Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
Р.И. Туктарова, Ю.Р. Гайсина ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ 02.07.2013

Р.И. Туктарова, Ю.Р. Гайсина ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

УДК 378.147.88

Ключевые слова: педагогика; психология; образование;  сознание; самостоятельная работа студентов; знания; кооперация

 

В отечественной педагогике и психологии к проблеме деятельности отводится особое внимание. Её рассматривают как способ участия индивида в преобразовании существующей действительности, как метод познания, как условие проявления и развития личности, как условие конструирования отношений между людьми ( Л. С. Выготский, А.Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн ). Указанные функции деятельности находятся в непосредственной связи не только с проектированием как одним из способов преобразовательной деятельности, но и с развитием личности. Поэтому деятельностная организация процесса проектирования в процессе самостоятельной работы студента как метод развития личности педагога является актуальным.

Теорию деятельности В.В. Давыдов называет «инструментальной системой проектирования» [7; 8].

Раскроем сущность инструментальности теории деятельности относительно организационных форм проектирования и его содержания. Реализация полного цикла алгоритма деятельности, элементами которого являются анализ ситуации (Ас), целеполагание (Ц), планирование (П), реализация (Р) и анализ изменений, последовавших за реализацией проекта (Ад) осуществляет перевод ситуации из одного состояния в другое. В процессе целеполагания происходит самоактуализация, в процессе планирования – самоорганизация, при реализации запланированного осуществляется самореализация, при позитивном анализе содержания и процесса деятельности «взращивается» самооценка, ощущается успех и продвижение, что приводит к развитию субъектности. Для проектирования как деятельности, обращённой в будущее, необходимо умение прогнозировать результат  и его последствия, то есть отдалённые результаты, для чего требуется переход от распространённого линейного или  плоскостного мышления, к формам организации многомерного мышления [9]. Носитель плоскостного мышления склонен к опоре на «фактические знания и фактологическую информацию», а не на самостоятельный поиск решения в условиях неполной информации и к постановке проблем, предполагающей разработку нестандартных методов решения.

Основу деятельностного подхода к образованию составляет организация самостоятельной работы студентов (СРС) в учебное и во внеурочное время. Суть тезиса заключается в следующем.

С точки зрения содержания, деятельностный подход предполагает формирование у обучающегося способности к непрерывному саморазвитию, готовности его к созданию новых видов деятельности. Поскольку деятельность вызывается только деятельностью, то решающим условием для реализации деятельностного подхода к обучению является активное участие обучающегося в учебной деятельности [6].

Содержание учебной деятельности составляет преобразование учебного материала в продукт сознания. В процессе этого преобразования студент преобразовывается сам, приобретая необходимые навыки деятельности, которые формируют способности к саморазвитию. Учебная деятельность обучающегося нуждается в управлении со стороны учителя (педагогическая деятельность), который снабжает учебный процесс учебными материалами, средствами и способами учебной деятельности, оказывает на обучающихся педагогическое воздействие. В результате учебная перерастает в познавательную деятельность обучающегося [4].

Процесс познания осуществляется в единстве содержания и способов усвоения этого содержания. Поэтому в учебном процессе важным является как содержание, так и способы, и средства обучения. В традиционной методике вузовского преподавания обращалось внимание главным образом на содержание обучения, а способы и средства усвоения этого содержания отводились на второй план. Усвоение студентами преимущественно готовой информации заглушало в них свободу творчества, инициативу, самостоятельность мышления, мало способствовало привитию умений самостоятельно добывать знания. Одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности студентов является увеличение доли их самостоятельной работы в учебном процессе [5].

Активизация учебного процесса за счёт увеличения доли самостоятельной работы студентов выдвигает для решения целый комплекс методических вопросов, как – то: каким должно быть оптимальное соотношение (во времени и по содержанию) аудиторной и внеаудиторной работы студентов, как воспитать у студентов потребность к самостоятельной работе, потребность в знаниях, как создать оптимальные условия для их самостоятельной работы (планирование, методическое обеспечение, контроль), как прививать навык самостоятельной работы с книгой, справочной литературой и т.д. С решением этих вопросов связано совершенствование методики лекций, практических занятий и консультации, форма экзаменов и зачётов. При решении всех этих вопросов в центре внимания должна стоять личность: деятельностный подход к образованию означает поворот к личностному развитию студента, индивидуализауции учебной деятельности, развитию творческих способностей каждого студента.

