Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
А.Х. Селезнева Перспективы развития охотничьего хозяйства Российской Федерации 29.12.2014

А.Х. Селезнева Перспективы развития охотничьего хозяйства Российской Федерации

УДК 34:639.1
А.Х. Селезнева

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова и словосочетания: охота; охотничье хозяйство; природные ресурсы; животный мир; природопользование; охотничьи ресурсы; природоресурсное право.

         Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) дает следующее определение  термина «охотничье хозяйство» – это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты [1, ст. 1].
Ученые – охотоведы дают более развернутое определение этого термина, определяя охотничье хозяйство как «многофункциональную природопользовательную деятельность, осуществляемую ради получения товарной продукции (пушнины, мяса, лекарственно-техничес­кого сырья и т.д.), предоставления услуг в виде самой охоты, имеющего эстетический, социальный (особенно в районах традиционного природопользования) аспекты, являющегося одним из важных инструментов регуляции экосистем (экологический аспект)» [9].
Надо отметить, что охота – традиционный и наиболее распространенный для России способ пользования животным миром.  Охотничьи угодья России составляют около 1,5 миллиарда гектаров и значительно превосходят по площади охотничьи угодья других стран мира. Так, они в 1,7 раза больше, чем в США и Канаде и в 4 раза больше, чем во всех странах Евросоюза. К охотничьим ресурсам в нашей стране относятся 226 видов диких зверей и птиц. По запасам некоторых из них Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире. Ряд охотничьих ресурсов (например, соболь, сибирская косуля) являются уникальными и обитают преимущественно только в России. По данным ФГБУ «Центр­охотконтроль», стоимостная оценка охотничьих животных, обитающих на территории нашей страны, превышает 87 миллиардов рублей, а стоимость ежегодно получаемой продукции охоты и услуг в данной сфере оценивается более чем в 16 миллиардов рублей. По экспертным оценкам рыночная стоимость охотничьих животных, включая их долю в общем природном капитале страны, превышает 400 миллиардов рублей. Суммарный годовой торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства Российской Федерации оценивается в 80-100 миллиардов рублей [6]. 
Однако по уровню добычи охотничьих животных Россия существенно отстает от многих стран Западной Европы. Как отмечают специалисты, охотничье хозяйство России находится сейчас не в самой лучшей стадии своего развития [8], ему уделяется недостаточное внимание со стороны государства, в результате чего данная отрасль народного хозяйства заметно отстает от других отраслей.  В настоящее время государственная политика в указанной сфере направлена  не на развитие охотничьего промысла и выход охотничьей продукции, а больше на использование и охрану самих охотничьих ресурсов. Последнее хотя и является важной составляющей государственной политики в сфере охоты, не должно быть её единственным направлением. Требуется коренная перестройка существующей государственной политики в указанной сфере, направленная на изменение приоритетов и развитие охотничьего хозяйства.
Государственная политика в сфере охоты и охотничьего хозяйства – представляет собой систему конкретных целей, задач, принципов, приоритетов, решений, критериев и индикаторов, обеспечивающих устойчивое развитие охоты и охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов. Её можно охарактеризовать как комплекс осуществляемых органами государственной власти и согласованных с общественными институтами мероприятий, направленных на решение текущих и перспективных социальных, культурных, экономических и экологических задач в области использования и охраны охотничьих ресурсов, обеспечивающих удовлетворение соответствующих материальных и духовных потребностей нынешнего и будущего поколений [7].
Основными целями охотничьего хозяйства являются:
1) сохранение биологического разнообразия охотничьих ресурсов;
2) увеличение численности их ценных видов;
3) обеспечение конституционных прав граждан на отдых и  благоприятную окружающую среду;
4) оздоровление населения за счет занятия охотой;
5) стабильное и постоянное использование охотничьих ресурсов, повышение вклада охотничьего хозяйства в экономический потенциал страны;
6) участие в обеспечении продовольственной безопасности страны за счет получения мясодичной и сопутствующей продукции;
7) возрождение национальных и культурных традиций российской охоты.
В указанных целях государство должно решать следующие задачи:
1) обеспечивать эффективную охрану охотничьих ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; 
2) вести постоянную борьбу с нелегальной добычей животных;
