Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
29.10.2013

И.Г.Мухамадеев ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 378.1

И.Г.Мухамадеев

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Ключевые слова: игровые технологии; деловые игры; учебный процесс; магистр; технология конструирования, организации и проведения деловых игр; технология профессионально ориентированного обучения.

В настоящее время особую актуальность приобретает обеспечение и повышение качества подготовки компетентных специалистов.

Проблема качественной подготовки специалистов решается более успешно в условиях применения инновационных моделей образования. Характерным примером инновационного метода в профессиональном образовании служит широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных умений и навыков будущего специалиста. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, а также с учётом специфики ООП магистратуры по направлению подготовки 111100 Зоотехния должен составить не менее 30% аудиторных занятий. К активным формам организации учебного процесса, предполагающих выделение в качестве приоритетных целевых образовательных ориентиров формирование творчески активной личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, могут быть отнесены: проблемные лекции, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, дискуссии, тренинговые упражнения и другие. Освоение содержания базовых предметных дисциплин с преобладанием методов и форм технологий активного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций, позволяет решить целый комплекс задач, связанных с обогащением профессиональной компетентности современного специалиста.

Практика показывает, что наиболее эффективным методом активного обучения, позволяющим совмещать усвоение теоретических знаний с их практическим применением в условиях, максимально приближенных к практической производственной деятельности при высокой степени мотивации и активности студентов, являются деловые игры.

Рассмотрим здесь кратко, как осваивается магистрами по направлению подготовки 111100 Зоотехния технология конструирования, организации и проведения деловых игр при изучении дисциплины «Технология профессионально ориентированного обучения». Дисциплина входит в структуру общенаучного цикла вариативной части основной образовательной программы магистратуры. Содержание дисциплины позволяет магистру получить углублённые знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной научно-педагогической деятельности.

Освоение технологии разработки, организации и проведения деловых игр предполагает глубокое изучение теоретического материала, излагаемого в лекциях. Лекция занимала 4 часа учебного времени. Магистры знакомятся с технологией разработки, организации и проведения деловых игр по технологии производства продуктов животноводства, а также с особенностями деловой игры как метода активного обучения.

Многочисленные публикации посвящены игровым методам для решения технических, экономических, управленческих задач [2]. Что же касается деловых игр по технологии производства продуктов животноводства и публикаций по ним, то по результатам анализа известных авторам деловых игр можно сказать, что список методически и технически отработанных игр насчитывает всего несколько наименований. Очевидно, важным становится освоение данной категорией специалистов технологии конструирования, организации и проведения деловых игр в указанной предметной области. Однако, разработка деловой игры – трудоёмкий процесс, требует значительных временных и интеллектуальных затрат на её создание и внедрение в учебный процесс. Поэтому с позиции экономии учебного времени эффективным является методический подход, как отмечают специалисты по активным методам обучения, когда известная игра адаптируется под основные требования технического задания, выдаваемое игровым группам, к данному составу участников и условиям её проведения.

Практической частью программы дисциплины предусмотрено выполнение индивидуальных учебных заданий всеми магистрами и заданий в творческих микрогруппах [4]. В качестве примера приведём следующее задание. В своих малых группах придумайте проблему, которую бы Вы предпочли рекомендовать для деловой игры. При этом: сформулируйте дидактическую задачу, которую собираетесь решать, и обоснуйте педагогическую целесообразность использования деловой игры с этой целью; разработайте совместно сценарий такой игры; попробуйте использовать его в своей педагогической практике, при работе с Вашими студентами; если такой возможности нет, разыграйте его с Вашими партнёрами по группе, распределив соответственно роли.

Необходимость выполнения самостоятельного учебного задания стимулирует учебно-познавательную деятельность магистров, вынуждает их тщательно обследовать объект игрового моделирования, целенаправленно и с большей ответственностью собирать информацию, требуемую для его изучения и достижения общей цели игрового коллектива.

При этом следует иметь в виду, что основой для определённой организации и подачи материала в деловой игре являются базовые характеристические признаки учебной деловой игры: моделирование деятельности специалистов предприятий и организаций по выработке и принятия управленческих решений; распределение ролей между участниками игры; несовпадение ролевых целей по выработке решений; взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решений участниками игры; реализация в процессе игры несколько тактов управления объектом игрового моделирования; многоальтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения; наличие разветвлённой системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры. Кроме того, реализация необходимых атрибутов деловой игры специально обеспечивается путём закладки их в конструкцию деловой игры при её создании посредством технических и методических средств и приёмов.

При освоении технологии разработки, организации и проведения деловых игр на практических занятиях обеспечивается соревновательный характер деятельности участников игры посредством конструирования соревнующимися игровыми группами вариантов деловой игры по технологии производства продуктов животноводства.

Особенность деловой игры как метода активного обучения обусловливает необходимость изучения магистрами её структуры. Этапами структуры любой деловой игры являются: подготовительный, вводная часть, собственно деловая игра, анализ результатов, подведение итогов игры [1]. Перед магистрами ставится цель тщательно продумать основные этапы проектируемой игры.

