Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
З.М. Хасанов  Ответственность за нарушение правил в области лесопользования 30.06.2014

З.М. Хасанов Ответственность за нарушение правил в области лесопользования

УДК 630.181
З.М. Хасанов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ключевые слова: лесное хозяйство; незаконная рубка; преступление; ответственность; вред; экология.

Россия является мировым лидером по площади лесов - 809 тыс. га, или 20,1% общемировой площади [1]. Леса - возобновляемый природный ресурс, который удовлетворяет многочисленные потребности общества и государства, выполняя важнейшие средообразующие и защитные функции.
Проблема противодействия незаконному обороту леса актуальна не только для России, но и для многих стран, обладающих лесными запасами. Наиболее острыми стали проблемы незаконных рубок - деяний, причисляемых к экологическим преступлениям, при этом абсолютное большинство которых осуществляется с целью получения материальной выгоды.
Использование лесного фонда нужно рассматривать с двух сторон. Во-первых, удовлетворение потребностей общества и государства в древесине должно быть обеспечено исключительно законным способом, во-вторых, лес - это место обитания животного и растительного мира, источник чистого воздуха и воды, и от его сохранности напрямую зависят здоровье и благополучие человека [2].
Исполнение законодательства о лесопользовании, об охране лесов от пожаров всегда находится в зоне повышенного внимания граждан России, поскольку ежегодно только в нашей республике заключаются сотни договоров аренды лесных участков и тысячи договоров купли-продажи леса на корню. Зачастую доходы от леса предприниматели и население получают по так называемым серым и черным схемам, в обход положенных по закону бюджетных отчислений.
Существуют множество незаконных схем получения лесных ресурсов. Так, например федеральным законом предусмотрены исключительные случаи, при которых возможна рубка леса на льготных условиях (для обеспечения муниципальных нужд, для нужд сельхозтоваропроизводителей, а также для населения).
Распространена схема заключения фиктивных муниципальных контрактов между муниципалитетами и хозяйствующими субъектами, когда единственной целью предпринимателей было желание подобраться к участию в лесных аукционах на льготных условиях. А муниципальная власть решала вопросы местного значения за счет завышения реальной потребности в древесине для муниципальных нужд, т.е. заключается несколько договоров купли-продажи леса со ссылкой на один и тот же муниципальный контракт.
Другая схема получения леса на льготных условиях связана с поддержкой сельхозтоваропроизводителей. В данном случае предприниматели регистрируются как крестьянско-фермерские хозяйства с единственной целью - получить лес за бесценок.
Бывают и случаи, когда под видом санитарных рубок лесных насаждений фактически происходит их заготовка в промышленных масштабах. Вместо поврежденных пожарами и зараженных насекомыми деревьев в рубку отдают и здоровые леса. Как правило, такие рубки ведутся в лесных массивах вблизи населенных пунктов, где есть транспортная доступность. Лесничествами к санитарным рубкам без проведения аукционов допускаются многочисленные коммерческие организации, которые никаких обязанностей по охране и защите леса не несут.
Лесное законодательство в России регулируется немалым количеством законов и еще большим количеством подзаконных нормативно-правовых актов. Но основным документом является Лесной кодекс РФ, в котором закреплены правовые основы лесных отношений.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Согласно же ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Административная ответственность за различные виды лесонарушений предусмотрена ст.8.24-8.28 КоАП РФ и включает в себя как незаконную рубку, так и иные действия, нарушающие установленный порядок лесопользования.
Уголовная ответственность наступает только за незаконную рубку или повреждение до степени прекращения роста древесной растительности по ст. 260 УК РФ.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава либо за пределами лесосеки [3].
Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, превышающий 5000 рублей, крупным размером – 50000 рублей, особо крупным размером - 150000 рублей.
Достаточно сложным является расчет объема незаконно срубленных (поврежденных) лесных насаждений и он может быть выполнен только специалистами лесничеств, поскольку они обладают для этого специальными познаниями в области лесопользования, а так же  материалами лесоустройства, специальными справочниками и таблицами, с использованием которых производится такой расчет.
Основным нормативно-правовым актом который позволяет определить размер вреда, причиненного лесам является постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 года N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (вместе с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства»).
Ведь важным моментом по делам о лесонарушении является правильный расчет ущерба.
Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения [4].
В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.
Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.
Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре - январе.
При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.
Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.
Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

  • в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;
  • в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий);
  • в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;
  • в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации.

