Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
Р.А. Иксанов, И.М. Сиразетдинов ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ  В УСЛОВИЯХ ВТО 29.09.2014

Р.А. Иксанов, И.М. Сиразетдинов ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВТО

УДК 346.9:338.43(100)

Р.А. Иксанов, И.М. Сиразетдинов

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВТО

Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель; экономические санкции; аграрный сектор; государственное регулирование экономики; Всемирная торговая организация; зарубежное правовое регулирование аграрного сектора.

Введение (introduction) Российское сельское хозяйство, принимая активное участие в мировой экономике, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности, связанные с тем, что Российская Федерация, участвуя во Всемирной торговой организации, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки отечественного сельского хозяйства. Ограничение господдержки и иные факторы приводят к тому, что интересы товаропроизводителей значительно ущемляются во многих отраслях сельского хозяйства. Особую актуальность это приобретает тогда, когда мировое сообщество принимает экономические санкции в отношении нашего государства. Какие факторы являются причиной ущемления законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей? Какие меры правового характера могут принять законотворцы для преодоления негативного воздействия этих факторов? На эти вопросы мы попытаемся ответить в настоящей статье.

Материалы и методы (materials and methods) Материалом для исследования служат положения нормативно-правовых актов российской правовой системы, содержащих нормы, непосредственно регулирующих отношения в сфере сельского хозяйства, научные доклады отдельных исследователей. Методами исследования являются анализ норм права, прогнозирование, анализ российского законодательства и законодательства зарубежных стран.

Результаты (results) Сельское хозяйство – важнейшая и социально значимая отрасль экономики, позволяющая государству обеспечивать население продуктами питания. В этом выражается функция государства, направленная на достижение продовольственной независимости и безопасности государства. В условиях участия России в ВТО вопрос продовольственной безопасности и независимости становится все более актуальным.

Многие ученые-юристы считают продовольственную безопасность одной из составляющих частей национальной безопасности, а значит и гарантом суверенитета государства, что особенно актуально в условиях применения экономических санкций против экономики Российской Федерации.

Во многих государствах мира осуществляют прямую государственную поддержку сельскохозяйственным производителям, обеспечивая их субсидиями, особыми налоговыми льготами и иными преимуществами.

На сегодняшний день в российском законодательстве действует достаточно большое количество нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нельзя не согласиться с мнением Киблицкой О.С., которая в своем исследовании указывает на то, что на данный момент мы не можем говорить о наличии в законодательстве РФ системы эффективных мер, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей[1]. Разрешение проблемы продовольственной безопасности страны ей представляется возможным путем обращения к зарубежному опыту правового регулирования данного сектора предпринимательской деятельности. Зарубежный опыт в данном случае сводится в основном к принятию законодательства, регламентирующего прямое регулирование сельского хозяйства, в части предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям от государства бюджетного финансирования на возвратных и безвозвратных началах либо квот.

Исходя из того, что сельское хозяйство в силу своей необходимости в финансовой поддержке со стороны государства, высоких рисков и длительных сроков окупаемости, можно сделать вывод, что это отрасль, требующая эффективного государственно-правового регулирования. Однако сельское хозяйство России имеет свои специфические особенности ведения, характеризующиеся не только высокими рисками, но и зависимостью от метеопогодных условий и северного климата, в связи с чем, одного только обращения к зарубежному опыту правового регулирования, даже при некоторой разности подхода зарубежных законодателей к решению названного вопроса, будет недостаточно. Законодателям необходимо вырабатывать предложения по мерам повышения эффективности правового регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей не только с учетом зарубежного опыта, но и специфики сельского хозяйства России.

Механизм реализации мер защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает усилия федеральных органов исполнительной власти на уровне министерств непосредственно занимающимся вопросами участия России в ВТО: Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли и Министерство иностранных дел. Для эффективной защиты российской экономики вся информация о деятельности представителей экономики государства в рамках ВТО должна быть открытой и доступной [2]. Государству в лице его исполнительных органов необходимо использовать весь имеющийся у него потенциал по применению правовых средств защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В качестве одной из мер по реализации государственной аграрной политики, в соответствии с Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства», устанавливается необходимость наблюдения за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов), а также проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и залоговых операций [3]. Вследствие реализации этих мер товаропроизводители получат возможность использовать определенные налоговым законодательством льготы. Например, в 2002 г. был введен единый сельскохозяйственный налог, применяемый одновременно с освобождением сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Также в качестве правовых мер можно выделить государственное безвозмездное финансирование в виде перевода долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в разряд государственного внутреннего долга, а также списание или реструктуризация долгов.

Сельскому хозяйству РФ необходимо развитие системы страхования рисков. Некоторое воплощение такое развитие получило в нормах Федерального закона № 260-ФЗ от 25 июля 2011 г. «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"»[4].

Таким образом, несмотря на наличие в отечественном законодательстве целой системы нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо принятие законов в бюджетной и налоговой сфере, содержащих нормы по реализации мер государственно-правового воздействия на образование цен и налогов в сельском хозяйстве. Российскими законодателями в этом направлении уже предлагается ряд законопроектов. Не менее проблематичным вопросом правового регулирования в области сельского хозяйства является землепользование.

Исследуя зарубежный опыт, часто приходим к выводу, что государства с развитым сельскохозяйственным сектором экономики осуществляют защиту своих сельскохозяйственных производителей от конкуренции за рубежом с одновременным стимулированием экспорта продукции. Руководство же нашего государства все чаще предлагает подумать над шагами по снижению зависимости национальной экономики и ее финансовой системы от неблагоприятных внешних факторов. Уровень продовольственной безопасности таких государств как правило выше уровня тех стран, где такая защита отсутствует. Для обеспечения высокого уровня продовольственной безопасности необходимым представляется развитие системы стимулирования политики протекционизма.

