Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
27.08.2013

Ф.А. Игебаева ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРОУНИВЕРСИТЕТА

УДК 378.1

Ф.А. Игебаева

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРОУНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: социально-политическое мышление; высшее образование; проблемное обучение; логические задания; тесты

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть социально и политически неграмот­ным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самостоя­тельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность же к принятию рацио­нальных решений в социально-поли­тической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе система­тического приобретения знаний и опыта.

Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросектора республики. Следовательно, современный выпускник агроуниверситета должен владеть не только специальными знаниями и навыками, но и быть социально компетентным человеком, знающим принципы организации, строение и развитие общества, в котором он живет и работает, владеющим азами грамотного общения, умеющим хорошо ориентироваться в сложных ситуациях общественной жизни. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание социологии и политологии в качестве учебных дисциплин.

Одной из главных целей «Социологии» является формирование у студентов общего систематизированного представления о теории, методологии познания и регулирования социальных процессов и явлений. Это предполагает усвоение студентами специфики социологического знания, понимание природы возникновения социальных общностей, институтов, а также их взаимодействия, возможных социальных напряжений и конфликтов, путей их преодоления. В процессе изучения социологии студенты должны познакомиться с социологическими подходами к личности, факторами её формирования в процессе социализации, с формами регуляции социального поведения.

Целью «Политологии», как новой учебной дисципли­ны, является формирова­ние у граждан системы знаний о мире политики, о тех процессах и явле­ниях, которые происхо­дят в политической сфере жизни общества. Кроме этого, политология способствует формированию политического мышления, выработке гра­жданской позиции, она учит самостоятельно ориенти­роваться в сложных проблемах современ­ного общества и государства, четко формулировать и отстаи­вать свои со­циальные и политические интересы.

В результате изучения курсов «Социология» и «Политология» выпускник агроуниверситета дол­жен:

- знать общие и специфические законы развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих законов в деятельности людей; смысл происходящих в современном мире социальных процессов; вести дискуссию и аргументировано отстаивать свою позицию; на основе конкретных фактов современной действительности представлять четкую картину состояния социума в России; находить способы решения социальных проблем и составлять прогнозы развития общества;

- получить знания о предмете и методе политической науки, ориентиро­ваться в основных направлениях политической мысли; иметь представле­ния о сущности власти, государства, гражданского общества, полити­ческих отношениях и процессах, политической культуре, политиче­ских субъектах, различать политические системы и режимы, знать о полити­ческих партиях, «группах давления», политических лиде­рах, уметь ори­ентироваться в политических конфликтных ситуациях, уметь анализиро­вать международные политические процессы, геополитиче­скую обста­новку, место и роль России в современном мире, овладеть навыками политической культуры, уметь применять политологи­ческие знания в по­вседневной жизни и в своей профессиональ­ной деятельности.

Следует отметить, что сегодня в высшей школе произошли кардинальные изменения в преподавании социально-политических наук: их содержании, структуре, формах и методов. Это связано с разработкой и внедрением в практику высшего гуманитарного образования проблемного обучения, ставящего своей задачей развитие творческого мышления студентов.

Сегодня от студентов требуется способность не только воспро­изво­дить определенную систему готового знания, но также понимать и объяснять социальные процессы, творчески осмысливать реалии про­шлого и современного развития социума, умение получать необхо­димые знания и использовать их в своей профессиональной и повсе­дневной деятельности [1,c.55].

Конечно, было бы не только несправедливо, но и неверно полагать, что ответственность за «серые» занятия несет только преподаватель. Никакие дидактические приемы и задачи не дадут желаемых результатов, если единственным побудительным мотивом пребывания студента в аудитории является это самое пребывание. Успех обучения зависит от степени включенности преподавателя и студента в единый процесс познания – это система вузовской дидактики.

Поэтому, для того чтобы перевести пассивные знания студентов в русло активного мыслительного процесса, мы используем в процессе преподавания курсов «Социология» и «Политология» практикумы, которые подготовлены с учетом требований современного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации. Они составлены с целью – формирования у студентов социологического и политологического мышления как основы для самостоятельного осмысления социально-политических процессов и практического умения квалифицированно решать профессиональные задачи в аграрной сфере.

Практикумы по курсам «Социология» и «Политология» идентичны и состоят из трёх разделов.

В первой части представлены методические рекомендации по изучению учебного курса «Социология» и «Политология», предполагающие активное включение студентов в самостоятельное осмысление и практическое освоение учебного материала.

Во вторую часть включены планы практических занятий, где каждая тема содержит понятийный инструментарий данной темы, вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, социологический и политологический практикумы, состоящие из заданий для самостоятельной работы студентов, тестов, позволяющих произвести итоговый контроль знаний студентов, логических заданий, проблемных ситуаций, вопросов для размышления, упражнений.

