Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
УДК 378.14  З.Н. Изимариева  ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ 15.04.2015

УДК 378.14 З.Н. Изимариева ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

УДК 378.14

З.Н. Изимариева

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

         Ключевые слова: модульно-рейтинговая система;, самостоятельная работа;, интерактивная работа; преимущества; недостатки.

Развитие высшей школы Россия происходит благодаря изменениям традиционных образовательных программ в условиях реформы российского высшего образования и перехода на многоуровневое обучение в соответствии с принципами Болонского процесса. Требования к повышению качества подготовки специалистов предопределили необходимость поиска новых методов и приемов обучения, а также форм контроля знаний студентов. В соответствии с этим на протяжении последних лет наряду с традиционной системой развивается и новая, модульно-рейтинговая система, называемая «болонской». Данная система была введена   с сентября 2011 года и уже можно подводить определенные итоги. Следовательно, целью данной статьи является рассмотрение существенных изменений, которые происходят в связи с введением модульно-рейтинговой системы и его методическое обеспечение.
Анализ работ по этой теме показывает, что ведение модульно – рейтинговой системы обучения, в целом, имеет положительную оценку. Е. И. Холмогорова, Н. Н. Замошникова отмечают что «модульно-рейтинговая система представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующих заинтересованную работу обучающихся» [9]. Глинская Е. В. также считает, что «применение модульно-рейтинговой системы обучения и оценки знаний студентов по сравнению с традиционной системой в основном показало свои преимущества» [3]. По мнению Громовой Н.М., Колчина Н.М., Михалкиной Т.К «введение модульно – рейтинговой системы, безусловно, направлено на создание предпосылки для мотивации систематической работы студентов в течение семестра, способствует росту посещаемости лекций и практических занятий, укреплению знаний и улучшению оценок при их контроле, на реализацию личностно – ориентированной технологии обучения» [4].
Важность внедрения такой системы анализа учебной деятельности студентов, как модульно-рейтинговая, которая способствовала бы созданию оптимальных условий для профессиональной подготовки специалистов неоспорима. Рейтинговая система оценивания получила широкое распространение в США в 1970-е гг., но сегодня широко используется во многих странах мира. Но вряд ли стоит ее бездумно копировать, как и чужую систему образования вообще, но полезное, приемлемое разумно заимствовать.
В подходе к пониманию определенной системы следует осознать, прежде всего, исходные понятия. Модульно-рейтинговая система – это результат совмещения двух принципов. Первый – модульная организация обучения. Второй принцип – рейтинговая система оценки деятельности студента. Следовательно, модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основных образовательных программ с использованием модульного принципа построения учебного процесса.
После изучения модуля предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума (в наше время также выполнение кейса, представление портфолио, защита проекта и т.д.). Работы основываются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. Как отмечает Кабышева, М.И., «модульно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в балах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.» [7].
Правила проведения рейтинг-контроля успеваемости должны быть хорошо известны и доступны всем студентам. Каждый студент с первого дня изучения любой дисциплины, а в нашем случае, именно курса иностранного языка, должен знать перечень модулей, а также количество включенных в них видов заданий, их трудоёмкость в баллах. Внесение каких-либо изменений в эту начавшую действовать инструкцию в течение учебного года (семестра) не допускается. На первом занятии преподаватель знакомит студентов с сущностью модульно-рейтингового оценивания, объясняет психологические особенности применения этой системы, приглашает студентов к сотрудничеству. На протяжении времени, которое отведено на изучение курса, осуществляется активная работа большинства студентов, складываются деловые отношения между преподавателем и студентами.
Изначально предполагалось выставление оценки по унифицированной системе баллов за каждый выполненный студентом модуль и на основании общей суммы баллов определение места студента в групповом рейтинге. Но в рейтинг включаются и дополнительные «поощрительные баллы» баллы. С какой целью? В соответствии с «Положением о модульно – рейтинговой системе обучения и оценки успеваемости учащихся», утвержденным Решением Ученого совета ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ 23 января 2014 года [8], рейтинговая оценка знаний обучающихся по каждой учебной дисциплине определяется по 100 – бальной шкале в каждом семестре. Распределение баллов рейтинговой оценки между видами контроля представлено в таблице 1.


