение федерального бюджета по данным статьям, исследуются проблемы применения соответствующих норм, предлагаются меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в части юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение целевых программ, принимаемых в агропромышленном комплексе.

© Загидуллина А.Р.

UDC 349.42

A.R. Zagidullina

LEGAL PROBLEMS OF AGRICULTURAL POLICY ENFORCEMENT

Key words and phrases: target programs, Federal budget; e-budget; target programs in the agricultural sector; implementation of target programs; responsibilities of target program members.

References:

1. The Federal target program "Housing": articles, advice, consultations. Burokraty.ru. Available at: http://www.burocrats.ru/economy/070406161742.html (in Russian)

2. Target indicators of Russian crop production development were not achieved in 2012. Ministry of agriculture. Available at: www.apk-inform.com/ru/news/1014005/(in Russian).


Author’s personal details

Zagidullina Aigul Raimova, Deputy head of the legal Department of the Federal Treasury in the Republic of Bashkortostan, post-graduate student of the Law chair. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 34, 50-letiya Oktyabrya Str., Ufa, 450001. Email: ayzara80@yandex.ru

Summary

This article is devoted to matters of agricultural state programs enforcement. Experience of Federal target programs is used to examine execution of the given articles of the Federal budget, matters of correspondent standards implementation as well as to offer measures aimed at better legislation in terms of legal responsibility for nonperformance or improper performance of target programs in the agricultural sector.

© Zagidullina A.R.


Возврат к списку