Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
Р.А. Иксанов И.И. Ахметшин  Альтернативные методы разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях 30.06.2014

Р.А. Иксанов И.И. Ахметшин Альтернативные методы разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях

УДК 316.4: 378.4                                                       
Р.А. Иксанов, И.И. Ахметшин

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: конфликт, методы разрешения, разновидности конфликтов

Введение (introduction). Конфликтные ситуации в образовательных организациях имеют место быть достаточно часто. В настоящее время наблюдается малоизученность и отсутствие конструктивных решений данной проблемы в обозначенной области. При огромном количестве публикаций и статей в журналах, посвященных образовательным конфликтам, практически отсутствуют исследования, в которых бы разбирались и анализировались детерминированность конфликтов и их влияние на деятельность образовательных учреждений и эффективность учебного процесса в целом и субъектов образовательной деятельности в частности. В то же время, актуальность конфликта в образовательной сфере достаточно велика. Развитие образовательной политики должно проводиться в политической среде, сформированной под влиянием последствий конфликта.
Материалы и методы (materials and methods). Материалом для исследования служат позиции, взгляды и идеи различных ученых, нашедших своё отражение в научных трудах, посвященных отношениям, связанных с методами разрешения конфликтов в образовательных учреждениях. Методами исследования служат исторический метод и метод сравнения.
Результаты (results). Любая разработка политики должна сопровождаться постконфликтной оценкой рисков[1]. Решение конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон образовательного процесса требует наличие определенных навыков, знаний природы такого типа конфликта. Столкновение определенных точек зрения, мнений, взглядов - очень частое встречается производственной и общественной жизни. Знание природы конфликтов в сфере образования, придает жизни людей спокойствие, стабильность, содействует профилактике конфликтных ситуаций.
Развитие образовательной системы в России реализуется в рамках международных стандартов, учитывается положительный опыт зарубежных стран в организации образовательного процесса. Одновременно актуализируются проблемы соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений, возникающих в условиях появления различных противоречий, разногласий, имеющих высокий потенциал перерасти в конфликт.
Значение конфликта в образовательных отношениях нельзя недооценить. В.М. Сырых отмечает: "общественные изменения происходят всегда и везде, поэтому любое общество наполнено несогласием и конфликтами, которые необходимо исследовать, контролировать и разрешать"[2]. Конфликт - явление человеческой деятельности, рассматривающееся как форма общественной жизни и выступающая основой развития общества.
Существуют различные классификации конфликтов, но не во всех классификациях выделяют конфликт в образовательной среде. Под ним понимается такая разновидность социального конфликта людей, детерминантами которого служат противоречия в образовательной сфере общества.
Попытаемся взглянуть на конфликт в образовательных организациях с точки зрения правовых отношений. Различные исследования образовательных конфликтов с точки зрения права отражается в основном, в междисциплинарных областях науки, предполагающих взаимодействие норм целого комплекса научных областей. Юридическая категория конфликта в образовании требует разработки ряда процессуальных и материальных элементов конфликта. Это позволит определить специальные правовые инструменты и методы их разрешения.
Процессуальные аспекты разрешения правовых конфликтов на сегодняшний день выходят на первый план. В сфере образования огромное значение обретают вопросы разрешения споров с учетом особенностей образовательного (педагогического) процесса, в котором конфликты имеют как вертикальный («вертикальные переговоры»: отношения "педагог - обучающийся"), так и горизонтальный характер(«горизонтальные переговоры»: "обучающийся - обучающийся", "педагог - педагог").
Сложившиеся взгляды о природе юридического конфликта в системе образовательных общественных отношений достаточно интересны. В.Ф. Яковлев отмечает, практически любой социальный конфликт можно рассмотреть в сфере права, применительно к сложившемуся в данном обществе комплексу взглядов, идей, концепций, обычаев и традиций, касающихся правозначимых ценностей, правопонимания и представлений о должном правопорядке[3]. Соглашаясь с мнением Яковлева В.Ф., добавим что конфликт, спор в котором, имеет правовые связи с отношениями сторон конфликта, влекуший юридические последствия именуется юридическим. Юридическая конфликтология предлагает целый комплекс эффективных мер, направленных на предотвращение и профилактику конфликтов. Большое внимание этому уделялось в советской и зарубежной правовой науке. Эти разработки необходимы для поиска детерминантов конфликта и механизмов их разрешения. Возникновение конкретного конфликта, его причины кроются в поведении, индивидуальных особенностях субъектов общественных отношений, обусловленных спецификой психических процессов человека.
Выбор же способа и средств разрешения конфликта с использованием юридических норм и процедур указывает о переходе юридического конфликта в спор[4]. Урегулирование конфликта – это процесс изменения характера конфликтных действий противоборствующих субъектов в сторону ослабления, преобразования, прекращения. Однако, необходимо помнить, что процессуально-правовые меры по разрешению конфликтных ситуаций зачастую приводят к разглашению или огласке конфиденциальной информации, касающихся личных взаимоотношений сторон конфликта. П. 1 ст. 52 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"[5], посвященная элементам правового статуса родителей, закрепляет их право защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. При этом, конкретные положения, направленные на создание механизмов для урегулирования конфликтов, возникающих в сфере образования, законодательство об образовании не содержит.  Процесс урегулирования конфликтной ситуации в юридической плоскости нередко не соответствует концепции справедливости, в силу разрешения спора на уровне государственного органа на основе подчинения формальным правилам процессуального закона. Такая ситуация, по верному замечанию А.А. Брыжинского, ведет к прекращению конфликта силовым решением, но не к его разрешению[6]. Законодателям необходимо уделять должное внимание развитию правовых институтов и инструментов, содействующих реализации альтернативной (внесудебной) практики разрешения и профилактики конфликтов в образовательной среде.
В заключении считаем рациональным предложить альтернативные юрисдикционным методы разрешения споров в образовательной среде.