На данный момент внешнеторговое регулирование РФ, осуществляется методами таможенного регулирования тарифов, использования квот и ветеринарных, фитосанитарных ограничений. С учетом того, что участвуя в ВТО нашей стране, согласно требованиям данной организации необходимо отказаться от системы квот и принять на себя обязательства по систематическому снижению импортных тарифов.

На основе вышеизложенного, в заключение исследования делаем вывод, что Россия, осуществляя политику приоритета импорта по отношению к экспорту, не предоставляет возможностей для стабильного развития отечественного производителя. Не уделяя внимания необходимости поддержки аграрному сектору, Российская Федерация ставит под угрозу национальную и продовольственную безопасность страны. В складывающейся на сегодняшний день мировой ситуации, когда все чаще применяются экономические санкции в отношении РФ, нельзя не учитывать мировой опыт развития системы сельского хозяйства, пути вывода страны из сельскохозяйственного кризиса.

Обозначенные выше вопросы являются не только проблемами сельского хозяйства и экономики России в целом, но и проблемами формирования и развития современного аграрного законодательства. Разделяя мнение Воронина Б.А., который указывает, что проблема совершенствования аграрного законодательства потребует активизации правотворческой деятельности представителей аграрно-правовой науки и других отраслей юридических наук российской правовой системы [5], добавим, что считаем необходимым корректировку на законодательном уровне правовых мер по поддержанию и выведению в лидеры отечественного сельхозтоваропроизводителя, с учетом кооперации в сельском хозяйстве с мировым сообществом.

Список литературы:

1. Киблицкая О.С. Правовые способы решения проблемы продовольственной в РФ и за рубежом как форма реализации государственной политики в области поддержки сельхозтоваропроизводителей // Пробелы в российском законодательстве. - №3. – 2010. - С. 339-341.

2. Сиразетдинов И.М., Иксанов Р.А. Защита экономики сельского хозяйства России в условиях членства в ВТО // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых// Башкирский государственный аграрный университет (Уфа). – Уфа: БГАУ, 2012. - С.188-190.

3. Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.2006 г. « О развитии сельского хозяйства»//Собрание законодательства РФ. 2007. №1 (ч.1). Ст. 27

4. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства»»// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149889 (дата обращения: 26.07.2014)

5. Воронин Б.А. Проблемы формирования и развития современного аграрного законодательства // Управленец - №7-8(35-36). – 2012. - С. 46- 51.

Сведения об авторах:

Иксанов Радмир Аузагиевич, аспирант кафедры права ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34. Телефон: 8(919)6086736. E-mail: iksanov333@yandex.ru

Сиразетдинов Ильсур Минуллович, аспирант кафедры организации аграрного производства ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ». ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34. Телефон: 8(987)2510851. E-mail: ilsur89@mail.ru

Аннотация:

В статье рассмотрены меры правовой защиты имущественных интересов в аграрном секторе экономики, пути достижения продовольственной независимости и безопасности государства. В исследовании уделено внимание к роли государственного регулирования деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя в мировой практике и в РФ.

© Иксанов Р.А., Сиразетдинов И.М.

UDC 346.9:338.43(100)

R.A.Iksanov, I.M.Sirazetdinov

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В УСЛОВИЯХ ВТО

Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель; экономические санкции; аграрный сектор; государственное регулирование экономики; Всемирная торговая организация; зарубежное правовое регулирование аграрного сектора.

LEGAL MEASURES for the PROTECTion of THE PROPERTY INTERESTS OF AGRICULTURAL PRODUCERS UNDER THE WTO RULES 
Keywords: agricultural producer, economic sanctions, agricultural sector, government regulation of the economy, World Trade Organization, foreign legal regulation of the agricultural sector.

References:

1. Kiblitskaya O.S. Legal ways of the food problem solution in Russia and in foreign countries as a form of implementation of the state policy in the field of agricultural support // Probely v rossiyskom zakonodatelstve, №3, 2010, p. 339-341.

2. Sirazetdinov I.M., Iksanov R.A. Protection of Agricultural Economics in the Russian WTO membership // Molodezhnaya nauka i APK: problem i perspektivy: proceedings of the V All-Russian research-to-practice conference of young scientists // Bashkir State Agrarian University (Ufa) / 2012, P.188-190.

3. The Federal Law №264-FZ of 29.12.2006 "On the development of agriculture" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2007. №1 (Part 1). Art. 27

4. The Federal Law of 25.07.2011 N 260-FZ (as amended. From 23.07.2013) "On state support in agricultural insurance and on amendments to the Federal Law" On the development of agriculture "" // [electronic resource] / Mode access: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149889 (date accessed: 07/26/2014)

5. B.A. Voronin. Problems of formation and development of modern agrarian legislation // Upravlenets №7-8 / 35-36 / 2012 / p. 46-51.

Authors’ personal details

1. Iksanov Radmir Auzagiyevich, post-graduate student of the Law Chair of Bashkir State Agrarian University. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34 Phone: 8(919)6086736. E-mail: iksanov333@yandex.ru

2. Sirazetdinov Ilsur Minullovich, post-graduate student of the Farm Management Chair, Bashkir State Agrarian University. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34 Phone: 8(987)2510851. E-mail: iksanov333@yandex.ru

Abstract

The article considers the legal measures for the protection of property interests in the agricultural sector, ways to attain food independence and national security. The role of government regulation of agricultural producers in international practice and Russia has been paid attention to.

© Iksanov R.A., Sirazetdinov I.M.


Возврат к списку