Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
28.12.2013

З.Р. Мингазова ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 352/354:34 (470+571)

З.Р. Мингазова

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСударственного АППАРАТА Российской Федерации

Ключевые слова: деловая репутация; правовая институционализация; работник государственного аппарата.

Вопросы деловой репутации работников госаппарата приобретают все большую актуальность. Подтверждением этому служит и Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 г. В своем выступлении Президент отметил низкую эффективность государственной власти. Для повышения ее эффективности он выделил несколько ключевых принципов, среди которых были положения, напрямую касающиеся деловой репутации чиновников. Например, главным критерием оценки эффективности власти (а, следовательно, и служащих данной системы) должно стать общественное мнение, мнение самих граждан [1]. В ранее опубликованных работах мы уже писали о том, что одним из субъектов оценки деловой репутации работников госаппарата должны являться граждане, которым оказываются государственные услуги [2]. Также глава государства отметил о необходимости адекватной мотивации государственных служащих. К подобным мотиваторам были отнесены: конкурентная оплата труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата. Президент России отметил, что должность чиновника - это особая ответственность, связанная с рядом правовых, этических обязательств и ограничений [1]. Эти утверждения отражают структуру деловой репутации работников государственного аппарата, понятие которой мы уже давали в предыдущих работах [3].

Таким образом, руководство страны все большее внимание придает этому феномену. К сожалению, в нормативно-правовых документах описание данного понятия и его реальное использование в общественной жизни не приобрело достаточного закрепления.

В целом, процесс институционализации рассматриваемого нами явления имел довольно продолжительный и противоречивый характер. По сути, понятие деловой репутации государственных служащих начало формироваться в нашей стране вслед за возникновением постсоветской интерпретации государственной службы как таковой. При этом, как справедливо отмечают некоторые специалисты, само формирование постсоветской государственной службы в Российской Федерации началось только в середине 1990-х годов, после того как была окончательна реорганизована (на основе Конституции 1993 г.) политическая система общества и само руководство страны осознало, наконец, острую необходимость создания рационально организованного государственного аппарата [4]. Именно поэтому особенно актуальной научной проблемой выступает анализ институционализации понятия «деловая репутация работников государственного аппарата» как в нормативно-правовых документах, так и в политико-правовой практике постсоветской России.

Несмотря на относительно недавнее начало научного анализа проблем развития отечественной государственной службы в постсоветский период, в работах отдельных авторов уже предлагаются различные периодизации этого процесса. В связи с тем, что вопрос о деловой репутации государственного служащего находится в непосредственной связи с эволюцией института государственной службы как таковой, необходимо рассмотреть некоторые из предлагаемых периодизаций. Например, И.Р. Гимаев считает, что можно выделить четыре этапа в реформировании государственной службы в постсоветской России: а) первый этап (1991-1996 г.г.), по его мнению, характеризуется формальным отказом от партийно-номенклатурной системы государственной службы, принятием Закона об основах государственной службы, созданием системы обучения, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; б) второй этап (1997-1998 г.г.) характеризовался созданием Комиссии по государственному строительству, разработкой Концепции административной реформы и определением ее основных принципов; в) третий этап (зима 1999-весна 2000 г.г.) протекал, в основном, под влиянием разработки Концепции реформы государственного управления в РФ в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина, были разработаны мероприятия по совершенствованию системы государственной службы, предпринята попытка осмыслить негативные последствия ее развития; г) четвертый этап (ноябрь 2000-2001 г.г.) определялся тем, что в этот период была завершена работа над текстом Концепции реформирования системы государственной службы РФ, разработаны основные мероприятия по направлениям, определяющим современное состояние и эволюцию государственной службы в нашей стране в будущем, реформирование государственной службы планировалось в полном соответствии с основными мероприятиями провозглашенной тогда административной реформы. К сожалению, в силу того, что вышеупомянутое исследование И.Р. Гимаева было завершено и опубликовано в 2004 г., предложенная им периодизация не учитывает эволюцию государственной службы в нашей стране в самые последние годы [5, с. 97-108].