Потребность в знаниях, интерес к самостоятельному приобретению знаний формируется у студента тогда, когда он осознаёт педагогическую структуру этой работы и видит её практические результаты. А для того, чтобы самостоятельная работа действительно удовлетворяла потребности студента в знаниях, была источником радости познания, студента необходимо учить ставить цель. Определить задачу, планировать работу, контролировать себя, корректировать и оценить работу, определять содержание дальнейшей работы. Весь этот цикл умений студент приобретает в процессе самой самостоятельной работы, организуемой преподавателем в лекциях, на практических, семинарских и лабораторных занятиях, консультациях. В выработке указанных умений значительно возрастает роль практических и семинарских занятий, где с помощью метода развивающейся кооперации и с использованием элементов педагогики сотрудничества преподаватель создаёт психологическую обстановку творческой работы. На занятиях происходит своеобразное соревнование студентов в приобретении знаний, ненавязчивое взаимообучение, полная занятость и высокая заинтересованность их в качестве работы. Оценка результатов работы самими студентами (самооценка и взаимооценка) значительно повышает их ответственность за выполняемую работу. В итоге занятия, организованные на активной самостоятельной работе студентов, происходят на более высоком научном и методическом уровне [2].

В существующей системе вузовского обучения проблема самостоятельной работы студентов – это проблема, которая стоит особняком: где, как, какими методами её осуществить? Студенты очень редко приходят на консультацию сами и добровольно. Одной из причин является то, что слушающий студент в отличие от самостоятельно читающего не имеет потребности в консультациях.

Формирование способности к самостоятельной работе возможно только исходя из концепции деятельностного подхода к организации процесса обучения [8].

Способность к самостоятельной работе включает: способность поставить цель учебной деятельности, спланировать, реализовать и оценить свою деятельность.

В настоящее время в организации учебной деятельности у студентов формируется способность принимать или не принимать чужие программы и реализовать их, а оценку даёт преподаватель. Такая постановка учебной деятельности не может формировать способность к самостоятельной работе, и попытки внешней организации со стороны преподавателя поставленной цели не достигают. Значит, студент сам должен оценить в своей работе то, что делает обычно преподаватель: ставит цель, планирует, оценивает и то, что обычно делает студент: принимает цели, программу и реализует их. Иными словами, студент, способный к самостоятельной деятельности – это студент, способный соединить в самом себе две позиции: преподавателя и студента [1].

Чтобы сформировать у студента позицию и студента, и преподавателя, нужно ему дать реальную возможность выполнять обе деятельности в коллективно распределённой форме. Учебная деятельность распределена между студентами так, что одни выполняют функции преподавателя, другие – студента и, наоборот, в результате у каждого студента обе позиции. Естественно такая организация учебной деятельности происходит под руководством преподавателя, который является организатором сотрудничества между студентами. Задача преподавателя сильно усложняется: он не просто передаёт свои функции, а формирует у студента способность выполнять эти функции. И вполне очевидно, что при такой педагогической технологии сотрудничества мы получим нового учителя, обладающего самостоятельностью мышления, высокой профессиональной культурой, учителя, который сможет работать в новой школе.

Наиболее удачной формой организации двухпозиционной деятельности студентов, на наш взгляд, является развивающая кооперация.

 

Список литературы

 

1.   Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва, Наука,1980.

2.   Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, Изд-во Казанского государственного университета, 1988.

3.   Ильин В.С. Личностная ориентация всех процессов в педвузе. Пути перестройки высшего педагогического образования. Волгоград, 1988, С.3.

4.   Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Вопросы философии,  1974, С. 65-78.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей фак. и ин-ов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. Москва, Аспект Пресс, 1995.

6. Щедровицкий Г. Л. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании: (Теория и Методология). Москва, Стройиздат, 1975.

7.    Философско-психологические проблемы образования (Под. ред. В.В. Давыдова). Москва, Педагогика, 1981.

8.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва, Интор, 1996.

9.    Громыко Ю. В. Проектирование программирование развития образования. Москва, Московская академия образования, 1996.

