Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
29.11.2013

И.Г.Мухамадеев РАЗВИВАЕМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

УДК 378.1

И.Г.Мухамадеев

РАЗВИВАЕМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: психодиагностика; психодиагностические методики; преподаватель; студент; обучение; индивидуально-психологические особенности личности

Управление качеством образования, ориентированным на личность студента, требует диагностики особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения. Всесторонняя диагностика личности каждого студента – необходимое условие прогнозирования личностного развития. Без объективной, достоверной информации о личности студента невозможно представить полное, всестороннее развитие его потенциальных возможностей, склонностей и способностей.

Реальный опыт преподавания дисциплины «Психология и педагогика» демонстрирует, что усвоение основных теоретических положений предметной области происходит максимально эффективно, если на практических занятиях обеспечивается возможность самостоятельного осмысления студентами собственных индивидуально-психологических особенностей и индивидуально-психологических особенностей других людей. Эта возможность формирует потребность в самопознании, самосовершенствовании, а в дальнейшем – в психологическом самообразовании. Однако, к сожалению, ситуация такова, что диагностирование личности специалиста еще не стало массовой. В то же время целенаправленная деятельность по использованию совокупности разнообразных психодиагностических средств, которые дополняют, раскрывают друг друга, при изучении психических процессов, состояний и свойств личности специалиста становится чрезвычайно важным [1].

В этой связи по мере изучения тем дисциплины «Психология и педагогика» последовательно вводится разнообразный психодиагностический материал. На протяжении всего курса студенты знакомятся с методами и приёмами диагностики индивидуально-психологических особенностей личности, способами обработки и правилами интерпретации результатов психологического обследования. При изучении познавательных процессов студентами автором статьи успешно применяется ряд диагностических методик: методика определения концентрации внимания при работе с корректурными пробами, методика изучения переключаемости внимания с помощью красно-черной таблицы, методика оценки произвольного внимания по расстановке чисел, методика определения типа и объема памяти, а также различные методики оценки логического мышления.

При изучении психологии личности для лучшего усвоения студентами базовых дидактических единиц: способности, темперамент, характер, направленность, преподавателем используются следующие методики выявления индивидуально-психологических особенностей: методика определения работоспособности нервной системы по психомоторным показателям, характерологический опросник К.Леонгарда, методика Роттера для оценки уровня субъективного контроля личности, методика К.Томаса для оценки стратегии и тактики поведения в конфликте, методика исследования межличностных отношений Дж.Морено, а также авторские разработки по диагностике коммуникативных способностей студентов и аспирантов.

Получаемые при диагностировании данные об индивидуальных особенностях личности студентов соотносятся с критерием для выявления степени приближения к нему и формулировании заключения о степени выраженности изучаемого качества. Заключение сопровождается рекомендациями по развитию и коррекции изучаемых качеств [3].

В процессе психологической диагностики личности специалиста психологу приходится иметь дело с различными сторонами личности. К наиболее важным индивидуально-психологическим показателям следует отнести уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической и мотивационной сторон личности. При этом важно получить, как отмечают управленцы, показатели самореализации, самоопределения, социальной мобильности, социальной устойчивости, социокультурной адаптации личности специалиста. Следовательно, всесторонняя диагностика личности специалиста с целью реализации личностно-ориентированной парадигмы, на основе которой лежит учёт индивидуальных особенностей специалиста, его темперамента, характера, типа личности, типа ролевого поведения и т.п. требует комплексного подхода.

В современной психологии разработано более тысячи различных методов психодиагностики, которые охватывают все известные науки психологические процессы, свойства и состояния человека [2]. К сожалению, удобных, адаптированных к массовой практике комплексных методик изучения различных сторон личности нет. Следует использовать известные методики, одновременно разрабатывая интегрируемые экспериментальные инструменты, оценивающие эти показатели.

Существенное значение имеют личностные качества специалиста, влияющие на его эффективность в процессе достижения результата. Это, прежде всего: высокая компетентность и профессиональная мобильность; инициативность и высокая культура труда; самостоятельность и готовность принимать ответственные решения; предприимчивость и деловитость; высокая нравственность и личная ответственность; способность к партнёрству, коллегиальному стилю руководства.

Однако, как показывает практика, профессионалы, обладающие различными индивидуально-психологическими особенностями, демонстрируют одинаково высокий результат в работе. Отсюда следует, что целесообразнее было бы описывать и анализировать различные эффективные индивидуальные стили профессиональной деятельности.

Такой подход полностью отвечает методологическим установкам инновационной концепции управления человеческими ресурсами, которая в качестве приоритетов выдвигает качество, интеграцию, сохранение, кооперацию в противовес принципам неограниченного роста, основанным на максимизации прибыли и увеличения ВНП.

