Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
28.12.2013

Г.Р. Искужина, Э. Р. Нартдинова ФИАСКО ГОСУДАРСТВА КАК СЛЕДСТВИЕ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.242.4

Г.Р. Искужина, Э. Р. Нартдинова

Фиаско государства как следствие неэффективности управления

Ключевые слова: государство; эффективность управления; рынок; чиновник; механизмы управления

Возрастание государственного влияния на происходящие процессы не всегда приводит к росту эффективности рыночной экономики, а иногда даже мешает её развитию, о чем свидетельствуют, так называемые, «провалы» государства. Следовательно, вмешательство государства необходимо только в таких условиях, когда возможности рынка полностью исчерпаны. Рынок должен сам регулировать какие товары следует производить, какие технологии и ресурсы необходимо использовать, чтобы обеспечить потребителей необходимыми товарами и произвести их с наименьшими затратами. Так как в условиях рынка потребители приобретают именно те товары, которые имеют для них наибольшую ценность, рассматриваемые вопросы могут быть решены без вмешательства государства, за которым, в общем случае, будет оставлена лишь функция контроля над соблюдением законов.

Государство, как и рынок, вообще не может существовать без провалов, и каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, искать определенные рычаги государственного вмешательства, при которых провал рынка не будет перекрываться потерями от провалов государства и, в каждом случае, нужно находить решение, соответствующее данным условиям.

Не всегда эти решения являются желательными и оптимальными. С точки зрения общественных интересов, государство должно сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. При этом государство не должно заменять рынок, а рынок выполнять функции государства [2]. И вмешиваться в рынок государству следует только в тех случаях, когда рынок не в состоянии справиться сам. Нужно искать механизмы, обеспечивающие наиболее эффективное решение данных проблем.

Достаточно остро стоят вопросы, касающиеся определения объема спроса на оказываемые государством услуги – в какие отрасли следует вкладывать больше денег: в оборону, здравоохранение, образование, социальные или другие сферы. И в этом вопросе навряд ли возможно объективное решение, так как оценка их во многом имеет субъективный характер. Принимаемые государством решения часто приводят к результатам, отличным от ожидаемых. В данном случае государство не в силах обеспечить эффективное распределение ресурсов и управление ими, так как отсутствует частный интерес, что в условиях распространения коррупции, приводит к росту стоимости и ухудшению качества общественных благ. Можно сказать, что принимая действия по исправлению рыночных провалов, государство становится пострадавшим от собственного несовершенства.

Неэффективность государства как основного производителя нерыночной продукции, обусловлена искажением взаимодействия нерыночного спроса и нерыночного предложения. Вследствие чего происходит деформация механизмов регулирования, выражаемая в неравенстве между теми, кто получает выгоду от решения государства и теми, кто эти выгоды оплачивает, что в итоге приводит к потере эффективности [1].

Одним из видов провалов государства является бюрократия. Чиновник, проявляя свой частный интерес, стремится получить собственную выгоду, то есть он действует не в соответствии с общественными интересами, а в соответствии с интересами небольшой группы людей, заинтересованных в принятии определенных решений в свою пользу. В то же время провалы государства не всегда являются ошибками чиновников, а могут быть порождены некими неэффективными тенденциями, порождаемыми самим построением институтов государства.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что ни государство, ни рынок не могут являться совершенными механизмами регулирования, а в отдельных случаях вмешательство государства приводит к негативным последствиям в функционировании рыночного механизма и жизни общества.

Список литературы:

1. Хасанова Л.В. Провалы государства и проблемы эффективности регулирования / Л.В. Хасанова // Политика и государство. – 2008. – №1. – С. 34–39.

2. Хасанов Р.Х. Частно-государственное партнерство как механизм решения проблем «провалов» рынка и государства // Журнал экономической теории. – 2009. – № 4. – С. 6.

