Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
УДК 378.1  И.Г.Мухамадеев  РАЗВИВАЕМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 29.09.2015

УДК 378.1 И.Г.Мухамадеев РАЗВИВАЕМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

УДК 378.1

И.Г.Мухамадеев

РАЗВИВАЕМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: учебно-познавательная активность; учебная деятельность; содержание обучения; методы обучения; формы обучения; педагогика сотрудничества; субъект учебно-познавательной деятельности.

Вопросы развития учебно-познавательной активности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Педагоги и психологи характеризуют познавательную активность через деятельность, подчёркивая, что активная учебно-познавательная деятельность играет ключевую, методологически центральную роль, выступает определяющим фактором развития и формирования творческой личности, обеспечивает становление студента как субъекта собственной учебной деятельности.
Ведущим условием формирования у студентов полноценной учебной деятельности, направленной на формирование творческого характера мыслительной студентов, является реализация всех компонентов учебной деятельности в процессе познания.
Важнейшими компонентами учебной деятельности, как показывают исследования психологов и педагогов, являются цель деятельности, учебные действия, действия контроля и оценки.
Исследования в области дидактики высшей школы показывают, что в обучении названные компоненты учебной деятельности далеко не всегда находят полное отражение, многие из них реализуются неполно или только частично. Отсутствие полного цикла умственно-познавательных и практических действий отрицательно сказывается на формировании системы научных понятий, обобщённых умений, познавательных интересов, самостоятельности студентов.
Активизация познавательной деятельности студентов требует совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения. Традиционные объяснительно-иллюстративные методы обучения ориентируют преподавателя на механическую передачу студентам суммы знаний в готовом виде при их пассивном слушании и запоминании. Существующие средства обучения в виде учебно-методических комплексов направлены в основном на восприятие и воспроизведение информации, не ориентированы на реализацию полноценной учебной деятельности студентов, на формирование творческой личности. Очевидно, задача состоит в построении на основе принципов диалектической логики иерархически соподчинённой системы содержания учебного материала, подлежащей усвоению студентами, что позволит организовать собственной творческой деятельности студентов. Конструирование нового содержания требует выделения соподчинённой системы фундаментальных понятий, раскрытия внутренних связей и отношений между теоретическими понятиями, их содержания и последовательности их усвоения.
Существенное значение имеют методы, направленные на собственную активность студента, на его потребностно-мотивационную сферу. Эта форма педагогической практики известна как педагогика сотрудничества. Студент в этой педагогической системе не объект, а субъект учебно-познавательной деятельности, т.е. активно действующее лицо, а преподаватель обеспечивает учебную деятельность студента соответствующей системой психолого-педагогических условий, в которых возникла бы, развивалась и укреплялась его потребность в самопознании, наполняясь тем содержанием, которое совместно вырабатывается преподавателем и студентом. При этом деятельность студента побуждается не принуждением, а адекватными мотивами собственного развития, сознательного отношения к учению. В этом случае формируется активная познавательная позиция, способствующая формированию той глубины знаний студентов, которая необходима для творческого осуществления общественно значимой профессиональной деятельности.
Так, например, при изучении курса «Психология и педагогика» студентами автором статьи используется ряд психодиагностических методик. На протяжении всего курса студенты знакомятся с методами и приёмами диагностики психических процессов, свойств и состояний личности, способами обработки и правилами интерпретации результатов психологического обследования. Использование психодиагностических методик при изучении индивидуально-психологических особенностей личности развивает положительное отношение к изучаемому материалу, способствует лучшему пониманию и закреплению материала курса в целом, становлению личности студента как будущего специалиста [1].
Учебный материал должен способствовать созданию исходной мотивационной установки студентов на активную самостоятельную работу. Более эффективна в этом отношении так называемая методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения предметной области. Так, при изучении курса «Психология и педагогика» автор подбирает по содержанию каждой темы предмета такую острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимо, но возможно только при хорошем знании и понимании предмета.
Важное значение из множества методов и форм, как показывает практика, имеют методы  и формы организации учебно-познавательной деятельности, основанные на идеях технологии сотрудничества. Одна из таких форм работы будущих специалистов по формированию своего профессионализма – подготовка и проведение студентом урока. Моделирование урока с политехнической направленностью при активном участии всех студентов становится одним из основных методов обучения: между присутствующими на занятиях студентами организуется ролевая игра [2]. Один выступает в роли «учителя», остальные студенты академической группы выполняют роль «учащихся». После проигрывания урока следует его анализ, который осуществляется в форме дискуссии. Вначале «учитель» анализирует и оценивает собственные организационные и дидактические воздействия на учащихся, сообщает студентам-«учащимся» о своих методических находках, новой литературе по проблеме, которая была использована при подготовке к занятию. Студенты-«учащиеся» высказывают свои мнения о проведённом занятии, предлагают свои варианты проведения урока. Преподаватель подводит итог и даёт оценку работе «учителя», указывает наиболее удачные действия.
Таким образом, организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе личностно-деятельностного подхода позволит значительно повысить теоретическую и практическую подготовку студентов.
Список литературы
1. Мухамадеев И.Г. Использование психодиагностических методик студентами как реализация инновационных тенденций в профессиональном образовании // Инновационные методы преподавания в высшей школе. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2010. – С. 47-48.
2. Мухамадеев И.Г. Игровые технологии в учебном процессе // Российский электронный научный журнал, 2013. №4. – Уфа: ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ.