Таблица 1 Распределение баллов рейтинговой оценки между различными видами контроля


Форма промежуточной
аттестации

Количество баллов

Текущий
контроль

Рубежный контроль

Итоговый контроль

Сумма баллов

Экзамен

40

30

30

100

Зачет

50

50

20

100

Если по дисциплине формой итогового контроля является экзамен и обучающийся набирает не менее 80 баллов по итогам текущего и рубежного контроля (при условии проставления преподавателем 10 поощрительных баллов), преподаватель может с согласия обучающегося выставить ему оценку «отлично» без его участия в процедуре экзамена в день проведения экзамена.
Какие формы работы возможны для проставления преподавателем дополнительных баллов?
Важнейшей формой образовательного процесса становится самостоятельная работа студентов, которая включает в себя деятельность студентов, осуществляемую под руководством, но без непосредственного участия преподавателя во внеаудиторное время, выходящая за пределы освоения учебной программы, а именно выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Самостоятельная работа студентов вне учебного плана очень разнообразна и во многом зависит от инициативности кафедры, информированности студентов и их желания участвовать во внеучебных мероприятиях, умения преподавателей стимулировать такого рода деятельность. Но кроме традиционных олимпиад и конференций, студенты могут участвовать и в новых, интерактивных формах работы. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [2, с. 38]. Интерактивные методы могут решать разнообразные задачи, которые стоят перед преподавателями иностранных языков, а именно, активизировать лексико-грамматические структуры и моделировать разнообразные ситуации, с которыми неизбежно столкнутся студенты после окончания высшего учебного заведения. Но все же Основной целью интерактивной методики является привитие навыков самостоятельного поиска ответов и обучения через взаимодействие. При этом основной упор должен быть сделан на взаимодействие студентов друг с другом. Беляева Л. А., Иванова Н. В. отмечают, что через взаимодействие студенты могут увеличить свой словарный запас в процессе чтения или прослушивания аутентичного лингвистического материала, а также высказываний других студентов в процессе обсуждений, выполнения совместных заданий [1;с.36].  В процессе взаимодействия студенты могут использовать свои языковые знания в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
Анализируя соответствующую литературу по педагогике и методике преподавания, можно назвать следующие интерактивные формы обучения: деловые и ролевые игры; психологические и иные тренинги; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; портфолио; семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог); разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах; круглые столы; вузовские, межвузовские видео – телеконференции; проведение форумов; компьютерные симуляции; компьютерное моделирование и практический анализ результатов; презентации на основе современных мультимедийных средств; интерактивные лекции; лекция пресс-конференция; бинарная лекция (лекция вдвоем); лекция с заранее запланированными ошибками; проблемная лекция. Все эти методы успешно используются преподавателями нашей кафедры. Рассмотрим некоторые наиболее интересные, с точки зрения автора, интерактивные методы.
Практика показала, что проведение презентаций получило последнее время самое широкое распространение и стало одним из действенных способов организации процесса обучения в вузе, в частности, иностранному языку. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. Развитие навыков проведения презентаций стало одной из важнейших задач преподавателей иностранных языков, и следует отметить, что и студенты хорошо осознают необходимость развития подобных навыков. Использование данной методики подробно рассматривалось автором в более ранних публикациях [5,6].
Далее можно назвать проведение круглых столов, которое может быть организовано внутри одной подгруппы или между подгруппами. Данный интерактивный метод является одновременно интересной и сложной задачей, т.к. студентам необходимо продемонстрировать свои коммуникационные навыки, умение логично, и аргументировано выражать свою точку зрения, а также задавать интересные, содержательные вопросы. Например, для студентов направления «Природообустройство и водопользование» ежегодно на одном из итоговых занятий проводится круглый стол на тему «Protected areas of Bashkortostan». На этом занятии студенты не только рассказывают об охраняемых территориях своего родного края, но и затрагивают проблемы загрязнения и нецелевого использования данных земель, а также пытаются совместно искать пути решения возникших трудностей.
Проведение ролевых игр является одним из самых эмоционально окрашенных интерактивных методов. Данная методика успешно используется, например, при изучении темы «Our University», когда студенты могут побывать и в роли гида и в роли гостя и т.п. Однако перед преподавателем и студентами стоит следующая задача: будучи вовлеченными, в процесс обсуждения им необходимо контролировать свои языковые навыки.
Еще одна форма работы, которая активно используется на нашей кафедре – это квесты. Причем квесты проводятся, как в рамках небольшой группы , так и в рамках всего университета. Так, во время «Недели качества» 7 ноября 2014 года преподавателями кафедры иностранных языков был проведен очередной  квест  «Уфа монументальная». В мероприятии участвовали все желающие студенты 1 и 2 курсов.  Подобное мероприятие впервые проводилось в прошлом году и вызвало большой резонанс. Суть мероприятия заключается в том, чтобы с использованием заранее подготовленных подсказок студенты смогли найти то или иное памятное место нашего города. Основной сложностью является то, что подсказки составлены на английском языке. В качестве подтверждения о выполнении задания студенты присылают свои фото на фоне найденного объекта. Победителем становится та команда, которая успела найти больше всего объектов. В квесте приняли участие 84 студента. Участникам квеста преподаватели выставили поощрительные баллы.
Реализация современных требований ФГОС третьего поколения к увеличению доли самостоятельной работы студентов до 50 % от общего количества учебной нагрузки возможна только при условии эффективной организации учебного процесса с привлечением доступных современных технологий и максимального обеспечения студентов института информационными ресурсами. Кафедра иностранных языков рассматривает использование электронных ресурсов как способ расширения результативной самостоятельной работы студентов. На сайте БГАУ опубликованы учебно-методические материалы кафедры, в том числе учебные и учебно-методические пособия, тесты. В библиотеке университета имеются электронные варианты учебных и учебно-методических пособий учебники по дисциплинам, изучаемым на кафедре. Доступ студентов к информационным системам обеспечивается в учебных корпусах института в специально оборудованных компьютерных классах с подключением к сети Интернет, а также в общежитиях по беспроводной технологии Wi-Fi. Однако следует отметить, что далеко не все выпускники школ, ставшие студентами-первокурсниками, владеют навыками эффективной самостоятельной работы с электронными ресурсами. Поэтому преподавательский состав кафедры призван развивать у студентов умения и навыки извлечения и обработки информации не только из традиционных бумажных носителей, но и электронных:
Итак, к преимуществам рейтинговой системы для студентов можно отнести:
1) четкое понимание целей, содержания, а также значимости изучаемого материала;
2) система определения рейтинга студента особенно на младших курсах в целом положительно влияет на успеваемость студентов;
3) изучение материалов дисциплины, разделенных по модулям, позволяет студентам младших курсов легче изучить, усвоить материалы соответствующего модуля и лучше проявить свои знания на контрольных мероприятиях за определенную часть курса, чем за весь курс в целом в конце семестра;
4) возможность самостоятельно планировать рабочее время и наиболее полно реализовывать свои способности;
5) введение модульно-рейтинговой системы создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний в соответствии с рейтинговой оценкой по модулям;
6) наглядность рейтинга студента является  стимулирующим средством для сознательной работы личности — стремлением к самовыражению, совершенствованию и т.д.
7) преподаватель может своевременно определить проблемы обучаемого и скорректировать как его, так и свою деятельность.
8) активное применение интерактивных форм работы, которые способствуют созданию комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
В то же время модульно-рейтинговая система не лишена недостатков. Основные трудности у студентов связаны с отсутствием навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низким уровнем ответственности и самодисциплины. Отмечаются значительные трудозатраты преподавателя на этапе педагогического проектирования; отсутствие тщательно разработанных критериев оценки заданий (зачётных единиц) в рамках каждого модуля и каждого уровня усвоения, позволяющих максимально избавиться от субъективности преподавателя.
Таким образом, опыт использования модульно-рейтинговой системы обучения в изучении дисциплины показал, что она существенным образом повлияла на развитие познавательной деятельности студентов. Но в то же время, внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она касается планирования работы преподавателей, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний и активизацию самостоятельной работы студентов. Но эти проблемы не должны сдерживать внедрение новой формы обучения.

