Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
29.11.2013

Ф.Н. Зиатдинова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

УДК УДК 316. 89:378

Ф.Н. Зиатдинова

психолого-педагогическое сопровождение студентов высшей школы в современных социокультурных условиях

Ключевые слова: многообразие культур; культурные нормы; ценностные суждения; нормы поведения; индивидуальные особенности; научение, сопровождение, адаптация, дезадаптационный cиндром

В каждую историческую эпоху среди многообразия культур можно обнаружить актуальный «вид» культуры, способный с наибольшей полнотой выражать существо культурного самосознания и психологию своего времени. Такое положение ставит перед нами множество вопросов не только о той роли культуры, которая актуализируется, например, как «культура семьи», «культура поведения», «культура речи»; «культура быта»; «культура торговли»; «культура общения», «культура педагогического общения»…, но и в контексте культуры в целом, в том числе и психологическое мировосприятие культурных норм и ценностей. Культура имеет огромное значение для каждого общества, для каждого отдельно взятого человека, выполняя разные функции: преобразовательную, транслирующую социальный опыт, регулятивную, познавательную, ценностную, коммуникативную, которые затрагивают, переживаются, осознаются каждым человеком на столько, на сколько он способен воспринять эту культуру [1, с.24]. Важнейшими компонентами культуры являются культурные нормы и ценностные суждения. Нормы культуры изменчивы, а сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество, а с ним и отдельный человек отдельная личность. Например, социокультурные изменения, произошедшие в последние десятилетия фундаментально изменили отношения человека к себе, к семье, к работе, к ровесникам, к людям в социуме. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры и ценностей особенно у студенческой молодежи.

Сегодня заметно изменилась роль культуры и в науке, и в религии, и в мировоззрении человека, изменилось само содержание культуры: поведение людей, нравственность, духовность, отношения к искусству, творчеству, к литературе, культурные стили, формы, образы жизни, значит и ценности. Процесс развития или изменения культуры всегда приводит к переоценке ценностей. В свете сказанного, если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет – это период наиболее активного развития норм культуры и ценностей, то есть нравственных, эстетических чувств, стабилизация характера, воли, темперамента, происходит полное овладение социальными ролями [2, с. 313]. Еще пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологический портрет так называемого идеального студента (термин условный), педагоги высшей школы на первое место ставили дисциплинированность, прилежание, ответственность, но в реальности эти качества были развиты на недостаточном уровне, сегодняшний педагог в первую очередь видит в студенте его самостоятельность, самоорганизованность и конечно, ответственность. Такое положение сталкивает студентов с задачами, решение которых отсутствует в жизненном опыте родителей [2, с.337]. Отсутствуют они в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной и в высшей школе. Поэтому современному студенту самому самостоятельно приходится отыскивать пути решения тех задач, которые стоят перед ним: жизненные, ценностные, культурные, коммуникативные и т.д.

Но с другой стороны, нередко у студента одновременно возникают мнения между возможностями и их действительной реализацией. Дело в том, что студенческий возраст по мнению многих психологов, – это «молодежный» возраст, это – молодость. По мнению И.В.Бестужева-Лада, «молодежь» - не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое и к этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей весьма разного возраста. По мнению А.В.Толстых, в молодежь «записываются» и «молодой ученый», и «молодой режиссер», уже готовящийся к юбилею (т.е. пятидесятилетию), и «молодой поэт» за сорок. И что характерно, самими молодыми людьми молодость воспринимается как своеобразный «аванс на будущее», как право на ошибки, на недомыслие, поступая тем самым очень расточительно со своей жизнью, откладывая на завтра, то что можно и нужно сделать сегодня [3, с.120]. Молодость для большинства молодых людей и студенческая пора, когда приходится выдерживать физические, умственные, нравственные, волевые нагрузки. Речь идет не только, какие цели и задачи решает, но и как каким образом он их решает. Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолевать обыденные представления, иногда выходить за рамки логики, снятие разных запретов, ограничений для достижения полного своего творческого проявления. Наряду с этим должна сохранится и необходимость соблюдения тех ценностей, норм поведения, которые определяют нравственность, дисциплинированность, духовность, организованность, самостоятельность, систематичность в работе, отношение к учебе, к собственной жизни. Жизнь человека – это, прежде всего непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это разнообразное научение. И особенно в них нуждаются студенты недостаточно собранные, организованные, работающие урывками, без строгого плана и системы. Научение осуществляется на разных уровнях – выработки реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивного и концептуального научения. В студенческом возрасте наиболее доминирующим является когнитивное научение, т.е. это воздействие на психику и деятельность с целью вооружения студентов знаниями, навыками и умениями в области своей профессии, а также помимо знаний, умений и навыков введение в профессиональное образование новых конструктов – компетентностей и компетенций и ключевых квалификаций, научно обоснованных отечественными и зарубежными учеными стран Европейского Союза в середине 80-х гг. (Д.Мертенс, Б.Оскарсон, А.Шелтен, Р.Бадер, Саймон Шо и др., и системные исследования: Н.Хомский, Р.Уайт, Дж. Равен, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Н.Куницина, Г.Э.Белицкая, Л.И.Берестова, В.И.Байденко, А.В.Хуторской, Н.А.Гришанова и др.) [4, с.10-11]. Таким образом, необходимым условием успешной деятельности студента в этой связи является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и жизнь на новом месте для устранения ощущения внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта с незнакомой средой.