В процессе освоения технологии разработки сценария деловой игры магистры знакомятся с объектом игрового моделирования, исходными данными, целью игры, функциями её участников, их ролевыми целями, правилами и методикой проведения игры, нормативно-справочной и учебно-методической литературой по вопросам, которые будут рассматриваться в процессе игры, а также системой оценивания деятельности участников игры. Магистры осваивают методику составления и выполнения проблемных производственно-хозяйственных заданий, которые должны решить участники игры, которые обеспечивают выработку оптимальных решений. Кроме того, ставится задача тщательно спланировать структуру игрового комплекса, которая определяется с учётом целей, задач, темы и состава участников игры, принимая во внимание, что игровой комплекс должен предусматривать коллективную выработку управленческих решений.

Преимущества деловой игры как «инструмента» обучения несёт весьма важную функциональную нагрузку при освоении магистрами технологии разработки методической документации и методики проведения игры. При этом методическое обеспечение игры направлено на: составление необходимой для проведения игры методической документации; подготовку технических средств обучения и наглядных пособий; создание методики проведения игры.

Занятие завершается обсуждением разработанных вариантов деловых игр, публичной защитой и т.п. При обсуждении, особо следует подчеркнуть его значимость для более глубокого усвоения знаний, для формирования навыков выработки и принятия коллективных решений, выявляются слабые места в теоретических знаниях и практической подготовке магистров, даются указания по устранению отмеченных недостатков. Защита собственных проектов игр позволяет демонстрировать каждым участником своих профессиональных знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей. Преподаватель подводит итоги и оценивает результаты в соответствии с принятой в данной деловой игре системой оценивания деятельности участников.

Список литературы:

1. Деловые игры в подготовке инженеров АПК: (Практикум) / Г.Ф.Добыш, К.И.Коженкова, Ю.В.Будько и др.; Под ред. Е.А.Скотникова. – Мн.: Ураджай, 1987. – 192 с.

2. Платов В.Я. и др. Деловые игры по охране труда в строительстве/ В. Я. Платов, В. В. Подиновский, А. А. Бельский. – М., Стройиздат, 1987. – 203 с.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

4. Рабочая программа дисциплины «Технология профессионально ориентированного обучения». Направление подготовки 111100 Зоотехния. Профиль подготовки Частная зоотехния, Технология производства и продуктов животноводства. Квалификация выпускника магистр / И.Г.Мухамадеев. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 14 с.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

Сведения об авторе

Мухамадеев Ильгиз Гарданович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел.(347) 228-06-17. E-mail: ilgiz – gar@mail.ru

Аннотация

Описывается опыт успешного применения активных методов и форм обучения в виде деловых игр. Проблема качественной подготовки специалистов решается более успешно в условиях применения инновационных моделей образования. Характерным примером инновационного метода в профессиональном образовании служит широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных умений и навыков будущего специалиста. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, а также с учётом специфики ООП магистратуры по направлению подготовки 111100 Зоотехния должен составить не менее 30% аудиторных занятий. К активным формам организации учебного процесса, предполагающих выделение в качестве приоритетных целевых образовательных ориентиров формирование творчески активной личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, могут быть отнесены: проблемные лекции, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, дискуссии, тренинговые упражнения и другие.

© Мухамадеев И.Г.

UDC 378.1

I.G.Mukhamadeev

GAME TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Keywords: game technologies; business games; educational process; master; technology of designing, organization and carrying out business games; technology of professionally focused training.

Author personal details

Mukhamadeev Ilgiz Gardanovich, Ph.D., assistant professor of philosophy, sociology and pedagogy FGBOU Bashkir State Agrarian University. 450001, 50 years of October, 34. Tel. (347) 228-06-17. E-mail: ilgiz - gar@mail.ru

Summary

Experience of successful application of active methods and forms of education in the form of business games is described. The problem of high-quality training of specialists is solved more successfully in the conditions of application of innovative models of education. In professional education wide use in educational process of active and interactive forms of carrying out occupations in combination with out-of-class work for the purpose of formation and development of professional skills of future expert is a characteristic example of an innovative method. Specific weight of the classes given in interactive forms, according to FGOS VPO requirements, and also taking into account specifics of OOP of a magistracy in the direction of preparation 111100 Zootekhnys has to make not less than 30% of classroom occupations. To active forms of the organization of the educational process, assuming allocation as priority target educational reference points formation of creatively active identity of the expert capable to self-development, self-education, innovative activity, can be carried: problem lectures, business and role-playing games, analysis of concrete situations, solution of production tasks, discussions, training exercises and others.

References:

1. Business games in preparation of engineers of agrarian and industrial complex: (Practical work) / G.F.Dobysh, K.I.Kozhenkova, Yu.V.Budko, etc.; Under the editorship of E.A.Skotnikov. – Мн., 1987. – 192 p.

2. Platov V.Ya., etc. Business games on labor protection in construction / Century. Y.Platov, V.V.Podinovsky, A.A.Belsky. – M, Stroyizdat, 1987. – 203 p.

3. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in an education system: studies. grant for the student. высш. studies. institutions / E.S.Polat, M.Yu.Bukharkina. - M: Academy, 2008. - 368 p.

4. The working program of discipline "Technology of professionally focused training". Direction of preparation 111100 Zootekhnys. Preparation profile Private zootekhniya, Production technology and livestock products. Qualification of the graduate master / I.G.Mukhamadeev. – Ufa: Bashkir GAU, 2013. – 14 p.

5. Chernilevsky of Century. Didactic technologies at the higher school: studies. grant for higher education institutions. – M: YuNITI-DANA, 2002. – 437 p.

© Mukhamadeev I.G.


Возврат к списку