Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
 УДК 37.02; 378.147 Т.М. Шамсутдинова, С.В.Прокофьева  К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ 28.12.2015

УДК 37.02; 378.147 Т.М. Шамсутдинова, С.В.Прокофьева К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

УДК 37.02; 378.147
Т.М. Шамсутдинова, С.В.Прокофьева

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: высшее образование; информатизация образования; информационная компетентность; информационная культура; компетенции.

Введение.  Процесс информатизации системы высшего образования, как одно из направлений процесса информатизации общества, постоянно вносит свои коррективы в понимание профессиональной и общекультурной компетентности учащихся. При этом в настоящее время не существует достаточно четких, устоявшихся определений понятий «информационная культура» и «информационная компетентность». Развитие современного постиндустриального общества постоянно изменяет понимание информационной составляющей жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром.
Требования к общей информационной подготовке студентов именно с точки зрения развития информационной компетентности нашли отражение в современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Надо отметить, что задача оценивания степени  информационной компетентности учащихся является достаточно сложной, поскольку содержит ряд плохо формализуемых понятий.

1. Общее понятие информационной культуры и информационной компетентности

В работе [1, С. 43-54] приводится достаточно полный обзор эволюции понятия «информационная культура» и рассматриваются основные этапы развития данного понятия с позиции функционирования информации в обществе. Вместе с тем из общего понимания информационной культуры личности вычленяются такие самостоятельные направления как «информационная грамотность», «компьютерная культура», «информационная культурология», «библиотечно-библиографическая грамотность», «культура чтения», «компьютерная грамотность», «компетентное пользование ресурсами Интернета» и др.
Также в данной работе обзорно рассматривается целый ряд формулировок понятия информационной культуры личности и сделан такой интегративный вывод: «Информационная культура личности –  одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является  важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе».
В работе Лебедевой Л.Н. [2] говорится о следующих этапах развития информационной культуры:
- формирование навыков восприятия информации в раннем детстве (семья);
- развитие навыков восприятия информации (семья, школа), а также формирование морально-этической окраски восприятия информации (общественные ценностные установки,  группа референтов, СМИ);
- самообразование (целенаправленная информационная деятельность);
- последующее образование в учебных заведениях специализированного характера (овладение профессией).
Под информационной компетентностью студента будем понимать его знания, умения и навыки по сбору, хранению и обработке информации, а также все необходимые для этого индивидуально-личностные качества.
Таким образом, информационная компетентность является многокомпонентным понятием и охватывает целый ряд требований к профессиональной квалификации бакалавра. В нашей работе [3] выделены следующие основные компоненты компетентности:
- знаниевый (знание  и понимание базовых понятий информатики и информационных процессов в обществе, знания об основных методах и технологиях сбора, хранения, обработки и анализа информации);
- деятельностный (общая информационная и компьютерная грамотность, владение практическими умениями и навыками работы с различными видами информации, с информационными технологиями и информационными системами);
- мотивационно-ценностный (осознание своих потребностей в информации и необходимости их осуществления);
- рефлексивный (способность к самооценке уровня своей информационной компетентности, готовность к его росту);
- коммуникационный (включает умение грамотно строить устную и письменную речь, умение общаться и работать в коллективе, организовывать профессиональное общение с применением сетевых компьютерных коммуникационных систем);
- личностный (охватывает личностные качества, позволяющие самореализовываться в условиях информатизации общественных процессов, например, ответственность, целеустремленность, лидерские качества и т.д.).