В третьей части помещены кроссворды, позволяющие произвести контроль знаний студентов по курсу «Социология» и «Политология».

При подготовке к практическим занятиям студенты активно используют, помимо учебного материала, публикации в таких журналах, как «Социологические исследования», «Политологические исследования», «Социально-гуманитарные знания», «Вестник Московского университета, серия «Социология и политология», «Общественные науки и современность», «Мировая экономика и международные отношения» и другие (список статей приведен в конце каждой темы). Использование этих материалов позволяет студенту сделать сообщение или реферат более содержательным и интересным, показывая его способность ориентироваться в проблеме, не ограничиваясь только учебником. Изучение курса также предусматривает использование электронных ресурсов и программных средств обучения «Консультант-Плюс», «Кодекс» и «Гарант».

Социологический и политологический практикумы – это объемные практические блоки, содержащие удобные для студента формы самоконтроля: упражнения, таблицы, логические задания, проблемные вопросы, тесты для самопроверки полученных знаний, вопросы для размышления, деловые ситуации по каждой пройденной теме. Таким образом, формируется обширное пространство для самостоятельной работы студента, которое играет роль своеобразной практической лаборатории, где он может проверить, апробировать и закрепить свои знания.

Учебные практикумы построены таким образом, чтобы студент мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме, в соответствии с учебной программой, освоить необходимые знания и умения по социологии и политологии. Успешная реализация этих знаний зависит в значительной степени от личных усилий студента.

При подготовке к каждому практическому занятию студент должен обязательно ознакомиться и выучить понятийный инструментарий данной темы, что не только облегчает восприятие учебного материала, повышает качество образования, но и сокращает временные и энергетические затраты.

Поскольку изучение социологии и политологии и формирование социально-политологического мышления невозможно без практических упражнений и заданий, поэтому далее студенты приступают к выполнению более сложных заданий, представленных в практикумах.

В начале дадим определения.

Упражнение – занятие для усовершенствования каких- либо навыков. Благодаря упражнениям, т.е. постоянным действиям, закрепляется какой-нибудь навык, вырабатывается привычка делать что-то правильно. Например, составление анкеты по заданным параметрам, скажем, только из закрытых и полузакрытых вопросов, является упражнением по методике социологического исследования.

Логическим заданием называют вопрос, ответ на который предполагает предварительный глубокий анализ материала, или систему особым образом сформулированных вопросов, нацеливающих студента на самостоятельное продумывание содержания первоисточника. Они предназначены для того, чтобы обучаемый, работая с учебником, сам находил нужные идеи, положения и усваивал их. В данных практикумах логические задания имеют форму вопроса или таблицы, обработка которых позволит самостоятельно и с достаточной глубиной усвоить необходимый материал, проследить логику развития событий и оценить современную действительность.

Проблемный вопрос – высшая, наиболее сложная форма продуктивного вопроса. Он ставит студента в затруднительное положение, так как для ответа на него не всегда достаточно имеющихся знаний и чаще всего требуются новые знания, поиск решения. Главное назначение проблемных вопросов состоит в том, чтобы побудить студента к творческому осмыслению учебного материала к самостоятельной мысли. Это может быть анализ различных высказываний в публицистике, научной и учебной литературе; разных точек зрения (в том числе и противоположных) на одну и ту же проблему; формулирование своей собственной оценки данной проблемы.

Опыт проблемного обучения показывает, что все проблемные вопросы можно разделить на девять основных типологических групп:

1. Категориальный тип – включает в себя вопросы, в которых круг проблем охватывает категориальный или понятийный аппарат данной темы изучаемого курса.

2. Дискуссионный тип – включает в себя вопросы, содержащие явления, методы, способы, технику и процедуру исследований и т. д., которые не имеют в научной литературе однозначного объяснения, одинакового применения, носят дискуссионный характер.

3. Диспутный или неформальный тип – во многом похож на дискуссионный по постановке задачи и характеру ситуации, но отличается тем, что охватывает учебно-познавательные проблемы, которые к учебной программе имеют косвенное значение. Тем не менее, ознакомление с ними способствует углублению и расширению знаний по программным темам, ориентируют студентов на изучение специальной литературы, формируют интерес к проблеме.

4. Ложный тип – связан с тем, что студентам предлагается заведомо ложная или надуманная посылка, и они должны разобраться, в чем ошибка в суждениях, каким должен быть ход рассуждений, исправить ошибки, объяснить источники ошибок и ожидаемые последствия от них.

