Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
30.09.2013

А.Ф. Гарифуллина РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПОЛИТИКО– КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ: КОНЦЕПЦИИ, КАТЕГОРИИ

УДК 331.6

А.Ф. Гарифуллина

Роль информационной политики в политико– коммуникационном процессе: концепции, категории

Ключевые слова: политика; общество; коммуникационные процессы; информация; гражданское общество

В нашем обществе, где функционирует огромное количество средств массовой информации, государство должно проводить информационную политику в государственном и муниципальном управлении, отражающую интересы и потребности всего общества в целом.

«Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственным устройством, социальными институтами, деятельность которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, реализацию их общей воли, интересов и потребностей» [1].

Понятие «информация» происходит от латинского «Informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Изучением понятия «информация» занимались такие ученые, как Н. Винер, К. Шеннон, Н.В. Макарова, Леон Бриллюэн и другие. Так, Н. Винер, понимал под информацией ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы; К. Шеннон заложил основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации; Н.В. Макарова понимала информацию как сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний; Леон Бриллюэн подразумевал под информацией отрицание энтропии, Моль - меру сложности структур, Урсул - отраженное разнообразие, Яглом - вероятность выбора.

Таким образом, можно обобщить имеющиеся понятия информации и представить ее как всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность движения энергии и вещества. Это всеобщее нематериальное свойство взаимодействия материального мира включает в себя первичную и вторичную информации, при этом под первичной информацией подразумевается направленность движения вещества, при котором возникает не только направленность его движения в пространстве, но и форма (структура, морфология) как результат движения составляющих вещество элементов, а вторичная информация есть отражение первичной информации в виде формы (структуры, модуляции) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества.

Государственная информационная политика – «это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества» [2]. В более широком смысле – это «особая сфера жизнедеятельности людей…, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями» [2].

На основе исследования фундаментальных работ российских ученых, посвященных анализу содержания базовых понятий, изучения регионального аспекта информационной политики и осмысления использования конкретных технологий в реализации информационной политики органов власти в работе систематизированы факторы осуществления научно – обоснованной информационной политики. Среди них автор выделяет:

- развитие гражданского общества;

- признание открытости информации для граждан и защита их информационных прав;

- ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

- повышение доверия общества к государственным и муниципальным структурам;

- налаживание эффективных взаимоотношений государства с регионами и другими странами.

Президентом РФ 9 сентября 2000 г. была утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», подчеркивающая необходимость проведения государственной информационной политики, в основе которой должен лежать общественный интерес России.

Автор полагает также, что информационная политика должна быть направлена на реализацию общественных национальных интересов России в информационной сфере:

- соблюдение конституционных прав и свобод в области получения, пользования, хранения и распространение информацией, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества и научного потенциала страны;

- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности полной, достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам [4];

- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования российских информационных ресурсов [5];

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России [6].

Автор обосновывает тот факт, что для эффективной реализации информационной политики, естественно, должны быть в полной мере привлечены средства массовой информации – «так как это один из важнейших источников передачи информации. Согласно государственной информационной политике, деятельность средств массовой информации должна быть направлена на грамотную консолидацию общества»[7]. Но для реализации всех надежд, возложенных на государственную информационную политику, в первую очередь, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику.

По мнению автора, реализация информационной политики должна являться ведущей задачей нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации и осуществляться на принципах открытости, системности, равенства интересов и приоритетности развития отечественных рынков.

Изначально информационная политика была направлена только на поддержку средств массой информации, но с принятием 15 октября 1998 года концепции государственной информационной политики государство направило свои действия в сторону общества, а именно - на защиту конституционных прав граждан в области доступа к информации.

Реализация государственной и муниципальной информационной политики была структурной: во–первых, все силы государства были брошены на поддержку государственных, региональных и муниципальных средств массой информации, так как именно средства массовой информации доводили до граждан всю информацию политико-правовой, экономической, социальной и культурной жизни общества; во-вторых, государство активно начинает реализовывать права предприятий, организаций, учреждений и граждан на доступность интересующей их информации; в–третьих, государство, учитывая усиление частноправовых начал, начинает разграничивать свои полномочия в реализации и становлении информационной политики.