Оригинальную периодизацию новейшей истории государственной службы в России предлагают авторы официального сайта Федерального портала управленческих кадров. Они считают, что развитие этого явления происходит в рамках пяти основных этапов. Первый этап, по их мнению, начинается с декабря 1993 г. и завершается к 1997 г. На этом этапе, сразу после принятия Конституции, утверждается «Положение о федеральной государственной службе РФ», принимается Закон (1995 г.) «Об основах государственной службы в РФ» и некоторые другие законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов РФ. Второй этап (1997 - осень 1999 г.г.) характеризуется подготовкой Администрацией Президента РФ Б.Н. Ельцина Концепции административной реформы, в которой впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы и представлен замысел реформы – повысить профессионализм государственной службы. Третий этап (зима 1999-2002 г.г.) основывается на том, что в этот период утверждается Концепция реформирования системы государственной службы в РФ, рассматривается приоритетный вариант ее преобразования. На четвертом этапе (ноябрь 2002-2007 г.г.) была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ», реализация которой осуществлялась в 2003-2005 г.г., затем срок действия был продлен до 2007 г. На этом этапе были приняты Федеральные законы «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. На пятом этапе, который, по мнению авторов, начался с 2008 г. и продолжается по сегодняшний день, происходит завершение качественного преобразования системы государственной службы, оптимизация ее организации на основе установленных законодательством принципов, внедрение на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий. Ведущую роль в этом должна сыграть реализация Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы)» [6].

Отдельные авторы, анализируя развитие государственной службы РФ в постсоветские годы, считают, что на первом этапе (1991-1994 г.г.) произошел переход от старого типа системы государственной службы к новому, созрели определенные предпосылки глубокого реформирования государственной службы в условиях формирования правового государства в демократическом обществе [7].

На наш взгляд, если анализировать развитие института «государственная служба» в целом, а также ее такого видового направления как «государственная гражданская служба», то диахронное исследование различных нормативных материалов и документов позволяет прийти к выводу о том, что постсоветская эволюция этого понятия прошла в своем развитии три качественно отличающихся друг от друга этапа. Первоначально был введен в оборот и широко использовался термин «государственная служба», затем в отдельных научных и прикладных публикациях стало применяться разделение государственной службы на различные ее виды, в том числе – на гражданскую государственную службу. Лишь в 2004 г. в специальном федеральном законе было официально закреплено понятие «государственная гражданская служба», которое продолжает развиваться в новейших нормативных документах и научных публикациях.

Первый этап, на наш взгляд, развивался с 1991 по 1994 годы, когда была предпринята попытка проведения первой административной реформы в системе государственной службы. В эти годы было образовано Главное управление по подготовке кадров, приняты ряд подзаконных актов, регулирующих прохождение государственной службы. В частности, был издан Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Однако, данный указ фактически не вступил в силу, т.к. определение понятия государственного служащего к этому моменту в законодательстве отсутствовало. В конце 1992 г. началась разработка проекта федерального закона об основах государственной службы в РФ. Однако, в связи с событиями 3-4 октября 1993 г., данная работа была свернута [7].

Второй этап формирования понятия «государственная гражданская служба», на наш взгляд, четко детерминируется временем с 1995 по 2003 годы, когда понятие «государственная служба» официально закрепляется в законодательстве как «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» [8, ст. 2990]. Как видно из данного определения, помещенного во второй статье федерального закона, государственная служба стала трактоваться еще уже, чем, например, в советский период. В законодательстве было отмечено, что государственная служба включает в себя федеральную государственную службу и службу субъектов РФ. Однако необходимо подчеркнуть, что в этом документе был сделан существенный прорыв в правовом регулировании данного вида службы. Был принят специализированный законодательный акт, который закрепил правовой статус государственных служащих. Что касается научной литературы, то в данный период трактовка государственной службы была, в основном, синхронизирована в соответствие с вышеупомянутым законом [9, с. 110].

Очередной, третий этап эволюции понятия «государственная гражданская служба» начинается, по нашему мнению, с 2004 года и продолжается по настоящее время. Например, значительный эволюционный шаг в сфере государственной службы был сделан в связи с принятием федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с этим законом государственной службой признавалась профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации. Кроме этого, сама государственная служба была разделена на три самостоятельных вида: военную, правоохранительную и гражданскую, а два первых ее вида объявлены федеральной государственной службой [10, с. 4522].