2. Критерии оценки общекультурной информационной компетентности студента

Как видим, проблема развития профессиональной информационной компетенции носит сложный комплексный характер и содержит в себе целый ряд аспектов, относящихся к развитию информационной культуры.
Большинство Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяют общекультурные компетенции, которые необходимы современному бакалавру-выпускнику вуза и имеют прямое отношение к информационной культуре.
В частности, согласно проекту ФГОС ВПО 3+ по направлению подготовки 35.08.00 «Бизнес-информатика» выпускник данной программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- «способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)»;
- «способностью работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией из различных источников, в том числе  в глобальных компьютерных сетях (ОПК- 3)» и т.д.
При этом оценивание степени информационной компетентности студентов представляет собой достаточно сложную задачу. Если когнитивный и деятельностный компоненты компетенции можно оценивать с помощью  традиционных видов контроля успеваемости со шкалой оценочных баллов (теоретические вопросы, практические задания, тесты), то числовая оценка других компонентов остается весьма проблематичной. Например, ценностно-смысловой и мотивационный компоненты относятся к социально-личностным характеристикам обучающегося, и хотя возможна их частичная оценка средствами соответствующих психологических методик, но следует отметить, что для них отсутствует четко определенная объективная числовая шкала оценивания [4]. В данном случае критерии оценивания принадлежат некоторому нечеткому лингвистическому множеству, где для измерения характеристик используются приблизительные понятия «низкий уровень», «средний», «высокий» и др.
Определим следующие критерии оценивания общекультурной информационной компетентности студента-бакалавра вуза [5]: пороговый, средний и высокий.
Студент, чья информационная компетентность находится на пороговом (минимально допустимом) уровне, имеет общее представление об информации, об аппаратном и программном устройстве ЭВМ; имеет представление о сущности информационных процессов в обществе; обладает основными навыками обработки числовой, текстовой и графической информации, обладает базовыми навыками работы с профессиональными пакетами прикладных программ; имеет представление об алгоритмизации и алгоритмических языках программирования; умеет работать с электронной почтой,  информационно-поисковыми системами сети Интернет; показывает минимально допустимый (пороговый) уровень стремления к новым знаниям.
Студента, достигшего среднего уровня, характеризуетзнание основ теории представления информации, архитектуры компьютера; владение требуемыми для профессиональной деятельности технологиями обработки текстовой, числовой и графической информации, базами данных; знание принципов функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей, перспектив развития телекоммуникационных технологий;  обладание навыками создания типовых алгоритмов и программ; обладание навыками самостоятельной работы с профессионально-ориентированными прикладными программами; наличие достаточного уровня трудолюбия и готовности к получению профессиональных знаний.
Студент с высокой общекультурной информационной компетентностью владеет понятием информации и особенностями ее кодирования, знает принципы функционирования компьютера,  разнообразные аппаратные и программные средства реализации информационных процессов, владеет технологиями анализа данных, технологиями высокоуровневого программирования, знает принципы работы сетей ЭВМ, основы информационной безопасности, способен эффективно использовать информационные технологии в научных исследованиях и в своей профессиональной деятельности, проявляет высокую мотивированность и готовность к получению новых знаний,  нацеленность на успешную учёбу.
Разумеется, данная шкала не является универсальной и может быть в значительной степени откорректирована в соответствии с направлением подготовки бакалавров, что в первую очередь актуально для студентов-гуманитариев. Но, в целом, она дает должное представление о соответствии характеристик учащихся разной степени базовой информационной подготовки. При этом знания и навыки, определенные для «порогового» уровня, соответствуют базовой подготовке по школьному курсу «Информатика» и обязательны для всех выпускников среднеобразовательных школ.

3. Проблемы формирования информационной компетентности студентов

Говоря о специфике формирования информационной культуры студентов в современных условиях, нужно заметить, что отличительной чертой сегодняшних учащихся является еще и то обстоятельство, что их социализация (становление личности) совершается под воздействием медиа-культуры, Интернета и виртуальной реальности как суррогата социальной жизни. Залы библиотек в вузах пустуют, востребованным становится только цифровой формат. Нынешнее поколение студентов в буквальном смысле  «живет» в сети Интернет, проводя досуг в блогах, социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, на игровых серверах и т.д. В определенной степени это расширяет их круг общения, кругозор, но с другой стороны, часто подменяет виртуальными ценностями достоинства реального мира. Все доступнее становятся электронные знания, быстрее и легче создаются рефераты, курсовые и дипломные работы.
Интернет открывает новые информационные горизонты, и в то же время предоставляет возможность более доступного плагиата. Студенты, даже не читая, заимствуют большие фрагменты текста, вставляя его в свои работы. Доходит до того, что иные выпускные квалификационные работы по гуманитарным направлениям подготовки представляют собой просто компиляцию материалов из Интернета. Все это вносит коррективы в методы оценивания студенческих работ, создавая необходимость использования программ антиплагиата для проверки текста на авторскую уникальность.
В настоящее время много внимания уделяется  разнообразным проблемам  информатизации и компьютеризации образовательного процесса вузов: укреплению материально-технической базы университетов, переподготовке преподавательских кадров в области электронного обучения, введению дистанционного обучения и т.д. Но следует заметить, что задача гармоничного развития личности студента должна быть решена не с точки зрения технического переоснащения вуза, а с позиции укрепления нравственных и культурных ценностей в обществе.
В последние годы на коммерческую форму обучения принимается много выпускников школ с достаточно низкими результатами сдачи ЕГЭ. Став студентами, они и в вузе показывают низкие результаты успеваемости. И дело даже не в начальных знаниях, а, главным образом, в отношении к самому процессу обучения. У таких студентов нет стремления к конечному результату, навыков самостоятельной работы, они просто не привыкли учиться. Хорошая успеваемость учащихся в вузе, как правило, основывается на их школьных успехах, на заложенных в школе знаниях, навыках самостоятельной и коллективной работы, трудолюбии, ответственном отношении к учебе.