3) осуществлять биотехнические мероприятия, направленные на увеличение численности наиболее ценных в охотничьем хозяйстве животных (кабана, лося, косули, медведя и др. животных), проведение искусственного дичеразведения;
4) обеспечивать безопасную охоту для населения;
5) развивать сферу предоставляемых услуг в области охотничьего хозяйства, в том числе по организации заготовки и переработки пушнины, кожевенного сырья, мяса, дичи, сопутствующей продукции (грибов, ягод, лекарственно-технического сырья);
6) развивать охотничий  туризм;
7) стремиться к научно обоснованному использованию охотничьих ресурсов, внедрять в указанную сферу научные разработки и рекомендации по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов.
Не малую роль в развитии охотничьего хозяйства играет законодательство, которое создает правовые основы для развития этой отрасли народного хозяйства 
Долгое время у нас в стране отсутствовала четкая правовая база, регулирующая отношения в области ведения охоты и охотничьего хозяйства. Специальный федеральный закон, посвященный этому вопросу, был принят только в 2009 году [1].  После чего действующая правовая база охотничьего хозяйства была практически полностью обновлена. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены новые Правила охоты, введена новая форма охотничьего билета, утвержден иной порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, изменились требования охотничьего минимума, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приняты другие нормативные документы [10].
Несмотря на множество принимаемых в рассматриваемой сфере актов, приходится констатировать, что в настоящее время значение охотничьего хозяйства государством недооценивается, данная отрасль экономики не реализует весь свой потенциал, нуждается в дальнейшем развитии. Для решения существующих проблем, каковых в сфере охотничьего хозяйства назрело множество, необходим многосторонний, системный, программно-целевой подход. 
Ранее мероприятия, касающиеся охотничьих ресурсов, планировались  в рамках отдельных государственных экологических программ [3; 4], которые предусматривали в числе прочих мероприятия, касающиеся охотничьих ресурсов (подпрограммы «Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов», «Биоразнообразие России»). Однако они затрагивали лишь малую часть проблем в сфере охотничьего хозяйства и не могли решить их кардинально. В частности, в них шла речь только о сохранении охотничьих ресурсов, а не об их эффективном использовании, а без этого невозможно ведение охотничьего хозяйства.
Летом 2014 года была принята Стратегия развития охотничьего хозяйства РФ до 2030 года [2]. «Основным результатом реализации Стратегии должно стать увеличение численности важнейших видов охотничьих животных не менее, чем в 2 раза от их фактической численности в 2013 г. При этом должен быть сохранен баланс, направленный на устойчивое использование всех видов охотничьих животных в природных экосистемах», – отметил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской [6]. Главными задачами Стратегии являются: увеличение численности основных видов охотничьих животных, поддержание их видового и генетического разнообразия, а также исключение нелегальной добычи охотничьих животных, в том числе за счет сокращения административных барьеров и повышения доступности охоты. По мнению специалистов профильного Департамента Минприроды России, причинами низкой доступности охоты для населения являются дефицит охотничьих животных, высокая стоимость услуг и отсутствие конкуренции в сфере охотничьего хозяйства во многих субъектах РФ. Кроме того, к важнейшим задачам Стратегии относится развитие предпринимательства в сфере охотничьего хозяйства, обеспечение заинтересованности охотпользователей и охотников в долгосрочном устойчивом использовании охотничьих животных и их расширенном воспроизводстве. Достижение поставленных в Стратегии задач планируется за счет повышения эффективности охраны охотничьих животных, их инвентаризации на единой методологической основе, совершенствования нормативной правовой базы в области охоты, развития отраслевой науки. Более 90% опрошенных Минприроды России охотников и охотопользователей, уполномоченных органов, профильных научных и общественных учреждений поддержало предложенную цель Стратегии развития охотничьего хозяйства и согласилось с основными выявленными проблемами в области охоты и предлагаемыми путями их решения [6]. 