5. Вопросительный тип – самая распространенная группа проблемных вопросов, что объясняется их простотой, односложностью, доступностью. Возможностью преподавателя импровизировать в процессе лекции или практического занятия. Ответы могут быть формализованы на «да» и «нет».

6. Вариативный тип предполагает выбор студентами правильного варианта ответа из представленных оценок, мнений, определений и аргументированное обоснование своего выбора.

7. Оценочный тип – включает в себя высказывания ученых, писателей, политических и государственных деятелей и т. п. по различным конкретным вопросам теории и практики, фактам внутренней и международной жизни и т.д.. От студентов требуется оценка этих высказываний и фактов с материалистических позиций, умение узнавать определенные философские и экономические и другие направления и школы.

8. Аналитический тип построен таким образом, что предлагаемая преподавателем проблемная ситуация только вызывает затруднения в разрешении учебной проблемы, а студенты, исходя из прошлых знаний, должны провести анализ ситуации, источников, причин, вызывающих проблемы, пути и условия ее разрешения.

9. Методологический (методический) тип объединяет ситуации, в которых от студентов требуется находить правильные методы, способы, приемы их решения, дать определения методом.

В практикумах представлены разнотипные проблемные вопросы, раскрывающие различные аспекты социологии и политологии, которые требуют неоднозначного ответа. Студенты стараются прорабатывать все проблемные вопросы и высказать свою точку зрения по данной проблеме.

Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) – понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний. Поскольку в настоящее время все более распространенной становится тестовая форма контроля знаний, практикумы снабжены образ­цами тестовых заданий, которые разработаны в соответствии с государственным стандартом профессионального образования. Они предназначены как для самостоятельного контроля знаний, так и для проведения практических занятий, контрольных замеров знаний студентов преподавателем. Привлекательность тестов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить оперативный контроль усвоения учебного материала, а кроме того исключить предвзятость и субъективность оценок, которые нередко возникают в личных отношениях экзаменатора и экзаменуемого [2, с.7-9].

На практических занятиях мы также используем решение социологических и политологических кроссвордов, содержащих основные понятия пройденных курсов. Решение кроссвордов вызывает у студентов интерес к изучае­мым предметам, помогает более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем учебных дисциплин и требует от студентов умений и навыков работы со справочной литературой, разви­вает формально-логическое и творческое мыш­ление, все виды па­мяти, эрудицию.

В заключение отметим, что социально-политические знания и политическая культура, безусловно, нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной деятельности. И мы надеемся, что практикумы по «Социологии» и «Политологии» помогут студентам в получении необходимых знаний о социальных и политических реалиях и ценностях, нормах политической культуры и поведения в обществе.

Список литературы

1. Игебаева Ф.А. Значение учебных практикумов в активизации самостоятельной работы студентов // Инновационные методы в преподавании социально-гуманитарных наук в вузах и ссузах. Материалы республиканской научной конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – С.54 – 57.

2. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии /Ф.А.Игебаева. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. –128с.

Сведения об авторе

Игебаева Фания Абдулхаковна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел. (347) 228-06-17. E-mail: igebaeva.fania@yandex.ru

Аннотация

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть социально и политически неграмот­ным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самостоя­тельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность же к принятию рацио­нальных решений в социально-поли­тической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе система­тического приобретения знаний и опыта.

© Игебаева Ф.А.

UDC 378.1

F.A.Igebayeva

FORMATION OF SOCIO-POLITICAL THINKING OF STUDENTS OF AGROUNIVERSITY

Keywords: socio-political thinking; the higher education; problem training; logical tasks; tests

References:

1. Igebayeva F.A. Value of educational practical works in activization of independent work of students//Innovative methods in teaching of the social humanities in higher education institutions and Susa. Materials of republican scientific conference. – Ufa: BASHGU'S RITS, 2012. – Page 54 – 57.

2. Igebayeva F.A. Practical work on sociology/F.A.Igebayev. – Ufa: Bashkir GAU, 2012. – 128с.

Authors’ personal details

Igebayeva Fanya Abdulkhakovna, candidate of philosophical sciences, associate professor of philosophy, sociology of FGBOU VPO Bashkir state agrarian university. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34. Ph. (347) 228-06-17. E-mail: igebaeva.fania@yandex.ru

Summary

The modern concept of the higher education recognized around the world, recognizes that the graduate of any higher education institution, future expert in this or that field of activity can't be socially and politically illiterate. Otherwise he can't become the full-fledged personality, the independent subject making crucial decisions for the destiny and destiny of other people. Ability to adoption of rational decisions in socio-political life doesn't come spontaneously, and is formed during systematic acquisition of knowledge and experience.

© Igebayeva F.A.


Возврат к списку