Учет результатов диагностики личности студента предполагает, на наш взгляд, решения ряда методологических, содержательных и методических задач.

Первая задача – это выбор образовательной парадигмы в качестве исходного методологического положения. В качестве такого положения выступает личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит изначальное изучение и знание личности студента.

Вторая задача включает в себя отбор и структурирование иерархически соподчинённой системы содержания гуманитарных, естественнонаучных, технических и специальных дисциплин учебного материала с учётом возможностей, интересов и потребностей студента. Решение этой задачи видится в усилении интегративной связи предметных областей посредством реализации в учебном процессе внутрипредметных и межпредметных связей, в насыщении гуманитарным содержанием всех учебных дисциплин, значительном усилении эмоциональных компонентов образования.

Третья затрагивает вопросы организации учебной деятельности, в частности таких, как вопросы о совершенствовании методов, форм и средств обучения и воспитания студентов с учётом модели профессиональной деятельности специалиста. Организационно решение этой задачи может выражаться в творческом изучении, осмыслении и внедрении методов, форм и средств погружения воспитуемого и обучаемого не просто в процесс сознания, а в непрерывный поток сознания, что должно найти отражение в деятельности гуманистического характера.

Использование психодиагностических методик нами ведётся в русле компетентностно-ориентированного подхода, который предполагает не просто овладение некоторым объемом информации, но и владение приёмами её интерпретации и представления междисциплинарных знаний и умений в профессиональной деятельности. Активное участие студентов в процессе психологической диагностики играет значительную роль в личностном и профессиональном становлении будущих специалистов. В конечном итоге всесторонняя диагностика личности студента, пронизывая всю структуру управления качеством образования, одновременно выступает инструментом этого управления.

Список литературы

1. Мухамадеев И.Г. Всесторонняя диагностика личности студента как необходимое условие управления качеством образования //Инновационные методы в преподавании социально-гуманитарных наук в вузах и ссузах: материалы Республиканской научной конференции: 24 октября 2012 г., г. Уфа / отв. ред. Р.С. Аюпов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – С. 69-72.

2. Немов Р.С. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.

Сведения об авторе

Мухамадеев Ильгиз Гарданович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел.(347) 228-06-17. E-mail: ilgiz – gar@mail.ru

Аннотация

Освещаются проблемы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей студентов, описывается опыт успешного применения психодиагностических методик, указываются задачи, связанные с применением психодиагностических инструментов. Реальный опыт преподавания дисциплины «Психология и педагогика» демонстрирует, что усвоение основных теоретических положений предметной области происходит максимально эффективно, если на практических занятиях обеспечивается возможность самостоятельного осмысления студентами собственных индивидуально-психологических особенностей и индивидуально-психологических особенностей других людей. Эта возможность формирует потребность в самопознании, самосовершенствовании, а в дальнейшем – в психологическом самообразовании.

© Мухамадеев И.Г.

UDC 378.1

I.G.Mukhamadeev

DEVELOPING PSYCHOGNOSTIC ACTIVITY OF STUDENTS

Key words: рsychognostics; psychognostic methods; teacher; student; training; individual psychometric makes

References

1. Mukhamadeev I.G. Overall diagnostics of student personality as a necessary condition for education quality management. Innovative methods of education social sciences and Humanities in higher .educational institutions and secondary specialized colleges. Proceedings of the Republic Science Conference of October, 24, 2012 in Ufa. Edited by R.S. Ayupov. Ufa, Publishing Center of Bashkir State University, 2012, pp.69-72. (in Russian).

2. Nemov R.S. Textbook for higher education students. Book 3. Experimental Educational Psychology and Psychognostics. Moscow, Prosveshchenie: VLADOS Publ., 1995, 512 p. (in Russian).

3. Smirnov S.D. Education and Psychology of Higher Education from activity to personality. Study guide for Institutes of Advanced Training for teachers and postgraduate students. Moscow, Aspect Press, 1995, 271 p. (in Russian).

Author’s personal details

Mukhamadeev Ilgiz Gardanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Philosophy, Sociology and Pedagogy Chair. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa, 450001. Phone: (347) 228-06-17. E-mail: ilgiz - gar@mail.ru

Summary

The article highlights problems of psychognostics of individual psychometric characteristics of students, describes the experience of successful application of psychognostic instruments, underlines problems associated with the use of psychognostic tools. Real experience of teaching the subject "Psychology and Education" shows that learning basic theoretical principles of the subject area is best when students realize own individual psychological characteristics as well as individual psychological characteristics of other people. This feature creates a need for self-knowledge , self-improvement , and further psychological self-education

© Mukhamadeev I.G.


Возврат к списку