В следующем важнейшем документе – специальном федеральном законе, определяющем смысл понятия «государственная гражданская служба», она подразделяется на федеральный и региональный уровень и трактуется с этого момента как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [11, с. 6597].

Принимая во внимание вышеперечисленные попытки периодизации процесса постсоветской эволюции государственной службы, в том числе - авторскую, и, основываясь на понимании того, что проблема деловой репутации государственных служащих является одним из аспектов развития всей системы государственного аппарата в целом, мы считаем, что в развитии подходов к определению понятия «деловая репутация государственных служащих», как в научных публикациях, так и в нормативно-правовых документах, наиболее детерминировано выделяются следующие этапы.

Первый этап, на наш взгляд, охватывает с 1992 по 1995 г.г. Начало данного этапа ознаменовано появлением первого президентского указа, посвященного характеристике федеральной государственной службы как таковой, а завершается он принятием в июле 1995 г. Закона «Об основах государственной службы РФ», где впервые довольно подробно прописываются такие показатели деловой репутации государственного служащего, как: «успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих обязанностей, продолжительная и безупречная служба, неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, конкурс на замещение вакантных должностей, анализ уровня профессиональной подготовки». Некоторые элементы понимания термина «деловая репутация» государственного служащего были заложены и в Указе Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г.

Второй этап охватывает период с 1996 г. по 2008 г. На этом этапе происходит: во-первых, формулирование системных недостатков и мероприятий по совершенствованию профессионализма работников государственной службы (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ весной 1998 г.); во-вторых, утверждение Концепции реформирования государственной службы РФ (август 2001 г.); в-третьих, утверждение Указа Президента РФ «Об общих принципах служебного поведения государственных служащих» (от 12.08.2002 г.); в-четвертых, принятие основного Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (от 27.07.2004 г.), а также Федерального закона «О системе государственной службы РФ» (от 27.05.2003 г.). Во многих статьях вышеперечисленных нормативно-правовых документов, не смотря на то, что специально и особо о деловой репутации госслужащих не говорится, довольно подробно расписаны многие индикаторы данного явления, в том числе – с точки зрения квалификационных характеристик чиновников. На их более конкретном описании мы остановимся ниже.

Третий, современный этап формирования и нормативного закрепления понятия «деловая репутация работника госаппарата» начинается, по нашему мнению, в нашей стране с 2008 г. и продолжается по сегодняшний день. Именно начиная с этого времени, руководство страны начало обращать особое внимание на деловую репутацию государственного служащего, с точки зрения имиджа чиновника, его репутации среди широких слоев населения. Пристальное внимание обращалось также на подбор и подготовку высококвалифицированных кадров государственных служащих. Например, было объявлено о необходимости формирования кадрового резерва, подготовлен и опубликован список так называемой «первой сотни» [12]. Уточнены были также некоторые другие требования к государственным служащим, например, «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» (в ред. Указа Президента РФ от 16.07.2009 г.), где показатели деловой репутации прописаны подробно и довольно четко.

В то же время, понятие «деловая репутация работников государственного аппарата», в т.ч. «деловая репутация государственного служащего», пока еще довольно редко употребляется в научной литературе и практически не закреплено в нормативном смысле.

Если рассматривать правовую институционализацию данного понятия, то необходимо начать с Конституции РФ - самого главного законодательного акта в существующей системе источников правового регулирования понятия деловой репутации госслужащего. В соответствии с ней субъект управления обязан соблюдать правовые нормы, закрепленные в ней и в других законах; каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени и т.п. Специальное общее правило о защите чести, достоинства и деловой репутации закреплено в Гражданском кодексе РФ. Так, ст. 152 части 1 ГК РФ гласит: «Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности» [13]. Отдельные нормы о защите чести и достоинства содержатся в Законе РФ «О средствах массовой информации». Например, «гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации» [14]. Далее в приведенной системе следует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором установлены квалификационные требования при замещении должности данного вида государственной службы. В частности, в ст. 12 в число квалификационных требований к должностям входят требования к уровню профессионального образования, стажу госслужбы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей [11]. Также в данной статье установление квалификационных требований градуировано по уровням нормативных актов: такой квалификационный показатель, как высшее или среднее профессиональное образование, устанавливается вышеупомянутым федеральным законом; стаж службы или работы устанавливаются указами Президента РФ и законами субъектов РФ; а вот требования к знаниям и навыкам служащих устанавливаются каждым конкретным государственным органом самостоятельно [11, п. 3-6, ст. 12].

