Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
29.10.2013

В.В. Киликаев ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКИЙ ГАУ

УДК 13.00.00
В.В. Киликаев

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ БАШКИРСКИЙ ГАУ

Ключевые слова: дистанционное образование; методы и подходы в образовании; программное обеспечение; курсы дистанционного обучения

Введение. Дистанционное образование.
Текущая реформа образования подразумевает сокращение числа образовательных учреждений, консолидации различных уровней образования, изменение их финансирования, сокращение набора студентов и усиление конкуренции. В ближайшем будущем успешными станут вузы, которые способны быстро реагировать на внешние изменения, имеющие гибкие бизнес-модели и рассматривающие информационные технологии (ИТ), как основу для реализации стратегических целей университета и ускорения инновационных изменений в управлении и учебном процессе [1].
Одним из этапов реформы образования можно назвать принятие нового закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года, вступившего в силу 1 сентября 2013 года, в котором предусмотрена возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Об этом говорилось и ранее, однако Закон N 273-ФЗ предполагает более детальное их регулирование. Так, под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].
Перспективы внедрения дистанционного обучения. Основные методы новых подходов в образовании.
Сейчас сформировалась реальная потребность в услугах обучения «в любое время и в любом месте».
Дистанционное и электронное обучение (ДО и ЭО) позволяет реализовать именно такие услуги в полной мере, используя различные нестандартные подходы к организации учебного процесса и аудиторной работы, такие как:
- «порционное» обучение, рассчитанное на пару минут. Оно отлично подходит, чтобы освежить в памяти уже известную тему, или выучить основы новой. Порционное обучение хорошо укладывается в оценочные концепции “модульного образования”, критерии оценки труда преподавателей, создателей учебных курсов, концепцию системы целевых показателей, так как небольшие порции информации достаточно легко оценить по некоторым стандартным критериям;
- «смешанное» обучение, суть которого заключается в том, что преподавание материала происходит в форме просмотра видео и онлайнового контента дома, а само аудиторное время остается свободным для практики, то есть аудиторное образование дополняется онлайновыми учебными мероприятиями. Такое обучение объединяет сильные стороны электронного и традиционного преподавания. Смешанное обучение может проходить целиком онлайн, когда студенты работают с необходимым контентом в собственном темпе, а, затем, лично участвуют в онлайновых сессиях, на которых проходит практика и дискуссии. Это позволяет снизить аудиторную нагрузку преподавателей и затраты времени и денег студентов на дорогу, а также устранить препятствия к участию в учебном процессе для студентов и преподавателей с ограниченными возможностями;
- видеоконференции, которые используются многими студентами со всего мира для удаленного обучения, общения с другими студентами, и виртуального обучения с помощью различных ресурсов и преподавателей;
- «Социальное» обучение, смысл которого состоит в том, что студент может быстро получить ответ на интересующий его вопрос именно в тот момент времени, когда этот вопрос его заинтересовал, публикуя его в социальных сетях (на форумах) и получая ответ от знакомых с данной проблемой однокурсников или преподавателей в самое короткое время.
В основе учебного процесса при дистанционном обучении лежит целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.
Один из важнейших плюсов дистанционного обучения — снижение стоимости обучения, что связано со снижением расходов на поездку и проживание. Так же дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того электронное обучение автоматически приводит овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в современном мире [3].
Доступность и открытость обучения, возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом или офис, позволяет современному специалисту получать образование практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью, реализовать индивидуальную учебную программу и индивидуальный учебный план.
Применение дистанционного обучения позволит построить максимально простую и удобную для пользователей (студентов и преподавателей) единую систему доступа к информационным и учебным материалам, основанную на самых современных мировых стандартах, более того новые информационные технологии позволят повысить привлекательность учреждения.
Выбор программного обеспечения
К ключевым технологиям, которые нужно предусмотреть ВУЗу для реализации системы дистанционного обучения, отнесем выбор программного обеспечения взаимодействия пользователей, управления учебными данными и учебным процессом.
Информационные технологии появляются, переживают некий жизненный цикл и исчезают из практического использования. Загадывать сейчас, какие именно технологии окажутся востребованными через год, два, и тем более через пять лет достаточно трудно.
Как пример новой технологии - новый стандарт хранения информации о процессах и результатах обучения Tin Can API, последняя версия которого вышла только в июне 2013 года. На настоящий момент не имеется программного обеспечения, полноценно поддерживающего новый стандарт и локализованного на русский язык
Поэтому выбор программного обеспечения сейчас необходимо осуществлять исходя не из тщательных оценок бизнес-процессов ВУЗа, а, скорее, исходя из усредненного общепринятого опыта российских ВУЗов, при принятии аналогичных решений. Так же следует принять во внимание ряд ограничений при осуществлении данного выбора, такие как:
1) ограниченность в выделенных денежных ресурсах;
2) недостаток квалифицированных кадров;
3) ограничения уже имеющейся техники по скорости работы и имеющимся свободным ресурсам.
Система Moodle очень популярна как в мире, так и среди российских ВУЗов. Имеется значительный опыт ее внедрения в том числе среди ВУЗов республики Башкортостан.
Moodle - это система управления курсами (CMS), также известная как система управления обучением (LMS) или виртуальная обучающая среда (VLE). Это бесплатное веб-приложение, предоставляющее возможность преподавателям создавать эффективные сайты для онлайн-обучения.
До 90% вузов Минсельхоза РФ и большинство вузов республики Башкортостан применяют Moodle для дистанционного обучения, - что дает возможности использовать их опыт внедрения. Кроме того LMS Moodle поддерживает такие стандарты по разработке учебного контента, как: SCORM и Tin Can API..
LMS Moodle позволяет создавать электронный контент собственного формата, а также поддерживает их импорт из специальных программ для создания электронных учебников и учебных материалов, наиболее перспективные из которых собраны в комплексе программного обеспечения от российской компании HyperMethod IB.
Именно в силу вышеизложенного было принято решение о начале внедрения системы Moodle в нашем университете.
Сообщество разработчиков LMS Moodle уже выпустило плагины для работы с новым стандартом Tin Can API. Значит контекст, разработанный преподавателями в соответсвии с новым стандартом, окажется совместим с LMS Moodle, что повышает привлекательность именно этой, открытой для разработчиков системы.
Основные проблемы на пути внедрения ДО
При внедрении дистанционного обучения в ВУЗ следует учесть ряд проблем связанных с дистанционным обучением, к ним можно отнести:
отсутствие прямого очного общения. Устоявшийся годами и десятилетиями стереотип «живого присутствия лектора» мешает развитию дистанционного образования;
проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей-тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обеспечения;
высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. При внедрении систем дистанционного обучения приходится сталкиваться с рядом проблем, которые необходимо решать быстро и оперативно в процессе обучения, и одной из самых основных является недостаточная компьютерная грамотность;
понимание преподавателями сути и пользы новых технологий как для студентов, так и для самих преподавателей;
наличие образовательного контента в новых, современных форматах. Такого контента пока практически нет, его нужно разрабатывать;
наличие квалифицированных кадров для поддержки работоспособности системы [4].
Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием, позволяет компенсировать недостаток преподавательского состава. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов — минимизации расходов.
Заключение
Дальнейшее развитие систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле, не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.
Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:
мультимедийностью - видео, анимацией и графикой;
насыщенной интерактивностью, включающей математические модели процессов и явлений;
использованием потокового аудио и видео;
многообразием контрольных и тестовых заданий;
большим объемом учебного материала, который, благодаря мультимедиа, легко усваивается;
общением слушателей между собой.
Большинство из этих факторов, возможно, будет воплощено в жизнь в ближайшем будущем, а пока можно с уверенностью говорить о том, что дистанционное обучение через Интернет сегодня востребовано и, следовательно, будет быстро развиваться.

