Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
27.08.2013

Г.Р. Искужина ПЕРЕХОД НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 378 : 001.891 – 057.4

Г.Р. Искужина

ПЕРЕХОД НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ключевые слова: двухуровневая система образования; рабочие учебные планы; Интернет-конференции; методические семинары; компетентностный подход

В связи с участием России в Болонском процессе, переходом на двухуровневую систему высшего образования, изменением рабочих учебных планов возникла необходимость пересмотра учебно-методических материалов по всем учебным курсам. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, необходима разработка учебно-методических материалов, предусматривающих внедрение компетентностного подхода, введение системы модульно-рейтинговой оценки деятельности студентов. Также возникла необходимость переосмысления методики преподавания читаемых дисциплин, выделения в преподаваемых курсах базового (для подготовки бакалавров) и углубленного (для подготовки магистров) уровней изучения.

В связи с вышеперечисленным в рабочих учебных планах изменился перечень дисциплин, закрепленных за кафедрами, изменились и структуры читаемых курсов (сетка часов – число лекционных и семинарских часов, их соотношение и т.д.), поскольку «подготовка бакалавров и магистров – это принципиально иная система высшего профессионального образования, которая требует иного содержания учебных курсов, иных образовательных технологий, иной организации учебного процесса, иной структуры учебно-материальной базы, иного информационного обеспечения» [1]. Меняется и соотношение пассивных, активных и интерактивных форм обучения: так, стандарты третьего поколения предусматривают, что функция преподавателя заключается не в понимании его как лица, «дающего знания», а как лица, «формирующего компетенцию», то есть главная задача сводится не к трансляции своих знаний, а в управлении процессом поиска и получения знаний самими студентами. Таким образом, переход к образовательным стандартам третьего поколения требует принципиального пересмотра существующих подходов к процессу образования, изменения в менталитете, прежде всего, самих преподавателей, что вызывает существенные трудности, поскольку требует коренного переосмысления содержания профессиональной деятельности педагога высшей школы.

Усложняется этот процесс сжатыми сроками перехода на двухуровневую систему, что вызывает резкое увеличение загруженности преподавателей, связанной с разработкой принципиально новых учебных курсов и необходимостью их постоянного обновления с целью адаптации преподаваемых курсов постоянно меняющимся запросам слушателей разрабатываемых курсов. Также введение в рамках новых образовательных стандартов балльной модульно-рейтинговой системы вызвало катастрофический рост документооборота, что в свою очередь, вызывает острую нехватку времени на качественное выполнение необходимой методической работы. В то же время необходимо отметить, что введение модульно-рейтинговой системы, во-многом, оправдано, поскольку призвано решать такую не менее актуальную проблему, стояющую перед современным российским образованием, как низкая мотивация студентов в самостоятельном приобретении знаний, что в большей или меньшей степени позволяет преодолеть балльная система. Так, судя по опыту внедрения данной системы, процесс набора баллов стимулирует студентов в течение семестра уделять больше времени самостоятельной работе, более активной подготовке к практическим занятиям.

Проблема нехватки времени является особенно актуальной для молодых преподавателей, которые помимо непосредственно педагогической деятельности, активно занимаются научными исследованиями, выполняют общественную нагрузку. Те, кто только начинает преподавать, как правило, сталкиваются с трудностью составления подходящей программы, соответствующей современным подходам к преподаваемой дисциплине. Проблемой становится составление структуры курса, удобной и легкой для усвоения, подбор подходящего базового учебного материала среди всего разнообразия современных источников информации. Нехватка педагогического опыта, отсутствие достаточных знаний о существующих инновационных методиках преподавания, нехватка времени на повышение квалификации и самообразование – это те трудности, с которыми сталкиваются сегодня молодые ученые.

Решить указанные проблемы помогают, проводимые как на университетском, так и на межвузовском уровне, методологические конференции и семинары, направленные на повышение квалификации, как молодых, так и опытных преподавателей. Также проблемы перехода к компетентностному подходу в настоящее время активно обсуждаются в периодической литературе, предназначенной для педагогов высшего профессионального образования. В условиях всеобщей информатизации, компьютеризации и глобализации актуальными методами повышения квалификации, особенно среди молодых ученых, являются Интернет-конференции, курсы дистанционного обучения, проводимые ведущими российскими университетами. И самое главное, помощь опытных коллег – ведущих профессоров и доцентов университета, загруженных, правда, не меньше молодежи, всегда очень важна и полезна, и зачастую является главным и основным ориентиром в работе молодых преподавателей. Таким образом, на наш взгляд, молодые ученые, работающие в ВУЗе, являются, прежде всего, преподавателями, в связи с чем основная их задача – это, прежде всего, обучение студентов.

Список литературы

1. Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akvobr.ru/ekspress_forum_problemy_vnedrenija_dvuhurovnevoi_sistemy.html. – 11.03.2013.

Сведения об авторе

Искужина Гульназ Расиховна, старший преподаватель кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел. (347) 252-12-56. E-mail: gul-iskuzhina@rambler.ru

Аннотация

В связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, изменением рабочих учебных планов возникла необходимость пересмотра учебно-методических материалов по всем учебным курсам. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, необходима разработка учебно-методических материалов, предусматривающих внедрение компетентностного подхода, введение системы модульно-рейтинговой оценки деятельности студентов. Также возникла необходимость переосмысления методики преподавания читаемых дисциплин, выделения в преподаваемых курсах базового (для подготовки бакалавров) и углубленного (для подготовки магистров) уровней изучения.

Решить указанные проблемы помогают, проводимые как на университетском, так и на межвузовском уровне, методологические конференции и семинары, направленные на повышение квалификации, как молодых, так и опытных преподавателей. В условиях всеобщей информатизации, компьютеризации и глобализации актуальными методами повышения квалификации, особенно среди молодых ученых, являются Интернет-конференции, курсы дистанционного обучения, проводимые ведущими российскими университетами.

© Искужина Г.Р.

UDC 378: 001.891 – 057.4

G.R. Iskuzhina

TRANSITION TO EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION

Keywords: two-level education system; working curricula; Internet conferences; methodical seminars; competence-based approach

References:

1. Express forum: problems of introduction of two-level system [Electronic resource]. – Access mode: http://www.akvobr.ru/ekspress_forum_problemy_vnedrenija_dvuhurovnevoi_sistemy.html. – 11.03.2013.

Authors’ personal details

Iskuzhina Gulnaz Rasikhovna, senior teacher of chair of the economic theory of FGBOU VPO Bashkir state agrarian university. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34. Ph. (347) 252-12-56. E-mail: gul-iskuzhina@rambler.ru

Summary

Due to the transition to two-level system of the higher education, change of working curricula there was a need of revision of educational and methodical materials on all training courses. According to requirements of the federal state educational standard of the third generation, development of the educational and methodical materials providing introduction of competence-based approach, introduction of system of a modular and rating assessment of activity of students is necessary. Also there was a need of reconsideration of a technique of teaching of readable disciplines, allocations in taught courses basic (for preparation of bachelors) and deepened (for preparation of masters) studying levels.

Help to solve the specified problems which are carried out both on university, and at interuniversity level, methodological conferences and the seminars directed on professional development, both young, and skilled teachers. In the conditions of general informatization, a computerization and globalization by actual methods of professional development, especially among young scientists, Internet conferences, the distance learning courses which are carried out by leading Russian universities are.

© Iskuzhina G.R.


Возврат к списку