 

                                                                                                     Сведения об авторах


1. Туктарова Роза Ибрагимовна, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры специальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а. Тел. (347) 272-58-05 E-mail: office@bspu.ru

2.     Гайсина Ю.Р., магистрант, БГПУ им. М. Акмуллы, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а. Тел. (347) 272-58-05 E-mail: office@bspu.ru

 

Аннотация


В отечественной педагогике и психологии к проблеме деятельности отводится особое внимание. Её рассматривают как способ участия индивида в преобразовании существующей действительности, как метод познания, как условие проявления и развития личности, как условие конструирования отношений между людьми. Чтобы сформировать у студента позицию и студента, и преподавателя, нужно ему дать реальную возможность выполнять обе деятельности в коллективно распределённой форме. Учебная деятельность распределена между студентами так, что одни выполняют функции преподавателя, другие – студента и, наоборот, в результате у каждого студента обе позиции. Естественно такая организация учебной деятельности происходит под руководством преподавателя, который является организатором сотрудничества между студентами. Задача преподавателя сильно усложняется: он не просто передаёт свои функции, а формирует у студента способность выполнять эти функции. И вполне очевидно, что при такой педагогической технологии сотрудничества мы получим нового учителя, обладающего самостоятельностью мышления, высокой профессиональной культурой, учителя, который сможет работать в новой школе. Наиболее удачной формой организации двухпозиционной деятельности студентов, на наш взгляд, является развивающая кооперация.


UDC 378.147.88


R.I.Tuktarova, Yu.R.Gaysina

 

ACTIVITY APPROACH TO EDUCATION

 

         Keywords: pedagogics; psychology; education; consciousness; independent work of students; knowledge; cooperation

 

Authors’ personal details


        1. Tuktarova Rosa Ibragimovna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of special pedagogics of the Bashkir state pedagogical university of M. Akmulla Ufa, st. October revolution, 3а. Ph. (347) 272-58-05 E-mail: office@bspu.ru

         2. Gaysina YU.R. the undergraduate, BGPU of M. Akmulla, Ufa, st. October revolution, 3а. Ph. (347) 272-58-05 E-mail: office@bspu.ru

 

Annotation


In domestic pedagogics and psychology to a problem of activity the special attention is paid. It consider as a way of participation of the individual in transformation of existing reality, as a knowledge method, as a condition of manifestation and development of the personality, as a condition of designing of human relations. To create at the student a position and the student, and the teacher, it is necessary to give real opportunity to carry out to it both activity in collectively distributed form. Educational activity is distributed between students so that one carry out functions of the teacher, others – the student and, on the contrary, as a result each student has both positions. Naturally such organization of educational activity occurs under the leadership of the teacher who is the organizer of cooperation between students. The task of the teacher strongly becomes complicated: it not simply transfers the functions, and forms ability to carry out these functions at the student. And it is quite obvious that at such pedagogical technology of cooperation we will receive the new teacher possessing independence of thinking, high professional culture, the teacher who will be able to work at new school. The most successful form of the organization of on-off activity of students, in our opinion, is developing cooperation.


References:


1. Abdulkhanova-Slavskya K.A.Deyatelnost and psychology of the personality. Moscow, Science, 1980.

2. Andreev V. I. Dialectics of education and self-education of the creative person. Kazan, Publishing house of the Kazan state university, 1988.

3. Ilyin V. S. Personal orientation of all processes in teacher training University. Ways of reorganization of the higher pedagogical education. Volgograd, 1988, P. 3.

4. Leontyev A.N. Activity and personality. Philosophy questions, 1974, P. 65-78.

5. Smirnov S. D.  Pedagogics and psychology of the higher education:  from activity to the personality:  Manual for listeners фак.  and in-ov professional development, teachers of higher education institutions and graduate students.  Moscow, Aspect Press, 1995.

6. Schedrovitsky G. L. Initial representations and categorial means of the theory of activity//Development and deployment of the automated systems in design: (Theory and Methodology). Moscow, Stroyizdat, 1975.

7. Philosophical and psychological problems of education (Under. edition of V. V. Davidov). Moscow, Pedagogics, 1981.

8. Davidov V. V. The theory of developing training. Moscow, Intor, 1996.

9. Gromyko Yu. V. Design programming of a development of education. Moscow, Moscow Academy of Education, 1996.

 

© Tuktarova R.I., Gaisina U.R.


Возврат к списку