Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
УДК  316.3.001.26 Ф.А. Игебаева  К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ 15.04.2015

УДК 316.3.001.26 Ф.А. Игебаева К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ

УДК  316.3.001.26
Ф.А. Игебаева

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ

        Ключевые слова: социальная политика; воспроизводство населения; целевые программы; брачно-семейные отношения; рождаемость.

          Население как основная производительная сила общества представляет собой условие экономического и социального развития, а его ресурсный потенциал имеет как количественные, так и качественные характеристики. Нам представляется, что сегодняшняя социальная политика, нацеливает на повышение значимости демографического фактора в развитии города, а это предполагает выход на проблемы качества населения.
Следовательно, задачи, стоящие перед социологией и демографией, еще более усложняются. Необходимо не только детально изучить механизмы взаимосвязи экономического, социального и демографического развития, особенности современной демографической ситуации, ее тенденции и последствия, но и сформулировать систему научно обоснованных рекомендаций по управлению развитием населения, семьи. Реализация этих задач возможна при помощи целевых комплексных программ, в рамках которых должны содержаться долгосрочные прогнозы демографического развития города, республики, страны.
К настоящему времени разработаны десятки программ: региональные, экологические, научные. Вместе с тем одной из главных задач управления социальными процессами в обществе должна стать, по-нашему мнению, разработка специальных социальных программ, направленных на оптимизацию воспроизводства населения и совершенствование брачно-семейных отношений на уровне города. Население города, представляя собой специфическую его подсистему, функционирует и развивается в системе экономических и социальных отношений, характер которых определяется всем социально-экономическим укладом общества.  
Следует также учесть, что если демографическая политика в стране направлена главным образом на решение таких задач, как оптимизация процесса естественного воспроизводства, выравнивание уровней социального развития и регулирование межрегиональной миграции, то на уровне города, наряду с этими задачами, могут быть и специфические. К примеру, для одного города – это ликвидация перекосов в демографической структуре населения, для другого – сдерживание или усиление межгородской миграции, снижение детской смертности и т.д. [1, с.153].
По-нашему мнению, целенаправленное, планомерное воздействие на развитие населения в нужном направлении можно осуществлять двумя путями: через изменение общественных отношений и через изменение условий материальной и социальной среды конкретного городского поселения. Поэтому, если мы поставили в качестве главной цели демографической политики в стране управление развитием населения, то на это должны быть направлены все проекты, программы решения и действия на всех уровнях общества. Безусловно, одним из главных направлений решения демографической политики в нашей стране, является повышение рождаемости и увеличение количества детей в семье. Поэтому, определяя методы и средства стимулирования рождаемости, необходимо позаботиться об адресности мероприятий.
Целевая программа развития населения, семьи представляет собой документ, указывающий комплекс мероприятий, направленных на создание условий для оптимального воспроизводства населения, укрепления семьи и заботы о пожилых людях. Долгосрочная программа развития населения должна быть нацелена на решение узловых проблем, так или иначе касающихся направлений демографической политики. Интегральным блоком в этой программе объединяющего различные процессы развития населения – рождаемость, здоровье, воспитание подрастающего поколения является раздел «Семья». Очевидно, что данная целевая программа должна согласовываться с другими социальными программами и обязательно включать в себя задачи координации этих программ.
Любая программа, как известно, должна содержать определение целей, ресурсов и сроков реализации частных задач. Следовательно, для создания целевых комплексных программ по развитию населения необходимо, с одной стороны, определение общих направлений демографической политики в стране, с другой, – изучение характера конкретных демографических процессов, факторов, определяющих течение этих процессов.
Разработка целевых программ по регулированию воспроизводства населения города и развития семьи, по-нашему мнению, предполагает выделение следующих стадий (этапов):
- проблемно-аналитическая (изучение демографической ситуации в регионе и городе – рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграция, половозрастная структура населения, выявление общих и специфических тенденций воспроизводства населения и развития семьи);
- стратегически-целевая (формирование системы, «дерева» целей, разработка и описание основных задач, мероприятий программы, средств и путей осуществления поставленных задач);
- организационно-поисковая (определение основных исполнителей, координация их работы, сбор и обработка информации, специальные социально-демографические исследования);
- практическая (осуществление программы, контроль за ее выполнением, корректировка, включение в планы-программы более высокого порядка – региональный, республиканский и т.д.) [2, с.127].
Эффективность программы «Семья» во многом определяется не только материальными возможностями государственных и социальных институтов, но и соблюдением методических принципов, обеспечивающих системность и комплексность этих программ. К числу таких принципов относятся:
- точный выбор и определенность задач, определяющих основу программ;
- дифференцированный выбор главных объектов регулирования: молодежь, не вступившая в брак, молодая семья без детей, многодетная семья, неполная семья, студенческая семья, лица, пожилого возраста и т.д.;
- определение характера регулятивных мер, их реальности и сбалансированности с текущими и долгосрочными планами экономического и социального развития региона, города;
- обеспечение непрерывности принимаемых мер и возможная локализация некоторых мер во времени;
- определение источников и объемов материальных, информационных затрат.
Городская или региональная программа «Семья» преследует главную цель – укрепление и развитие семейно-брачных отношений, создание условий для успешной социализации подрастающего поколения. Эта цель конкретизируется в таких задачах, как снижение доли бездетных и внебрачных семей, увеличение доли двух-трехдетных семей, сокращение детской смертности, смертности мужчин в трудоспособном возрасте, сокращение уровня разводов в молодых семьях, оптимизация миграционных перемещений трудоактивных семей [3, с.20].
В рамках программы «Семья» должны содержаться, на наш взгляд, и мероприятия, направленные на специфические группы, например, на укрепление молодой семьи. Набор этих мероприятий может быть достаточно широк, поэтому укажем лишь на некоторые из них. Данные нашего исследования показывают, что среди многих дестабилизирующих «внутренних» факторов семейной жизни выявляется несоответствие в представлениях молодых о семейной жизни и действительностью (примерно у каждого третьего). По свидетельству некоторых авторов, существует значительное завышение уровня знаний и уровня информированности у подавляющей части молодежи относительно санитарно-гигиенических знаний  (психогигиена интимной жизни, сведения о наиболее безвредных и приемлемых средствах и методах контрацепции). Кроме того, обнаруживается необычайно высокое самомнение и невежество относительно этапов психического развития ребенка до 3-лет, и завышение оценки своих навыков по уходу за младенцем. Не случайно, видимо, свыше половины обследованных молодых супругов считают, что они недостаточно или плохо подготовлены к семейной жизни, а на вопрос анкеты: «Считаете ли Вы, что существует необходимость специальной подготовки молодежи к браку?» 58% женихов ответили утвердительно [4, с.67].
Программа «Семья», в частности, должна опираться на изучение общественного мнения, потребностей различных категорий населения и типов семьи. В целом, государство должно проводить продуманную, эффективную демографическую политику, направленную на оптимизацию воспроизводства населения страны, улучшения качества жизни и социального здоровья семей.