Программно-целевой подход к решению проблем в сфере охотничьего хозяйства характерен также и для субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день большинство из них имеют свои программные документы (Концепции) в сфере сохранения и использования охотничьих ресурсов. Причем в некоторых из них  (например, в Новосибирской, Кировской, Калининградской областях) такие программы были приняты задолго до принятия федеральной Стратегии.  Принята такая Концепция и в Республике Башкортостан [5]. Концепция разработана в целях формирования региональной политики в сфере охоты, охотничьего хозяйства и охотничьего туризма. Она направлена на сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов республики и содержит описание путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе развития охоты и охотничьего хозяйства, их модернизации и повышения эффективности. В Концепции рассмотрены современное состояние и проблемы охотничьего хозяйства Республики Башкортостан, сформулированы принципы, цели и задачи отраслевого развития, определены основные механизмы, сроки и этапы реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие охотничьего хозяйства республики. Реализацию основных положений Концепции планируется также  осуществить до 2030 года.
Полагаем, что реализация федеральной Стратегии развития охотничьего хозяйства РФ до 2030 года и Концепций развития охотничьего хозяйства субъектов Российской Федерации  создаст необходимые правовые, социально-экономические и экологические предпосылки и условия для развития охоты и охотничьего хозяйства России. Решение институциональных и функциональных задач, предусмотренных Концепцией, позволит обеспечить право граждан на охоту и устойчивое использование ресурсов животного мира, повысить эффективность ведения охотничьего хозяйства и государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Представляется, что предусмотренные вышеуказанными программными документами мероприятия должны реализовываться федеральными органами власти совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления и с хозяйствующими субъектами, непосредственно осуществляющими предпринимательскую деятельность  в сфере ведения охотничьего хозяйства. Только тогда они могут дать ожидаемый эффект. 
Хотелось бы отметить огромное значение этих документов в нормативно-правовом регулировании.   Определяя цели, задачи, приоритеты, научные, правовые, организационные основы, экономические механизмы и основные направления деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства на длительную перспективу они дают необходимую базу для дальнейшего развития охотничьего законодательства. 
Вместе с тем принятие указанных программных  документов не  только не исключает, но и прямо предусматривает дальнейшую работу по анализу  и решению существующих проблем в сфере ведения охотничьего хозяйства. Со своей стороны полагаем необходимым вести постоянный  правовой мониторинг отношений в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства. Правовой мониторинг должен включать: анализ правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государства, изучение практики применения принятых норм,  оценку  их эффективности. Вывод об эффективности должен быть сделан на основе обзора судебных и иных споров, связанных с реализацией принятых норм, а также  в зависимости от того, как повлияло принятие норм на состояние правопорядка в сфере ведения охотничьего хозяйства. Данные правового мониторинга должны доводится до компетентных органов,  и учитываться ими при дальнейшей правотворческой деятельности. Результатом совместной  работы  должна стать эффективная государственная политика, направленная на обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих ресурсов  при сохранении устойчивости экологических систем.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  2. Стратегия развития охотничьего хозяйства РФ до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 1216-р
  3. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утв. распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2013 г. № 436-р
  4. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326.
  5. Концепция развития охотничьего хозяйства Республики Башкортостан на период до 2030 года, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 мая 2013 г. № 214.
  6. Информация Пресс-службы Минприроды России // URL: http://www.mnr.gov.ru/news /detail.php?ID=132290&print=Y (дата обращения 01.10.2014).
  7. Андреев М.Н., Краев Н.В., Краева В.Н. Федеральная государственная политика в сфере охоты и охотничьего хозяйства // Экологическое право. - 2013. - № 3. - С. 27 – 33.
  8. Госполитика в охотхозяйстве страны [Электронный ресурс] 
  9. Концепция развития и научного обеспечения охотничьего хозяйства России, разработанная с участием: А.В. Черекаева, акад. РАСХН, В.Г. Сафонова, чл.-кор. РАСХН, М.Н. Андреева, к.с.-х.н., Н.Н. Гракова, д.б.н., И.А. Домского, к.в.н., Н.В. Краева, к.ю.н., С.П. Матвейчука, В.И. Машкина, д.б.н., С.И. Минькова [Электронный ресурс] URL: http://www.sevin.ru/bioresrus/classification/hunting_animals /conception.html (дата обращения 30.07.2014 г.)