К подзаконным актам федерального уровня, затрагивающим проблему деловой репутации государственного служащего, следует отнести Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Так, в данном указе в перечне утвержденных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ можно выделить такой критерий как «удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных)», который способен помочь выявить уровень деловой репутации должностных лиц.

В самое последнее время, в связи с необходимостью реализации инициативы Президента РФ и всего руководства страны о борьбе с коррупцией на современном этапе, происходила разработка и внедрение соответствующих нормативно-правовых документов федерального, регионального и ведомственного уровней. Этот комплект основывается, прежде всего, на предложенном федеральным руководством «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих». Последний представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от занимаемой должности. Одним из основных вышеупомянутых принципов и правил является воздержание госслужащих от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении служащим должностных обязанностей, избегание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации [15].

На основе данного федерального типового документа разрабатывались и принимались их аналоги на уровне регионов. Например, в Республике Башкортостан, Пермском крае, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Краснодарском крае и в других регионах в течение 2011 г. введены в действие кодексы этики и служебного поведения государственных служащих, в которых также присутствуют положения, аналогичным образом касающиеся их деловой репутации [16]. Интересно отметить, что в содержании федерального и некоторых региональных вышерассмотренных кодексов имеются определенные различия в интерпретации значения деловой репутации госслужащих. Например, В типовом кодексе, разработанном на федеральном уровне, довольно категорично определяется, что госслужащий вообще не имеет права принимать какие-либо подарки и денежное вознаграждение, а в соответствующем кодексе Республики Башкортостан (п. 2.9) определяется, что в соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ государственный служащий вправе принимать подарки в размере не более трех тысяч рублей [16].

На основе типового федерального проекта данного кодекса была организована работа и по разработке ведомственных правил этики и служебного поведения. Например, в Республике Мордовия, Республике Башкортостан и т.д. разработаны и введены в действие приказами соответствующих министерств и ведомств аналогичные кодексы локального уровня [17].

На региональном уровне в субъектах РФ также сформировалась определенная группа нормативно-правовых актов, в той или иной мере затрагивающих сферу деловой репутации работников государственного аппарата. В Республике Башкортостан, например, это: Конституция РБ, законы Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», «О муниципальной службе в Республике Башкортостан». Кроме того, в Кодексе РБ о выборах установлены меры по защите деловой репутации кандидатов в депутаты. Например, ст. 68 Кодекса РБ о выборах устанавливает, что «организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата … обязаны предоставить соответствующему кандидату … возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Непредоставление кандидату … возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций … и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [18].

На локальном уровне также имеются подобного рода подзаконные акты. Например, Распоряжением по Министерству внешнеэкономических связей Московской области утвержден Моральный Кодекс этического поведения госслужащих министерства. Кодекс определяет основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать госслужащие, независимо от замещаемой должности; этические ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности, а также их поведение при осуществлении профессиональной деятельности. Кодекс состоит из 22 глав (разделов), среди которых нам бы хотелось отметить наиболее интересные: основные морально-этические принципы поведения; принцип служения государству, общественным интересам, уважения личности; соблюдение общих нравственных принципов; злоупотребление служебным положением; этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций, с коллегами и подчиненными, с общественностью; этические конфликты и коррупционно опасное поведение. Примечательно и то, что в данном нормативном акте отмечена несовместимость с дальнейшей служебной деятельностью явное и систематическое нарушение норм кодекса.

Таким образом, если анализировать постепенное формирование и эволюцию понятия «деловая репутация работника государственного аппарата» в системе нормативно-правовых документов, то необходимо прийти к следующим выводам. К настоящему моменту в Российской Федерации уже сформировалась определенная, хотя и очень небольшая, нормативно-правовая база, регулирующая отношения, которые развиваются в системе деловой репутации государственного служащего. Эта база состоит из всего комплекса законодательных и нормативных актов страны и ее регионов, затрагивающих в той или иной степени различные аспекты профессиональной деятельности управленческого персонала.