Обсуждение и заключения (discussion and conclusions)
Альтернативные методы урегулирования конфликтных ситуаций представлены в форме консенсуса, посредничества, компромисса и переговоров, имеющих согласительно- коммуникативную природу. Выделяем 3 основных альтернативных метода разрешения конфликтов в образовательной сфере, к которым относим:
1.      Введение в образовательные учреждения уполномоченных по правам участников образовательного процесса;
Обращаясь к западным моделям разрешения конфликтов, учитывая повышение роли и значения образовательного процесса, часто возникает вопрос о необходимости адаптации института уполномоченного по правам обучающихся в образовании.
Правовую защиту обучающихся в общеобразовательном учреждении осуществляют педагогические работники, на которых возложены функции и полномочия по урегулированию и профилактике конфликтов между обучающимися и преподавателями.
Необходима активация деятельности по экспериментальному введению в образовательные учреждения уполномоченных по правам участников образовательной деятельности. Основная задача деятельности омбудсменов образовательных учреждений должна заключаться в формировании правового пространства в образовательных учреждениях, расширении гражданско-правовой культуры и правосознания субъектов образовательного процесса.
Предполагается, что деятельность института уполномоченного по правам человека позволит эффективно защищать права обучающихся, несмотря на достаточно разные сферы общественных отношений, в которых возможно возникновение конфликтных ситуаций.
2.      Использование института медиации при разрешении образовательных конфликтов;
В конце 20 столетия изучение посредничества как метода альтернативного разрешения конфликтных ситуаций достаточно интенсивно осуществляется в различных направлениях науки. Посредничество рассматривается как процедура, направленная на мирное разрешение конфликта, устранение его причин и последствий, которая может быть завершена достижением соглашения[7]. Зарубежная практика реализации медиативных процедур указывает на принцип саморегулирования в условиях контроля со стороны государства. Этот принцип обеспечивает максимум гарантий независимости медиации как института гражданского общества при одновременном обеспечении профессионализма в деятельности медиаторов.
Урегулирование разногласий с участием медиатора возможно до возникновения правового спора. В зарубежной практике использование услуг медиаторов широко применяется в образовательных организациях на уровне локальных споров между субъектами образовательных отношений. Медиацию как альтернативный способ разрешения образовательных споров можно классифицировать по форме на три вида: частная, досудебная, внутрисудебная. Частная медиация происходит путем выбора сторонами медиатора из представленных на открытом рынке медиативных услуг. Она может носить неформальный статус, хотя стороны на свое усмотрение могут придать медиативному соглашению формальный характер[8]. Развитие института медиации в разрешении конфликтов в образовательных организациях позволяет наиболее эффективно содействовать урегулированию спорных ситуаций с учетом интересов сторон конфликта. Необходимо отметить, что регулирование отдельных процедур посредничества предлагается передать на уровень посредника и конфликтующих сторон, при этом в законодательном порядке должны определяться квалификационные требования профессиональных посредников[9]. Данное положение представляется нам логичным в случае гарантирования учета медиаторами  особенностей каждой конфликтной ситуации, соблюдения существующих традиций и обычаев разрешения спорных ситуаций в конкретном образовательном учреждении.
3.      Деятельность комиссий по урегулированию споров, представительных органов самоуправления(профессиональных союзов) обучающихся.
Образовательному учреждению отводится главенствующая роль в предоставлении обучающимся возможностей максимальной защиты обучающихся от прямого контакта с насилием, в том числе и психического насилия, которое может приобретать различные формы: оскорбление и унижение достоинства; угрозы жизни и здоровью; преднамеренная изоляция обучающегося и т.д.
Разрешение конфликтов на уровне образовательной организации, как процесс применения мер урегулирования  связан с элементами так называемого восстановительного правосудия. Необходимым предполагается обращение внимание на практику некоторых учреждений в рамках восстановительного правосудия, достаточно широко применяющих инструменты примирительного разрешения образовательных конфликтов. Предмет деятельности комиссий по урегулированию споров, представительных органов самоуправления (профессиональных союзов) обучающихся включает в себя урегулирование разногласий между субъектами образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
Целью деятельности комиссий по урегулированию споров, представительных органов самоуправления обучающихся должно быть восстановление нарушенной справедливости при разрешении спорной ситуации, восстановление утраченных социальных связей, восстановление способности к обучению и социальному прогрессу. Восстановительный подход в правосудии дает возможность исправить ситуацию, т.е. восстановить ситуацию в широком смысле этого слова - восстановить отношения в социальной системе, восстановить возможность конструктивного взаимодействия всех участников ситуации[10]. Отметим, что единый, централизованно установленный порядок работы комиссий по урегулированию споров, утвержденный законодательством, отсутствует. Порядок создания, организации работы, принятия решений таких комиссий устанавливается локальными нормативными актами образовательных организаций в форме положений. Положения утверждаются с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций представительными органами работников образовательной организации.
Предполагается использовать в процессе разрешения образовательных конфликтов возможности представительных органов самоуправления обучающихся, с организацией деятельности указанных органов на паритетных началах с представителями администрации образовательного учреждения, с привлечением авторитетных для сторон(к примеру, сотрудников юридических отделов) из числа работников образовательного учреждения.
Одним из существенных преимуществ этих методов является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах, так и при горизонтальных.
При полной исчерпанности конфликта возможно составление и издание правоприменительного акта, прекращающего развитие конфликта, фиксирующего юридический постконфликтный статус его участников. Издание такого нормативного акта, содержащего документальное оформление результатов разрешения спора свидетельствует о наличии конкретных договоренностей субъектов образовательного процесса, помогает в последующем избегать вопросов, связанных с юридическим обжалованием его результатов.