Несмотря на устойчивый интерес ученых к обозначенной проблеме, вопросы образовательного пространства, где cоциабельность была бы нормой жизни, общения, поведения и межличностного взаимодействия студентов высшей школы как человека культуры остаются открытыми. Адаптация к новым условиям жизни (в основном приезжей из сел и деревень молодежи) и учебы на новом месте и cопровождение cтудентов вузов, оcобенно в первых и вторых годах обучения, сегодня требует более глубокого анализа. Так как в современном российском обществе как на федеральном, так и на региональном уровнях значительным является недостаточно сформированные культурные, эмоциональные, этические, эстетические, акcеологические, психологические духовно-нравственные ценностные нормы поведения, нечеткое представление и понимание жизненных позиций, восприятие городской жизни, особенно среди студенчества предполагает новые подходы, формы, методы работы, диалог, сотрудничество, субъект-субъектных отношений, учет личностных, психологических качеств студентов, умение педагога направлять поведение, ориентировать на определенные социальные условия, осваивать культуры человеческих отношений, вводит в свою систему поведения студента те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе.

Причинами этих недостатков в воспитании и обучении на наш взгляд являются современные социальные и культурные факторы, имеющие огромное решающее значение в становлении молодежи – будущих специалистов, студента и его «Я». Анализ показал, что в формировании психологически, педагогически компетентностной позиции у студента, т.е. устойчивой психики его «Я», осознанной деятельности в ситуациях многоуровневых взаимодействий на новом месте жизни, учебы в поликультурных средовых условиях адаптации значительную роль играют объективные и субъективные условия: одни из них объективно неизбежны, другие носят cубъективный характер, третьи зависят от дефекта воспитания, трансляции ценностей сформированные cемьей, cвязаны с плохой школьной подготовкой и т.д. (у молодежи из сельских мест слабо закрепленная норма поведения в обществе cо cменой жизни на мегаполис (молодежь из cельских меcт за короткое время преображается в «горожан», хотят выглядеть, «поcтупать», «жить» как «городcкая молодежь», хотя представления у вчерашних сельских школьников о «городской жизни» и о «городcкой молодежи» необоснованно ошибочные). Большое влияние оказывают на психику cтудента (1-2-е курсы) также и отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной поддержкой, cаморегуляция поведения и деятельности, отcутствие постоянного контроля cо cтороны родителей (расширяются социальные роли - при родителях не курят, не пьют, даже одеваются по-другому, в cвою очередь родители даже не допуcкают мысли о том, на что «способны» их дети без родительского контроля), педагогов, режим труда и отдыха в новых условиях, неумение самостоятельно учиться, конспектировать на лекциях, готовиться к практико-семинарским занятиям и т.д., а также технологически сформированные конструкты, транслирующие посредством семьи, ровесников, социальной идеологии, посредством СМИ и т.п. формируют искаженный образ жизненной реальности. Также резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П.Павловым психофизиологическое явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако как уже было сказано выше, социальные факторы имеют огромное значение.

Знание индивидуальных особенностей, своевременное психологическое и педагогическое сопровождение дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации более ровным и психологически комфортным [2, с.319].

Решение данной проблемы должно выявить условия эффективности способов сопровождения в процессе адаптации к новым условиям жизни и учебы, а именно: а) обеспечение психолого-педагогического содержания, диалогических методов и приемов, поликультурологических организационных форм адаптации при сопровождении; б) ориентация на формирование субъектной позиции студентов как конструкторов собственной жизни, предполагающей активную, гражданскую, ответственную за собственную жизнь, самостоятельную, здоровую, компетентностную позицию; в) ориентация педагогов в профессиональной деятельности на сочетание традиционных и современных ценностей и на профессионализм. Поможет комплексно изучить современного студента, фундаментальные проблемы образования (подходы к решению проблем сохранения здоровья человека, адаптации к изменившимся условиям среды: социальные аспекты. Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения даст возможность определения параметров воздействия технологии на строение взаимоотношений, адаптации к социальным факторам, избежания дезадаптационного cиндрома, позволит успешно локализовать пcихолого-педагогические уcловия в системе высшего образования.