Сведения об авторе

Искужина Гульназ Расиховна, старший преподаватель, кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34. Тел.: +7 (347) 252-12-56. E-mail: gul-iskuzhina@rambler.ru

Нартдинова Эльвина Раисовна, студент 3 курса факультета информационных технологий и управления ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34. Тел.: +7 (347) 252-12-56. E-mail: evelinanart@mail.ru

Аннотация

В статье авторы отмечают, что возрастание государственного влияния на происходящие процессы не всегда приводит к росту эффективности рыночной экономики, а иногда даже мешает её развитию, о чем свидетельствуют, так называемые, «провалы» государства. Следовательно, вмешательство государства необходимо только в таких условиях, когда возможности рынка полностью исчерпаны. Рынок должен сам регулировать какие товары следует производить, какие технологии и ресурсы необходимо использовать, чтобы обеспечить потребителей необходимыми товарами и произвести их с наименьшими затратами. Так как в условиях рынка потребители приобретают именно те товары, которые имеют для них наибольшую ценность, рассматриваемые вопросы могут быть решены без вмешательства государства, за которым, в общем случае, будет оставлена лишь функция контроля над соблюдением законов. Государство, как и рынок, вообще не может существовать без провалов, и каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, искать определенные рычаги государственного вмешательства, при которых провал рынка не будет перекрываться потерями от провалов государства и, в каждом случае, нужно находить решение, соответствующее данным условиям. Одним из видов провалов государства является бюрократия. Чиновник, проявляя свой частный интерес, стремится получить собственную выгоду, то есть он действует не в соответствии с общественными интересами, а в соответствии с интересами небольшой группы людей, заинтересованных в принятии определенных решений в свою пользу. В то же время провалы государства не всегда являются ошибками чиновников, а могут быть порождены некими неэффективными тенденциями, порождаемыми самим построением институтов государства. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что ни государство, ни рынок не могут являться совершенными механизмами регулирования, а в отдельных случаях вмешательство государства приводит к негативным последствиям в функционировании рыночного механизма и жизни общества.

© Искужина Г.Р., Нартдинова Э.Р.

UDC 338.242.4

G.R. Iskuzhina, E. R. Nartdinov

FIASCO OF THE STATE AS A RESULT OF THE MANAGEMENT INEFFICIENCY

Keywords: state; management efficiency; market; official; management mechanisms

References:

1. Chasanoff L.V. Failures of the state and problem of efficiency of regulation / L.V. Chasanoff//Policy and state. – 2008 . – No. 1. – pp. 34-39.

2. Chasanoff R. H. Private and state partnership as mechanism of the solution of problems of "failures" of the market and state//Magazine of the economic theory. – 2009 . – No. 4. – p. 6.

Data on the author

Iskuzhina Gulnaz Rasikhovna, senior teacher, chair of the economic theory FGBOU VPO Bashkirsky state agrarian university. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34. Ph.: +7 (347) 252-12-56. E-mail: gul-iskuzhina@rambler.ru

Nartdinova Elvina Raisovna, student 3 courses of faculty of information technologies and management FGBOU VPO Bashkirsky state agrarian university. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34. Ph.: +7 (347) 252-12-56. E-mail: evelinanart@mail.ru

Summary

In article authors note that increase of the state influence on occurring processes not always leads to growth of efficiency of market economy, and sometimes even stirs it to development to what testify, so-called, state "failures". Therefore, intervention of the state is necessary only in such conditions when opportunities of the market are completely exhausted. The market has to regulate itself what goods it is necessary to make, what technologies and resources need to be used to provide consumers with necessary goods and to make them with the smallest expenses. As in the conditions of the market consumers acquire those goods which have for them the greatest value, cases in point can be solved without intervention of the state behind which, generally, control function over observance of laws will be left only. The state, as well as the market, can't exist without failures at all, and each situation needs to be considered separately, to look for certain levers of the state intervention at which the failure of the market won't be blocked by losses from failures of the state and, in each case, it is necessary to find the solution meeting the case. One of types of failures of the state is the bureaucracy. The official, showing the private interest, seeks to receive own benefit, that is he acts not according to public interests, and according to interests of small group of the people interested in adoption of certain decisions in own favor. At the same time state failures not always are mistakes of officials, and can be generated by the certain inefficient tendencies generated by creation of institutes of the state. From the above-mentioned it is possible to draw a conclusion that neither the state, nor the market can't be perfect mechanisms of regulation, and in some cases intervention of the state leads to negative consequences in functioning of a market mechanism and society life.

© Iskuzhina G.R., Nartdinova E.R.


Возврат к списку