Список литературы:

1. Путин В.В. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/news/19825. - 12.12.2013.

2. Мингазова З.Р. Деловая репутация государственных и муниципальных служащих в контексте модернизации государственной кадровой политики [Текст] / З.Р. Мингазова, Р.Р. Галлямов // Вестник ВЭГУ. – 2011. - № 5. – С. 10-16.

3. Мингазова З.Р. Деловая репутация государственного гражданского служащего: анализ основных концептуальных подходов [Текст] / З.Р. Мингазова // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. - № 4/2. – С. 263-265.

4. Слатинов В. Законодательное регулирование государственной службы [Текст] / В. Слатинов // Pro et Contra. Зима. - 2000. - Том 5. -№ 1. – С. 123-136.

5. Гимаев И.Р. Государственная служба как институт правового государства: проблемы теории и практики [Текст] / И.Р. Гимаев. – М., 2004. – 224 с.

6. Государственная служба в России: становление, реформирование и развитие [Электронный ресурс]: официальный сайт Федерального портала управленческих кадров. – URL: http://rezerv.gov.ru/GovService.aspx?id=387&t=34. - 02.02.2012.

7. Канищев,М.В. Первые попытки становления и развития института государственной службы Российской Федерации (1991-1994 г.г.) [Текст] / М.В. Канищев // Государство ми право. – 2010. - № 7. – С. 103-106.

8. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [Текст]: утратил силу // Собрание законодательства РФ, 31.07.1995, № 31, ст. 2990.

9. Большой юридический словарь [Текст] / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Кралова [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 790 с.

10. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

11. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

12. Список лиц, включенных в 2009 г. в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации, назначенных на новые должности [Электронный ресурс]. – URL: http://государство.президент.рф/главная/9002. - 02.02.2012.

13. Гражданский кодекс РФ. Часть I. [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 06.04.2011 г.) // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф.»

14. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф.»

15. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих [Электронный ресурс]: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

16. Указ Президента Республики Башкортостан от 8 августа 2011 г. № УП-428 «О Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Республика Башкортостан.

17. Приказ РМ от 05 марта 2011 г. № 21 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Мордовия в Министерстве финансов Республики Мордовия» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Республика Мордовия.

18. Кодекс Республики Башкортостан о выборах [Электронный ресурс]: от 06.12.2006 г. № 380-з : (ред. от 21.03.2011 г.) // СПС «Консультант Плюс». Респ. Башкортостан.

Сведения об авторе

Мингазова Зульфия Раисовна, кандидат политических наук, доцент ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, Республика Башкортостан. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. (347)252-55-69. E-mail: ZR1986@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается правовой аспект институционализации феномена деловой репутации работников государственного аппарата современной Российской Федерации. Автор на основе анализа развития постсоветской интерпретации государственной службы выделяет этапы эволюции деловой репутации работников госаппарата. Также в статье сделан вывод о том, что правовая институционализация исследуемого феномена имеет продолжительный и противоречивый характер. Понятие «деловая репутация работников государственного аппарата», в т.ч. «деловая репутация государственного служащего», пока еще довольно редко употребляется в научной литературе и практически не закреплено в нормативном смысле.

© Мингазова З.Р.

UDC 352/354:34 (470+571)

Z.R. Mingazova

INSTITUTIONALIZATION OF BUSINESS REPUTATION OF WORKERS OF THE STATE MACHINERY OF THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECT

Keywords: business reputation; legal institutionalization; employee of government.

References:

1. Putin V. V. The annual Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly of 12.12.2013 [An electronic resource]. – URL: http://www.kremlin.ru/news/19825. - 12.12.2013.

2. Mingazova Z.R. Business reputation of the civil and municipal servants in a context of modernization of the state personnel policy of [Text] / Z.R. Mingazova, R. R. Gallyamov//VEGU Bulletin. – 2011 . - No. 5. – pp. 10-16.

3. Mingazova Z.R. Business reputation of the civil civil servant: analysis of the main conceptual approaches of [Text] / Z.R. Mingazova//News of the Altai state university. – 2011 . - No. 4/2. – pp. 263-265.