Автор выделяет три уровня управления, согласно Конституции РФ – федеральный, региональный и муниципальный. Для облегчения реализации информационной политики каждый из них наделен определенными полномочиями в создании информационного общества. И во все сферы начинают внедрять информационные технологии, путем издания нормативных правовых актов. Начинается активная поддержка отечественных рынков по производству информационных технологий, программных продуктов и электронных ресурсов. Был принят ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов по становлению информационной политики государства, но ни один из них не выполнил своего предназначения. Многие акты не регламентировали пошагового становления информационной политики, они лишь содержали пункты, характеризующие информационную политику. Одним из основных законов России в становлении информационной политики был Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который включал в себя нормы по разъяснению информации и реализации информационной политики, но на сегодняшний день он утратил силу, и так и не был реализован в полной мере.

Список литературы:

1. Источник: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/226

2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны: автореферат докт. диссертации. М: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2004, С. 3-6.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации В.Путиным от 9 сентября 2000 года № Пр-1895: [сайт]. URL : http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

4. Источник: URL: http://exploders.info/stanovlenie-obshhestva/81

5. Источник: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/226

6. Источник: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/226

Сведения об авторе

Гарифуллина Альбина Фатиховна, кандидат политических наук, ассистент кафедры государственного и муниципального управления, факультет информационных технологий и управления, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел. (347)278-56-11 E-mail: albinikym@yandex.ru

Аннотация

В обществе, где функционирует огромное количество средств массовой информации, государство должно проводить информационную политику в государственном и муниципальном управлении, отражающую интересы и потребности всего общества в целом. Автор выделяет три уровня управления, согласно Конституции РФ – федеральный, региональный и муниципальный. Для облегчения реализации информационной политики каждый из них наделен определенными полномочиями в создании информационного общества. В работе отмечается, что во все сферы внедряются информационные технологии, путем издания нормативных правовых актов, осуществляется активная поддержка отечественных рынков по производству информационных технологий, программных продуктов и электронных ресурсов. Кроме того, был принят ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов по становлению информационной политики государства, но ни один из них не выполнил своего предназначения. Многие акты не регламентировали пошагового становления информационной политики, они лишь содержали пункты, характеризующие информационную политику. Одним из основных законов России в становлении информационной политики был Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который включал в себя нормы по разъяснению информации и реализации информационной политики, но на сегодняшний день он утратил силу, и так и не был реализован в полной мере.

© Гарифуллина А.Ф.

UDC 331.6

A.F.Garifullina

ROLE OF INFORMATION POLICY IN THE POLITICAL COMMUNICATION PROCESS: CONCEPTS, CATEGORIES

Keywords: policy; society; communication processes; information; civil society

Rferences:

1. Source: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/226

2. Manoylo A.V. The state information policy in the conditions of information war of nerves: abstract докт. theses. М: The Russian academy of public service at the President of the Russian Federation, 2004, S. 3-6.

3. Doctrine of information security of the Russian Federation: утв. The president of the Russian Federation V. Putin of September 9, 2000 No. Pr-1895: [site]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

4. Source: URL: http://exploders.info/stanovlenie-obshhestva/81

5. Source: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/226

6. Source: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/226

Authors’ personal details

Garifullina Albina Fatikhovna, candidate of political sciences, assistant to chair of the public and municipal administration, faculty of information technologies and management, FGBOU VPO Bashkir state agrarian university. 450001, 50 anniversaries of October, 34. Ph. (347) 278-56-11 E-mail: albinikym@yandex.ru

Annotation

In society where the huge number of mass media functions, the state has to pursue information policy in the public and municipal administration, reflecting interests and requirements of all society as a whole. The author allocates three levels of management, according to the Constitution of the Russian Federation – federal, regional and municipal. For simplification of realization of information policy each of them is allocated with certain powers in creation of information society. In work it is noted that information technologies take root into all spheres, by the publication of regulations, active support of the domestic markets on production of information technologies, software products and electronic resources is carried out. Besides, a number of laws and subordinate regulations on formation of information policy of the state was accepted, but any of them didn't execute the mission. Many acts didn't regulate step-by-step formation of information policy, they only contained the points characterizing information policy. One of basic laws of Russia in formation of information policy was the Federal Law "About information, informatization and information security" which included norms on an explanation of information and realization of information policy, but today it became invalid, and wasn't realized fully.

© arifullina A.F.


Возврат к списку