Сведения об авторе
Мухамадеев Ильгиз Гарданович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и социологии ФГБОУ Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел.(347) 228-06-17. E-mail: ilgiz–gar@mail.ru

Аннотация
В статье освещается проблема развития учебно-познавательной активности студентов при изучении дисциплины «Психология и педагогика».  Данная проблема включает в себя разработку содержания теоретического и практического материала по психологии и педагогики, эффективных форм, методов и средств обучения с учётом модели профессиональной деятельности выпускника. Освоение содержания дисциплины с преобладанием методов и форм обучения, которые предполагают большую самостоятельность студентов в получении и усвоении знаний, умений, позволит решить целый комплекс задач, связанных с обогащением профессиональной компетентности современного специалиста.

Ó Мухамадеев И.Г.

 

UDC 378.1
I.G.Mukhamadeev

 developING educational and cognitive activity of students

Key words: educational and cognitive activity; training activities; training content area; teaching methods; modes of study; Pedagogy of cooperation; subject of educational and cognitive activities.

Summary
The article highlights the issue of educational and cognitive activity of students in the study of discipline "Psychology and Pedagogy." This issue includes the development of the theoretical and practical material on Psychology and Pedagogy, effective forms, methods and means of training taking into account the model of graduate’s professional activity. The discipline is mastered  when there are methods and forms of education in prevailed use that provide more individual work for students to  obtain and  take in knowledge and skills.  These methods and forms solve all tasks and challenges related to the improvement of the professional competence of a modern specialist.

References
1. Mukhamadeev I.G. Ispol'zovanie psikhodiagnosticheskikh metodik studentami kak realizatsiya innovatsionnykh tendentsiy v professional'nom obrazovanii [Psychognostic techniques used by students implement innovative trends in vocational training]. Innovatsionnye metody prepodavaniya v vysshey shkole [Innovative methods of teaching in higher education]. Proceedings of All-Russia scientific and methodological conference. Ufa, FGBOU VPO Bashkirskiy GAU Publ., 2010,  pp. 47-48.
2. Mukhamadeev I.G. Igrovye tekhnologii v uchebnom protsesse [Game technology in the educational process]. Rossiyskiy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Russian electronic scientific journal], 2013. No.4. Ufa, FGBOU VPO Bashkirskiy GAU Publ.

Authors’ personal details
Mukhamadeev Il'giz Gardanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the  Economic Theory and Sociology Chair. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher  Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34. Phone: (347) 228-06-17. E-mail: ilgiz-gar@mail.ru

Ó Mukhamadeyev I.G.


Возврат к списку