4. Slatinov V. Legislative regulation of public service of [Text] / Century Slatinov//Pro et Contra. Winter. - 2000 . - Volume 5. - № 1. – pp. 123-136.

5. Gimayev I.R. Public service as institute of the constitutional state: problems of the theory and practice of [Text] / I.R. Gimayev. – M., 2004. – 224 p.

6. Public service in Russia: formation, reforming and development [Electronic resource]: official site of the Federal portal of administrative shots. – URL: http://rezerv.gov.ru/GovService.aspx? id=387&t=34. - 02.02.2012.

7. Kanishchev, M. V. first attempts of formation and development of institute of public service of the Russian Federation (1991-1994) [Text] / m V. Kanishchev//State ми right. – 2010 . - No. 7. – pp. 103-106.

8. The federal law of 31.07.1995 No. 119-FZ "About bases of public service of the Russian Federation" [Text]: I became invalid//Collection of the legislation of the Russian Federation, 31.07.1995. - No. 31. - Art. 2990.

9. Big legal dictionary of [Text] / Century N. Dodonov, V.D. Ermakov, M. A. Kralova [etc.]. – M.: INFRA-M, 2001. – 790 p.

10. The federal law of 27.05.2003 No. 58-FZ "About system of public service of the Russian Federation" [Text]//Collection of the legislation of the Russian Federation. - 02.06.2003. - No. 22. - Art. 2063.

11. The federal law of 27.07.2004 No. 79-FZ "About the public civil service of the Russian Federation" [Text]//Collection of the legislation of the Russian Federation. - 02.08.2004. - No. 31. - Art. 3215.

12. The list of the faces included in 2009 in "the first hundred" reserve of the administrative shots which are under patronage of the President of the Russian Federation, appointed to new positions [An electronic resource]. – URL: http://gosudarstvo.prezident.rf/glavnaya/9002. - 02.02.2012.

13. Civil code of the Russian Federation. Part I. [Electronic resource]: of 30.11.1994 No. 51-FZ: (an edition of 06.04.2011)//Union of Right Forces "the Consultant Plus. Version of the Prof."

14. The act of the Russian Federation of 27.12.1991 No. 2124-1 "About mass media" [An electronic resource]//Union of Right Forces "the Consultant Plus. Version of the Prof."

15. Standard code of ethics and office behavior of civil servants of the Russian Federation and municipal employees [An electronic resource]: the Union of Right Forces "Consultant Plus" is approved by the decision of presidium of Russian President's Council for Countering Corruption from December 23, 2010 (protocol No. 21)//. Version of the Prof.

16. The decree of the President of the Republic of Bashkortostan of August 8, 2011 No. UP-428 "About the Code of ethics and office behavior of the civil civil servants of the Republic of Bashkortostan" [An electronic resource]//Union of Right Forces "Consultant Plus". Republic of Bashkortostan.

17. The order RM of March 05, 2011 No. 21 "About the adoption of the Code of ethics and office behavior of the civil civil servants of the Republic of Mordovia in the Ministry of Finance of the Republic of Mordovia" [An electronic resource]//Union of Right Forces "Consultant Plus". Republic of Mordovia.

18. The code of the Republic of Bashkortostan about elections [An electronic resource]: of 06.12.2006 No. 380-z: (an edition of 21.03.2011)//Union of Right Forces "Consultant Plus". Republic of Bashkortostan.

Data on the author

Mingazova Zulfia Raisovna, candidate of political sciences, associate professor FGBOU VPO Bashkirsky state agrarian university. 450001, Republic of Bashkortostan. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34. Ph. (347)252-55-69. E-mail: ZR1986@yandex.ru

Summary

In article the legal aspect of an institutionalization of a phenomenon of business reputation of employees of government of the modern Russian Federation is considered. The author on the basis of the analysis of development of Post-Soviet interpretation of public service allocates stages of evolution of business reputation of workers of a state machinery. Also in article the conclusion that the legal institutionalization of a studied phenomenon has long and inconsistent character is drawn. The concept "business reputation of employees of government", including "business reputation of the civil servant", is seldom used in scientific literature still enough and practically isn't fixed in standard sense.

© Mingazova Z.


Возврат к списку