Список литературы

  1. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация Powerpoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2008. – №4. – С. 36-41.
  2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
  3. Глинская Е. В. Влияние использования модульно-рейтинговой системы обучения на успеваемость студентов.// http://technomag.edu.ru/doc/548347.html
  4. Громова Н.М.,КолчинаН.М., МихалкинаТ.К. Система оценки качества обучения в образовательных учреждениях муниципального района // http://www.rae.ru/meo/pdf/2010/2010_05.pdf
  1. Изимариева З.Н. Мультимедийные средства обучения иностранному языку // Теория и практика языковой коммуникации: Материалы IV Международной научно – методической конференции (20 июня 2012г.).- Уфа: УГАТУ, 2012, с.153-156.
  2. Изимариева З.Н. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов // Современное вузовское образование: Материалы Международной учебно – методической конференции. 21-22 марта 2013г. – Уфа: Башкирский ГАУ,2013. – с.44-46
  3. Кабышева, М.И. Технологии профилактики профессионально-обусловленных деструкций студентов экономических специальностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. No 2. С. 60 -65.
  4. Положение о модульно – рейтинговой системе обучения и оценки успеваемости учащихся, утвержденным Решением Ученого совета ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ 23 января 2014 года// http://www.bsau.ru/doc/pol-mrsoouo.pdf
  5. Холмогорова Е.И., Замошникова Н.Н. Модульно-рейтинговая система обучения
  6. http://sociosphera.com/publication/conference/2012/153/modulnorejtingovaya_sistema