Заключение

Обобщая сказанное выше, следует отметить, что задача эффективного повышения информационной компетентности студентов представляет собой сложную комплексную проблему. При этом информационную компетентность следует рассматривать как одну из сторон общей информационной культуры личности. Для успешного ее формирования требуется целый ряд педагогических условий, но в первую очередь – осознание самим студентом собственных информационных потребностей, понимание им роли и значения информации в развитии современного общества.
Также следует отметить, что развитие информационной компетентности студентов  является не самоцелью, а только средством гармоничного развития личности. Владение информационными технологиями поможет студентам расширить круг знаний, позволит им быстрее и эффективнее адаптироваться к меняющимся профессиональным требованиям в условиях информатизации всех областей жизнедеятельности общества.

Список литературы:

  1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.
  2. Лебедева Л.Н. Влияние мировоззренческих концепций на формирование информационной культуры // Культура и образование. – Октябрь, 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2361.
  3. Шамсутдинова Т.М. Информационная компетентность как аспект информационной культуры студентов // Культура и образование. – Январь, 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1299.
  4. Шамсутдинова Т.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование. - 2013. - № 6. - С. 36-44.
  5. Шамсутдинова Т.М. Проблемы формирования информационной компетентности студентов // Культура и образование. – Декабрь, 2014. - №12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2711.

Сведения об авторах:

Шамсутдинова Татьяна Михайловна, к.ф.-м.н., доцент кафедры информатики и информационных технологий.  ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34. Тел.: (347) 228-2666. Эл. почта: tsham@rambler.ru
Прокофьева Светлана Владиславовна, старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий.  ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34. Тел.: (347) 228-2666. Эл. почта: svp312@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информатизации общества. При этом анализируются понятия информационной культуры и информационной компетенции, приводятся этапы формирования профессиональной информационной компетентности студентов. Выделяются компоненты общекультурной информационной компетенции, дается пример критериев оценки их уровня.

© Шамсутдинова Т.М., Прокофьева С.В.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' INFORMATIONAL COMPETENCE

Key words: higher education, informatization of education, information competence, information culture, competence.

Summary

This article deals with the formation of professional competence of students in the information society. The concepts of information culture and information competence are analyzed, stages of development of professional information competence of students are described. Components of informational competence are allocated; example of assessing their level is presented.

Authors’ personal details

Shamsutdinova Tatiana Mikhaylovna, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, Ufa, 50-letiya Octyabrya St., 34. Phone: (347) 228-2666. E-mail: tsham@rambler.ru

Prokof’ievа Svetlana Vladislavovna, Senior Lecturer. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Bashkir State Agrarian University”. 450001, Ufa, 50-letiya Octyabrya str., 34. Phone: (347) 228-2666. E-mail: svp312@yandex.ru

References

  1. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoy distsipliny [Information Culture: theoretical study and modeling of the maintenance of discipline].  Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Y. Moscow: Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva Publ., 2006. 512p.
  2. Lebedeva L.N. Vliyanie mirovozzrencheskikh kontseptsiy na formirovanie informatsionnoy kul'tury [Influence of philosophical concepts on the formation of information culture]. Kul'tura i obrazovanie. October, 2014. No. 10. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2361
  3. Shamsutdinova T.M . Informatsionnaya kompetentnost' kak aspekt informatsionnoy kul'tury studentov [Information competence as an aspect of information culture of students]. Kul'tura i obrazovanie. January, 2014. No. 1. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1299.
  4. Shamsutdinova T.M. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy studentov v kontekste informatizatsii vysshego obrazovaniya [Formation of professional competence of students in the context of informatization of higher education]. Otkrytoe obrazovanie. 2013. No. 6, pp. 36-44.
  5. Shamsutdinova T.M. Problemy formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti studentov [Problems of Formation of information competence of students ]. Kul'tura i obrazovanie. December, 2014. No.12. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2711.

© Shamsutdinova T., Prokof’ievа S.


Возврат к списку