Таким образом, радикальное изменение основ культуры, общественного бытия возможно лишь на пути коренных изменений глубинных структур человеческого сознания. Внедрение в глубинные пласты сознания принципов нравственности, духовности, диалогичности, культурности, принципиальности, ответственности, гражданственности требует коренного преобразования системы образования, той системы, которая и является фундаментом существования и развития общества, фундаментом высокой культуры поскольку от деятельности и сознания молодежи как будущего поколения, основы которых закладываются именно в образовательной системе, зависит будущность того или иного общества, в конечном счете, и человечества в целом.

Список литературы:

1. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., и др., Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 160 с.

2. Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 512 с.

3. Возрастная и педагогическая психология Учебник для студентов специальностей педагогических вузов // М.Г.Гамезо, Л.М.Орлова. М.: МГОПУ, АНОО НОУ, 2009. - 234 с.

4. Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография / Н.В.Кузьмина, В.Н.Софьина. – СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. - 200.

5. Зиатдинова Ф.Н., Далетгаряева Р.Г. Основные принципы организации и управления в системе образования. Вестник Башкирского аграрного университета №2 (26), 2013. – Уфа. БашГАУ. - С. 93-95.

Аннотация

В статье отмечается, что раскрытие возможностей психолого-педагогического сопровождения студентов в высшей школе имеет важное значение для успешного обучения и построения взаимоотношений с людьми в социуме. Внедрение в глубинные пласты сознания принципов нравственности, духовности, диалогичности, культурности, принципиальности, ответственности, гражданственности требует коренного преобразования системы образования, той системы, которая и является фундаментом существования и развития общества, фундаментом высокой культуры поскольку от деятельности и сознания молодежи как будущего поколения, основы которых закладываются именно в образовательной системе, зависит будущность того или иного общества, в конечном счете, и человечества в целом.

Сведения об авторе

Зиатдинова Фарида Нурлыевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д.34. Рабочий телефон: (347)228-06-17. E-mail: ziat_fn@mail.ru

© Зиатдинова Ф.Н.

UDC 316. 89:378

F.N. Ziatdinova

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN TRAINING HIGHER SCHOOL STUDENTS IN CURRENT SOCIOCULTURAL CONDITIONS

Key words: variety of cultures; cultural practice; value judgments; standards of behavior; personal traits; learning activity, support, adaptation, disadaptation syndrome

References:

1. Drach G.V., Erygin A.N. and others. Cultural science. Abstract of lectures. Rostov-on-Don, Pheniks Publ., 2003, 160 p. (in Russian).

2. Psychology and pedagogics of higher school. Studies guide. 3rd Edition, rewritten and adopted. Rostov-on-Don, Pheniks Publ., 2010, 512 p. (in Russian).

3. Gamezo M.G., Orlova L.M. Age and pedagogical psychology. Textbook for higher school students of Pedagogics. Moscow, Moscow State regional Teacher’s University Publ., 2009, 234 p. (in Russian).

4. Kuzmina N. V., Sofyina V. N. Acmeological concept of developing professional skills at higher education institution. Monograph. Saint Petersburg, Center of strategic researches Publ., 2012, 200 p. (in Russian).

5. Ziatdinova F.N., Daletgaryaeva R. G. The basic principles of organization and management in education system. Vestnik of Bashkir agrarian university. No. 2 (26). Ufa, Bashkir state agrarian universityPubl., 2013, pp. 93-95. (in Russian).

Summary

The article claims that revealing opportunities for psychological support of higher school students is important for successful training and creating relationship with people in the society. Introducing principles of ethics, inwardness, dialogueness, cultural habits, integrity, responsibility and public spirit to deep layers of consciousness demand for sweeping reforms of education system, the system being a base of society’s existence and development, the base of high cultural standards of youth’s activities and consciousness, being activities and consciousness of future generation, are founded in the education system. The way it is done has an effect on the future of a society and finally the whole mankind.

Authors’ personal details

Ziatdinova Farida Nurlyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Philosophy, Sociology and Pedagogics Chair. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Bashkir State Agrarian University”. 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa, 450001. Phone: (347) 228-06-17. E-mail: ziat_fn@mail.ru

© Ziatdinova F.N.


Возврат к списку