 

Сведения об авторе
         Изимариева Зульфия Наилевна, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д.21, каб.17. Тел. 9-8961-044-17-09. E-mail: azimarieva@mail.ru

Аннотация
Требования к повышению качества подготовки специалистов предопределили необходимость поиска новых методов и приемов обучения, а также форм контроля знаний студентов. В соответствии с этим на протяжении последних лет наряду с традиционной системой развивается и новая, модульно-рейтинговая система. Модульно – рейтинговая система имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ следует выделить развитие познавательной деятельности студентов. В то же время, внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она касается планирования работы преподавателей, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний и активизацию самостоятельной работы студентов. Но эти проблемы не должны сдерживать внедрение новой формы обучения.

© Изимариева З.Н.

UDC 378.14     

Z. Izimarieva

MODULE - RATING SYSTEM USE EXPERIENCE

         Key words:module-rating system; independent work; interactive work; advantages; disadvantages.

 

References:

  1. L. Belyaeva, N. Ivanova. Presentation of Powerpoint and its use when training foreign languages.  Inostrannye iazyki v shkole [Foreign Languages at school], No. 4, 2008, pp. 36-41.
  2. A. Voronin A.S. Slovar' terminov po obshchei i sotsial'noi pedagogike.  [Dictionary of terms on  general and social pedagogics]. Yekaterinburg, Ekaterinburg State Pedagogical University Publ., 2006.
  3. E. Glinskaya. Vliianie ispol'zovaniia modul'no-reitingovoi sistemy obucheniia na uspevaemost' studentov [Effect of the module-rating system on students].  Available at: http://technomag.edu.ru/doc/548347.html
  4. N. Gromov, N. Kolchina, T. Mihalkina. Sistema otsenki kachestva obucheniia v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh munitsipal'nogo raiona  [The system of quality assessment in municipal educational institutions. Available at: http://www.rae.ru/meo/pdf/2010/2010_05.pdf
  5. Z. Izimariyeva. Multimedia tutorials for teaching foreign languages. Teoriia i praktika iazykovoi kommunikatsii: Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno – metodicheskoi konferentsii [Theory and practice of language communication: Proceedings of IV International scientific and methodical conference (June 20, 2012). Ufa, Ufa State Aviation Technical University, 2012, pp. 153-156.
  6. Z. Izimariyeva. Interactive training as a new way to activate cognition of students.  Sovremennoe vuzovskoe obrazovanie: Materialy Mezhdunarodnoi uchebno – metodicheskoi konferentsii [Modern higher school education: Proceedings of International training and methodical conference. March 21-22, 2013]. Ufa,  Bashkir State Agrarian University Publ., 2013, pp. 44-46.
  7. M. Kabysheva. Professional destructions prevention technologies for students of economics.  Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. No. 2, 2012, pp.  60 -65.
  8. Polozhenie o modul'no – reitingovoi sisteme obucheniia i otsenki uspevaemosti uchashchikhsia, utverzhdennym Resheniem Uchenogo soveta FGBOU VPO Bashkirskii GAU 23 ianvaria 2014 goda [Provisions of module - rating system adopted by the decision of the Academic Council of Bashklir State Agrarian University]. Available at:  http://www.bsau.ru/doc/pol-mrsoouo.pdf
  9. E. Kholmogorova, N. Zamoshnikova. Modul'no-reitingovaia sistema obucheniia Module-rating system of education. Available at: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/153/modulnorejtingovaya_sistema

Author’s personal details
Izimariyeva Zulfia, candidate of philosophical sciences, associate professor of the foreign languages chair. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Bashkir State Agrarian University. 450001, Ufa, 34, 50-letiya Octyabrya Str. Phone: +7 (347) 228-91-77, fax +7 (347) 228-08-98. E-mail: bgau@ufanet.ru

Summary
To improve quality of specialists training we need to find new training ways and methods as well as student knowledge assessment types. Thus recent years along with the traditional system a new modular-rating system has been being developed. This system has its advantages and disadvantages. One of its main advantages is development of cognitive skills of students. At the same time introducing modular education requires some structural changes in teaching and learning activities. They refer to teaching planning, arrangement of assessment, activation of student independent work. But these problems mustn’t suppress a new way of education. 

 

© Izimariyeva Z.N.

 


Возврат к списку