Список литературы:
1. Шакиров Э.Ш., Идиатуллин А.В. Скрытый кризис: вооруженный конфликт и образование. Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. - №3. - 2013. - С. 197- 199.
2. Сырых В.М., Зенков В.Н., Глазырин В.В. и др. Социология права: Учебник / Под ред. проф. В.М. Сырых. М., 2004. С. 245.
3. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Смоленск, 2000. - С. 20.
4. Кузбагаров А. Причины возникновения юридического конфликта и примирение конфликтующих как способ их разрешения//Арбитражный и гражданский процесс. - №3. - 2006.
5. Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.
6. Брыжинский А.А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.01). Саранск, 2005. С. 3.
7. Гвоздарева М.В. Посредничество как метод альтернативного разрешения корпоративных конфликтов: Автореф. дис. ... канд. соц. наук (22.00.08). - М., 2006. - С. 16.
8. Иксанов Р.А., Кашфутдинова Э.О. Медиативная процедура как внесудебная форма правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей России Материалы X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых«Правовая система и вызовы современности», 5-7 декабря 2013 г., Институт права БашГУ. - г.Уфа, 2013. - С. 323-326.
9. Брыжинский А.А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.01). - Саранск, 2005. - С. 12.
10. Федорова Ф.Ф. Новый подход к разрешению конфликтов в школе//[Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/15/novyy-podkhod-po-razresheniyu-konfliktov-v-shkole (дата обращения: 19.10.2014г.)

Сведения об авторе на русском:

ФИО: Иксанов Радмир Аузагиевич
Должность: аспирант
Название организации: ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ»
Служебный адрес: РБ, г.Уфа, ул. 50 лет Октября, 34
Телефон: 8(919)6086736
e-mail: iksanov333@yandex.ru

ФИО: Ахметшин Ильнур Ирекович
Должность: студент 3 курса
Название организации: ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ»
Служебный адрес : РБ, г.Уфа, ул. 50 лет Октября, 34
Телефон: 8(919)1596676
e-mail: ilnur-mai@mail.ru
Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблематике конфликтных ситуаций, приводится описание признаков конфликта, предлагаются пути их разрешения

R.A. Iksanov, I.I.Akhmetshin
FEATURES OF THE JUDICIAL PROTECTION OF AGRICULTURAL PRODUCERS IN RUSSIA'S WTO MEMBERSHIP
Keywords: conflict resolution techniques, variety of conflicts

Information about the author in English:

Name: Iksanov Radmir Auzagievich
Position: graduate student
Organization Name: Bashkir State Agrarian University
Business address: RB, Ufa, st. October 50, 34
Phone: 8 (919) 6086736
e-mail: iksanov333@yandex.ru
Name: Akhmetshin Ilnur Irecovich
Position: graduate student
Organization Name: Bashkir State Agrarian University
Business address: RB, Ufa, st. October 50, 34
Phone: 8(919)1596676
e-mail: ilnur-mai@mail.ru
Summary. The article focuses on the problem conflict situations, a description of a conflict, suggests ways that these permission
© Iksanov R.A., Akhmetshin I.I.


Возврат к списку