Вызывает озабоченность, когда орудия преступления возвращаются виновному лицу либо уничтожаются.
Анализ судебных решений по данной категории дел показал, что в качестве орудия преступления чаще всего признаются бензопила,  трактор (машина), пила (ножовка), топор, лом, самодельные тележки (повозки).
Следует данные вещественные доказательства не уничтожать, а именно конфисковать в пользу лесничества в счет возмещения ущерба, причиненного действиями виновного лица.
Если лесозаготовительная техника (машина, трактор) принадлежит лицу, не причастному к совершению преступления, то она подлежит возвращению законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания. Если же лесозаготовительная техника, являющаяся орудием преступления, если законный владелец не установлен, подлежит обращению в доход государства. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ лесозаготовительная техника, являющаяся орудием преступления, принадлежащая обвиняемому, подлежит конфискации или уничтожается. При этом следует иметь в виду, что конфискация имущества возможна только по решению суда. При обсуждении вопроса о конфискации техники необходимо обращать внимание на меры гражданско-правового характера - возвращение имущества законному владельцу и возмещение причиненного ему ущерба.
Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления и доходы от этого имущества не должно быть возвращено виновным лицам. Это существенно нарушает права потерпевшей стороны в лице лесничества.
Одним из наиболее эффективных методов выявления незаконных рубок является оперативно-профилактическое мероприятие, которое включает в себя мониторинг лесного массива с использованием вертолета. Учитывая высокую стоимость планируемого облета, необходимо провести подготовительные работы: составить карту полета, на которую нанести все легальные лесосеки и дороги, чтобы в режиме полета сверить реальное расположение легальных вырубок, а также выявить нелегальные.
При мониторинге осуществляется осмотр лесного массива. С помощью GPS-навигатора определяются географические координаты вырубки, которые затем передаются на землю, где обрабатываются с установлением конкретного квартала.
Согласно реестру выданных разрешительных документов на заготовку древесины, а также базе данных лесных деклараций определяется законность порубки.
Важным преимуществом проведения облета лесного массива является то, что за достаточно короткий промежуток времени можно осмотреть большую территорию.
При рейдовых мероприятиях также обследуется лесной массив. В ходе их можно выявить факты рубки леса за пределами выделенной лесосеки, задокументировать преступную деятельность при помощи средств фото и видео, задержать лиц на месте совершения преступления, изъять орудия совершения преступления.
Еще одним методом выявления незаконных рубок является проведение совместно с уполномоченными работниками в области лесного контроля и надзора проверок лесных участков после завершения на них работ лесопользователями.
Следующий метод выявление незаконных рубок – проведением документальных проверок в лесничествах (лесопарках). При данных проверках необходимо проанализировать документы, на основании которых проведены рубки леса, и установить законность и обоснованность их выдачи.
Малораспространенным, но перспективным и нуждающимся в более частом применении методом выявления незаконных порубок является привлечение независимых специалистов. Например, лесопатолог может проверить обоснованно ли назначена санитарная рубка на том или ином участке, так как нередко под прикрытием санитарных рубок осуществляется вырубка деревьев высокосортных пород, совсем не попадающих в разряд заселенных вредителями, зараженных болезнями, а также не являющихся горельником, поврежденными и др.
Перспективным методом является проверка автомобильного транспорта. Нередко в автомашине древесина провозится без документов, не той породы и не того объема либо заготовленная, например, накануне вывозки, а из сопроводительных документов следует, что она заготовлена давно.
Проверка мест складирования лесоматериалов также дает определенный эффект, в зависимости от наличия либо отсутствия документов, подтверждающих законность происхождения находящейся на хранении древесины, их достоверности и подлинности.
Охрана окружающей среды является одной из наиболее актуальных проблем современности. Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности в области лесопользования будет всегда одним из приоритетных направлений деятельности российского государства.