           10. Селезнева А.Х. Правовые проблемы использования и охраны охотничьих ресурсов [Электронный ресурс] // Российский электронный научный журнал. 2013. № 2. URL: http://journal.bsau.ru/directions /12-00-00-legal-science/index.php?ELEMENT_ID=241

 

Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме правового обеспечения развития охотничьего хозяйства Российской Федерации, автором анализируется государственная политика в указанной сфере,  существующие проблемы, предлагаются меры по совершенствованию законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Сведения об авторе:
Селезнева Айгуль Хамитовна, кандидат юридических наук, доцент, начальник юридического отдела, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34, e-mail: selezneva.ufa@mail.ru

© Селезнева А.Х.

UDC 34: 639.1 
AH Selezneva

PROSPECTS OF HUNTING 
RUSSIAN FEDERATION

Key words and phrases: hunting; hunting; natural resources; wildlife; natural resources; hunting resources; nature and resources law.

References:

  1. The Federal Law of July 24, 2009 № 209-FZ "On hunting and hunting on the conservation of resources and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"
  2. Development Strategy Hunting Russia until 2030, approved. order of the Government of the Russian Federation from July 3. – 2014. - № 1216-r.
  3. The State Program of the Russian Federation "Reproduction and use of natural resources", approved. Russian Government on March 26. – 2013. - № 436-p.
  4. The State Program of the Russian Federation "Environment" in 2012 - 2020, approved. RF Government Decree of April 15, 2014. - № 326.
  5. The concept of development of hunting Bashkortostan for the period until 2030, approved. Resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan on May 28. – 2013. - № 214.
  6. The press service of the Ministry of Russia // URL: http://www.mnr.gov.ru/news /detail.php?ID=132290&print=Y (date accessed 01/10/2014).
  7. Andreev, MN, NV Brinks, territories VN Federal government policy in the field of hunting and hunting // Environmental Law. - 2013. - № 3. – pp. 27 - 33.
  8. The state policy in the country hunting estate [electronic resource] // URL: http: // www.amur-ohota.ru/publikaci/zakony-i-pravila/gospolitika-v-ohothozjaistve-strany.html (date of circulation of 08/10/2014)
  9. Concept of Development and Scientific Hunting Russia, developed with the participation of: AV Cherekaeva, Acad. RAAS, VG Safonov, Corresponding Member. RAAS, MN Andreeva, ksn, NN Grakova, Ph.D., IA Dome, k.v.n., NV Edges, Ph.D., SP Matveychuk, VI Mashkina, Ph.D., SI Min'kova [electronic resource] URL: http://www.sevin.ru/bioresrus/classification/hunting_animals /conception.html (30.07.2014, the date of treatment)
  10. AH Selezneva Legal problems of the use and protection of hunting resources [electronic resource] // Russian electronic scientific journal. 2013. № 2. URL: http://journal.bsau.ru/directions /12-00-00-legal-science/index.php?ELEMENT_ID=241

 

Summary
This article deals with the problem of legal support development of hunting the Russian Federation, the author analyzes the public policies in this area, the existing problems, propose measures to improve the legislation in the field of hunting and the conservation of game resources.

Author’s personal details
Selezneva Aigul Hamitovna, PhD, Associate Professor, Head of the Legal Department, Associate Professor, Department of State and Municipal Management and Law FGBOU VPO "Bashkir State Agrarian University", 450001, Ufa, ul. 50th Anniversary of October, 34, e-mail: selezneva.ufa@mail.ru

© Selezneva A.H.


Возврат к списку