       В комплексе мер, направленных на оптимизацию и регулирование воспроизводства населения, развития семьи особое место занимают меры идеологического и социально-психологического характера. Наше исследование семей различного типа показало, что в современных условиях по мере удовлетворения материальных потребностей людей возрастает значение нравственно-психологических факторов в жизни человека и семьи. Формирование установок на число детей в семье, на способы проведения свободного времени, формы общения, супружеские ожидания и притязания все больше перемещаются в сторону духовно-нравственной сферы. В частности, снижение устойчивости, дестабилизация семейных отношений у определенной части населения связаны, видимо, с нарастанием новых видов ценностей, которые если и не препятствуют, то в какой-то мере способны приглушить «брачные ценности». Эти ценности во многом носят и реальный, и мифический характер, однако очевидно, что формируются они не только за счет целенаправленных усилий со стороны общества, государства, но и благодаря массовому обыденному сознанию. Отсюда возникает необходимость выработки специальных мер воздействия на общественное сознание.

Список литературы:

  • Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России в XXI веке, М., ИД  «Грааль», 2002. – 247 с.
  • Игебаева Ф.А. Целевые программы по управлению развитием населения брачно-семейных отношений //Актуальные вопросы развития современного общества. Сб. статей 3-й Международной  научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 126 – 128.
  • 3. Игебаева Ф.А. К  вопросу  о   прогнозировании  демографического  развития  региона в современных условиях //Маркетинговые и социологические исследования: технология использования компьютерных программных средств. Сб.  ст.  Международной   научно-практичес­кой   конференции.   Пенза,   2010. – С. 18 – 20.
  • Пасовец Ю.М. Демографический потенциал современной России в региональном разрезе // Социол. исслед. - 2011. - № 12.  -  С. 60-68.

Аннотация
В статье обоснована необходимость проведения государством эффективной демографической политики в стране на основе изучения особенностей современной демографической ситуации, ее тенденций и последствий, формулирования системы научно обоснованных рекомендаций по управлению развитием населения. Показана важность разработки специальных социальных программ, направленных на оптимизацию воспроизводства населения и регулирование брачно-семейных отношений.

Сведения об авторе
         Игебаева Фания Абдулхаковна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул.50-летия Октября, д.34. Телефон: +7 (347) 228-06-17. E-mail: igebaeva.fania@yandex.ru

Ó Игебаева Ф.А.

UDC 316.3.001.26
F.A. Igebaeva

ON tARGET integrated programs FOR rural POPULATION development

         Key words: social policy; reproduction; target programs; marriage and family relations; the birth rate.

Summary
The paper gives arguments for effective demographic policy in the country based on studies of the present demographic situation, its trends and results, formulation of scientifically grounded recommendations for population development management. The author reveals the importance of specific social programs aimed at optimizing  population reproduction and regulation of marriage and family relations.

References:

  • Antonov A.I., Medkov V.M., Arkhangel'skii V.N. Demograficheskie protsessy v Rossii v XXI veke [Demographic processes in Russia in the 21st century]. Moscow, Graal Publishing House Publ., 2002. 247 p.
  • Igebaeva F.A. Targeted programs to manage marriage and family relations of the population. Aktual'nye voprosy razvitiia sovremennogo obshchestva [Actual problems of modern society]. Collected papers of the 3rd International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2013, pp. 126 - 128.
  • Igebaeva F.A.  On predicting demographic development of the region in modern conditions.  Marketingovye i sotsiologicheskie issledovaniia: tekhnologiia ispol'zovaniia komp'iuternykh programmnykh sredstv  [Marketing and sociological research: computer software use technology]. Collected papers of the International scientific and practical conference. Penza, 2010, pp. 18 - 20.
  • Pasovets Y.M. Demographic potential of modern Russia in the regional context. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Research]. 2011. No. 12, pp. 60-68.

Author’s personal details
Igebaeva Fania Abdulhakovna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of philosophy, sociology and pedagogy, Bashkir State Agrarian University. 450001, 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa. Phone: +7 (347) 228-06-17. E-mail: igebaeva.fania@yandex.ru

Ó Igebaeva F.A.

 


Возврат к списку