Список литературы:

1. Сухаренко А. Под властью топора // ЭЖ-Юрист. 2014. - N 27. - С. 1.
2. Семенов А.М. Леса Сибири - легкие России (интервью с прокурором Иркутской области И.А. Мельниковым) // Прокурор. 2014. - N 1. - С. 75 - 84.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (ред. от 26.11.2007) "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства").

Сведения об авторе
Хасанов Загир Мубаракович, кандидат политических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. (347) 228-91-77. E-mail: zagirhasanov@mail.ru.

Аннотация
Статья посвящена исследованию актуального для современного общества вопроса, связанного с ответственностью за нарушение правил в области лесопользования. Рассматриваются различные виды правонарушений, меры ответственности и другие проблемные вопросы. Проблема противодействия незаконному обороту леса актуальна не только для России, но и для многих стран, обладающих лесными запасами. Наиболее острыми стали проблемы незаконных рубок - деяний, причисляемых к экологическим преступлениям, при этом абсолютное большинство которых осуществляется с целью получения материальной выгоды. Одним из наиболее эффективных методов выявления незаконных рубок является оперативно-профилактическое мероприятие, которое включает в себя мониторинг лесного массива с использованием вертолета. Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности в области лесопользования будет всегда одним из приоритетных направлений деятельности российского государства.

ã Хасанов З.М.

UDC 630.181
Z.M. Khasanov

RESPONSIBILITY FOR RULES VIOLATION IN FOREST MANAGEMENT

Key words: forestry; illegal cutting; crime; responsibility; damage; environment issues

References:
1. Sukharenko A. Pod vlast'iu topora [Under the authority of the ax].  EZH Yurist,  2014. No.  27. p. 1.
2. Semenov A.M.  Lesa Sibiri - legkie Rossii (interv'iu s prokurorom Irkutskoi oblasti I.A. Mel'nikovym) [Forests of Siberia - Russian lungs (interview with the prosecutor of the Irkutsk Region I.A. Melnikov). Prokuror [Pprosecutor]. 2014. No. 1. pp. 75 - 84.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 18.10.2012 No. 21 "On implementing legislation on violations in the field of environmental protection and land management". Spravochnaia pravovaia sistema Konsul'tant-Plius [Russian Legal Reference system Consultant Plus].
4. Resolution of the Government of the Russian Federation No.  273 of 08.05.2007 (eds. From 26.11.2007) "On Forest Damage Calculation due to forest law violations" (with the "Methodology for calculating the amount of harm caused to forests, including forest plantations, or not falling within the forest stands of trees, shrubs and vines as a result of violations of forest law ") (in Russian).

Author’s personals details
Khasanov Zagir Mubarakovich, Candidate of Political Sciences, Assistant Professor of the Chair of Philosophy, Sociology and Pedagogics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir State Agrarian University». 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa, 450001. Phone: (347) 228-91-77. E-mail: zagirhasanov@mail.ru.

Summary
The article is devoted to the actual issue of modern society, with respect to responsibility for violation of the rules in the field of forest management. Various types of violations, sanctions and other acute issues are discussed. The problem of combating illegal forest rotation becomes urgent not only for Russia but also for many countries rich in forests. The most acute problem is illegal cutting being an act listed as an environmental crime, where vast majority of cutting is carried out with the purpose of material gains. One of the most effective methods to detect illegal cutting is a preventive operations, which include monitoring of forest with the help of a helicopter. Improvement of environmental safety in the field of forest management will always be one of the priorities of the Russian state.

© Z.M. Khasanov


Возврат к списку