Список литературы
Крюков, В.В. Информационные технологии в университет: стратегия, тенденции, опыт В. В. Крюков К. И. Шахгельдян // Информационное пространство университета. – 2012. – С. 101-112.
КонсультантПлюс: правовые новости. специальный выпуск "комментарий к федеральному закону от 29.12.2012 n 273-ФЗ "об образовании в российской федерации" // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146319;div=LAW;dst=100005;rnd=0.08794673159718513
Шляхтина, C. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России [Текст] С. Шляхтина // http://www.sapr.ru/Article.aspx?id=14659
Котельникова, И. В. Дистанционное образование: плюсы и минусы [Текст] И. В. Котельникова // Медико-социальные и этико-деонтологические проблемы паллиативной помощи: материалы науч.-практ. конф. – 2013. – С. 97-100.

Сведения об авторе
Киликаев Виктор Викторович, аспирант кафедры Информатика и информационные технологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, 34. Тел. 2282666. E-mail: oosripr1@rambler.ru

Аннотация
В статье отмечается, что текущая реформа образования подразумевает сокращение числа образовательных учреждений, консолидации различных уровней образования, изменение их финансирования, сокращение набора студентов и усиление конкуренции. В основе учебного процесса при дистанционном обучении лежит целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень. Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием, позволяет компенсировать недостаток преподавательского состава.

Киликаев В.В.

UDC 13.00.00
V.V. Kilikayev

PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION FOR EXTRAMURAL STUDENTS OF BASHKIR STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Key words: distance education; teaching methods and approaches; software; distance learning courses


Summary
The article stipulates that current education reform means cutting the number of educational institutions, consolidation of different education levels, changes in their financing, lower admissions and higher competition. The basis of distance education is purposeful and controlled self-directed work of a student who can independently define the sequence of subjects, the convenient place for studies, appropriate rate of learning and in some cases the time that suits them. Therefore the main advantage of distance learning is considered to be certain freedom in terms of the place, time and the rate of training that makes distance learning attractive to those people who have no opportunity to be trained internally for some reasons but wish to raise their educational level. Distance education promotes mass distribution of education, makes training courses available in comparison with traditional internal education and compensates a lack of the teaching staff.

References:
Kryukov V.V. Information technologies for universities: strategy, tendencies, experience. V.V.Kryukov, K.I.Shakhgeldyan. Information space of university, 2012, pp. 101-112. (in Russian).
ConsultantPlus: legal news. Special release “Comments to the Federal Law No.273-fz of 29.12.2012 on education in the Russian Federation”. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146319;div=LAW;dst=100005;rnd=0.08794673159718513 (in Russian).
Shlyakhtina S. Prospects of distance learning development in the world and Russia. Available at: http://www.sapr.ru/Article.aspx?id=14659 (in Russian).
Kotelnikova I.V. Distance education: advantages and disadvantages. Medicine, social, ethic and deontological problems of palliative care (International scientific and practical conference materials), 2013, pp.97-100. (in Russian).

Authors’ personal details
Kilikayev Victor Viktorovich, Graduate Student of the Chair of Information Science and Technologies. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa, 450001. Phone: 2282666. E-mail: oosripr1@rambler.ru


Kilikayev V. V.


Возврат к списку