Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
27.08.2013

В.Р. Алгушаева, С.Я. Хафизова ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКОЙ

УДК 159.9:81’373

В.Р. Алгушаева, С.Я. Хафизова

 ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКОЙ

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития; средства выражения чувств; паралингвистические средства общения и интонационная сторона речи

Понимание и отражение в речи эмоциональных состояний является важной составляющей социального интеллекта человека и эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Дети с ЗПР в силу своих психологических особенностей испытывают трудности понимания и отражения в речи эмоциональных состояний и экспрессивная лексика, являющаяся достаточно абстрагированной, детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития используется выборочно и фрагментарно. А между тем, это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит важным средством коммуникации, социализации.

Актуальность изучения и определения эффективных приемов коррекционной работы подтверждается тем, что авторы указывают, что, несмотря на то, что созданы теоретические и практические основы изучения эмоциональной лексики в речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени специфика развития этой стороны речи у детей с ЗПР представлена недостаточно. Не исследованы в полном объеме специфические особенности ее понимания и употребления, не представлены приемы работы, направленные на развитие эмоциональной лексики у детей с ЗПР, имеющей важное значение в психологическом и речевом развитии детей. Имеются отдельные исследования, посвященные изучению эмоциональных процессов у детей с ЗПР, в структуре которых фрагментарно представлены примеры понимания и использования эмоциональной лексики детьми с ЗПР. Следовательно, тема исследования представляется актуальной.

Это позволило нам сформулировать проблему исследования: с одной стороны, каковы особенности понимания и употребления детьми с ЗПР слов, отражающих эмоциональные состояния, с другой стороны – возможно ли применить по отношению к этой группе детей методики, предполагающие овладение эмоциональной лексикой, разработанные для детей с речевым недоразвитием?

Для подтверждения теоретических положений нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня сформированности эмоциональной лексики у детей с ЗПР, на базе подготовительной группы детей с детского дома №2 Октябрьского района г. Уфы. Экспериментальную выборку составили 10 детей подготовительной группы с заключением ПМПК «Задержка психического развития». Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Методики исследования были подобраны и адаптированы с учетом возрастных и психологических особенностей испытуемых: изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции (методика В.М. Минаевой); изучение представлений о выразительных, эмоциональных и интонационных средствах общения (по Э.Г. Азимову, А.Н. Щукину и методика И.Ю. Кондратенко); изучение способности детей правильно подбирать к словам синонимы и антонимы (по Т.А. Ткаченко); изучение употребление слов, передающих эмоциональное отношение, путем морфологических преобразований (по Т.В. Тумановой).

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дети успешно справлялись с заданиями, связанными с такими эмоциями, как радость и гнев. Получив задание изобразить на лице удивление, демонстрировали испуг. Задания по эмоции «грусти» у части детей вызывали заметные затруднения. Наибольшая трудность возникала при изображении эмоций испуганного и удивленного. В некоторых случаях дети использовали средства экспрессии, характерные для выражения гнева.

Как и следовало ожидать, самые низкие результаты показаны в заданиях, связанных с использованием эмоциональной лексики в собственной речи: синонимические отношения и подбор антонимов. Испытывая значительные трудности в этих заданиях, некоторые дети даже отказывались от выполнения.

При анализе результатов заданий на использование слов путем морфологических преобразований следует заметить, что дети справлялись с образованием слов со значением уменьшенности гораздо легче, чем со значением увеличительнности. Часто дети добавляли слова «очень большой», «огромный».

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по формированию навыков использования эмоциональной лексики в собственной речи дошкольниками с задержкой психического развития.

Экспериментальное обучение осуществлялось в два этапа.

Первый этап подготовительный – формирование паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи с помощью следующих заданий:

- использование детьми мимики при демонстрации заданной эмоции;

- изучение выразительности речи.

Второй этап основной – формирование лексической системы, которое проводится комплексно с использованием серии заданий:

-определить и назвать эмоциональное состояние;

- подобрать синонимы к заданным словам;

- подобрать антонимы;

- использование слов путем морфологических преобразований.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез и сравнительный анализ, результаты которого свидетельствуют об успешности проведенной нами коррекционной работы.

Список литературы:

1. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология, 1982, №5.

2. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология, 2003, № 3, С. 55-69.

3. Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

 

Сведения об авторах:

Алгушаева Венера Рафкатовна, кандидат педагогических наук, доцент БГПУ им. М. Акмуллы Тел. (347)272-75-58, e-mail: vuzmorb@ufanet.ru

Хафизова С.Я., БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа Тел. (347)272-75-58, e-mail: vuzmorb@ufanet.ru

Аннотация

Понимание и отражение в речи эмоциональных состояний является важной составляющей социального интеллекта человека и эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.

Дети с ЗПР в силу своих психологических особенностей испытывают трудности понимания и отражения в речи эмоциональных состояний и экспрессивная лексика, являющаяся достаточно абстрагированной, детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития используется выборочно и фрагментарно. А между тем, это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит важным средством коммуникации, социализации. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по формированию навыков использования эмоциональной лексики в собственной речи дошкольниками с задержкой психического развития.

 © Алгушаева В.Р., Хафизова С.Я.

 UDC 159.9:81’373

V. R. Algushayeva, S.Ya.Hafizova

 

MASTERING BY CHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT BY EMOTIONAL LEXICON

 

Keywords: children with a delay of mental development; means of expression of feelings; paralinguistic means of communication and intonational party of speech

References:

1 . Boryakova N. Yu. About some features of creation of speech statements children of 6-7 years with a delay of mental development at a support on the subject picture//Defectology, 1982, No. 5.

2 . Kondratenko I.Yu. The main directions of logopedic work on formation of emotional lexicon at children with the general underdevelopment of speech of the advanced preschool age//Defectology, 2003, No. 3, S. 55-69.

3 . Lalayeva R. I. Speech violations at children with a delay of mental development. – SPb. 1992 .

4 . Lalayeva R. I. Serebryakov N. V. Correction of the general underdevelopment of speech at preschool children (formation of lexicon and a grammatical system). — SPb. : UNION, 1999. — 160 pages.

 

Authors’ personal details

Algushayeva Venera Rafkatovna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of BGPU of M. Akmulla of Ph. (347)272-75-58, e-mail: vuzmorb@ufanet.ru

Hafizova S. Ya. BGPU of M. Akmulla, Ufa Ph. (347)272-75-58, e-mail: vuzmorb@ufanet.ru

Summary

The understanding and reflection in speech of emotional conditions is an important component of social intelligence of the person and the emotional lexicon is the most adequate means of expression of the personal, subjective relation of the person to this or that subject of the statement, in this or that situation, and also is means of expression of its personal feelings, emotional experiences.

Children with ZPR owing to the psychological features experience difficulties of understanding and reflection in speech of emotional conditions and the expressional lexicon being rather abstracted, children of preschool age with a delay of mental development is used selectively and fragmentary. And meanwhile, it is special lexical layer which is closest to children which helps to carry out interpersonal communication, serves as an important communication medium, socialization. The analysis of results of research allows to draw a conclusion on need of carrying out correctional work on formation of skills of use of emotional lexicon for own speech by preschool children with a delay of mental development.

 © Algushayeva V.R., Hafizova S.Ya.

 


Возврат к списку