Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
28.12.2013

З.М., Хасанов, Г.З. Хасанова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРЕМИЗМА

УДК 343.326

З.М., Хасанов, Г.З. Хасанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРЕМИЗМА

Ключевые слова: экстремизм; терроризм; молодежь; толерантность; экстремистские проявления в обществе; экстремистская деятельность.

В современном государстве с развитием гражданского общества появились проблемы, которых раньше не было совсем или они не были столь ощутимыми. Одной из главных таких проблем является экстремизм. Данное негативное явление, по мнению экспертов, является основной питательной средой для терроризма.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2] экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч.1 ст. 63 УК РФ [1];

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Международно-правовые стандарты в области прав человека, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, вместе с тем предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию; всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование; всякая дискриминация на основе религии или убеждений должны быть запрещены законом.

Терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом [4].

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, в качестве средства и цели обеспечения госбезопасности предусмотрено создание развитой системы выявления противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму. Это и является приоритетным направлением в организации борьбы с экстремизмом [3].

Из истории государств отчетливо видно, что от экстремизма не застрахованы ни высокоразвитые, ни отстающие в экономико-социальном развитии страны. Экстремизм не имеет ни родины, ни языка, ни пола, ни национальности, ни религии, представляет реальную угрозу национальной безопасности государства. Исторический опыт России и зарубежных государств дает основания полагать, что экстремистские проявления в обществе, как правило, наступают именно в периоды обострения социально-политических и социально-экономических противоречий.

Представляет также научный интерес появление термина экстремизм. Как показал анализ литературных источников, данный термин начинает употребляться сначала в высказываниях о теории государства. С середины XIX в. стали использоваться термины «extremism» и «extremist» сначала в Англии, где они широко употреблялись в политической прессе. В США эти понятия возникли во время Гражданской войны (1861 - 1865 гг.), когда бескомпромиссных представителей обеих враждующих сторон Юга и Севера называли «экстремистами обеих частей страны» («extremists of both parts of the country»). Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.), т.е. после противостояния друг другу на протяжении нескольких десятилетий крайних левых и крайних правых политических сил [8].

В начале XX в. французский юрист М. Лерой считал экстремистами сторонников политических течений, требовавших «от своих приверженцев абсолютной веры в исповедоваемые политические идеалы» [6], т.е. безоговорочно, до фанатизма верящих в свои политические идеи. Из действовавших тогда на политической арене экстремистских политических сил М. Лерой назвал «красным экстремизмом» большевиков и «белым экстремизмом» - монархистов. Таким образом, экстремизм в то время связывали, прежде всего, с политической деятельностью.

Содержание экстремизма во всем мире выражается в устрашении насилием, разжиганием национальной и религиозной розни, организацией мятежа, насильственного захвата власти. В этом содержание экстремизма в какой-то степени сродни с терроризмом. Усиление экстремизма, острота используемых его субъектами форм и методов, интенсивность и повсеместное его распространение сегодня создают реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

По мнению видных ученых, экстремизм проник во все области общественной жизни. Вторжение в религию политического фактора повлекло появление новых видов общественно опасного деяния, например, политико-религиозного экстремизма, что требует адекватного правового регулирования и борьбы с ним. Религия - это вечная ценность человечества, прежде всего уважение к верующему человеку и она должна быть лишена любого посягательства. Вмешивать политику в дела религии или наоборот представляется недопустимым. Неслучайно одной из наиболее опасных и распространенных форм политической преступности признается политический терроризм.

Транснациональный характер угроз терроризма и экстремизма побуждает многие государства выработать единые подходы к решению ряда принципиальных задач. Юристы многих стран пытались дать единое определение экстремизму и сформулировать его основные признаки, рассматривая их в различных аспектах. Понятие «экстремизм» в уголовно-правовом аспекте не тождественен его криминологическому пониманию [7]. С точки зрения уголовного права экстремизм охватывает весьма широкий спектр перечней составов преступлений, а криминологическое несет в себе общую характеристику и раскрывает социально-правовую суть данного явления и, следовательно, является более емким понятием. Широкое же значение экстремизма охватывает терроризм, национальный экстремизм и религиозный экстремизм.

Национальный экстремизм является результатом крайнего разбухания своекорыстия и нетерпимости к другим нациям. Можно выделить следующие типы экстремизма: экспансивный и консервативный. Первый приводит к империализму, фашизму и гегемонизму, а второй - к ксенофобии и сепаратизму.

Религиозный экстремизм использует однобокие взгляды безграничного преувеличения и абсолютизации для толкования системы вероисповедания некой религии, раздувает религиозный фанатизм и занимается террористической деятельностью. Это продукт перерождения религий от некоторых религиозных доктрин по мере развития социальных отношений. Религиозный экстремизм может проявляться в применении силы для захвата власти, узурпации власти, изменения конституционной структуры государства, посягательствах на общественную безопасность посредством насилия, а также в пропаганде идей религиозного экстремизма.

Анализ приведенных дефиниций позволяет сделать вывод о том, что национальный экстремизм и религиозный экстремизм оказывают друг на друга влияние, взаимопроникая, являясь причиной или следствием порождения одного другим.

Помимо несбалансированной государственно-конфессиональной политики и проблем в межнациональных и межконфессиональных отношениях, являющихся во многом политическим наследием бывшего СССР, важной причиной роста радикализма и ксенофобии в российском обществе является использование религиозного фактора транснациональными организованными преступными сообществами в качестве идеологической основы для объединения своих членов.

Как раз под прикрытием религиозной риторики их организаторы, преследуя политические, экономические, религиозные и другие цели, все чаще пытаются спровоцировать активное противоборство между последователями различных религиозных учений, внедряют в массовое сознание лозунги, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России, верховенство одной нации над другими.

Реальным подтверждением указанных угроз выступают целенаправленные политические устремления зарубежных религиозных центров экстремистского толка на субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Опираясь, прежде всего, на социально-экономические трудности населения юга России, они стремятся придать сознанию и поведению населения северокавказского региона устойчивую антиправославную, а в конечном итоге – антирусскую и антироссийскую направленность.

В последнее время в Приволжском федеральном округе, преимущественно в мусульманских республиках увеличивается количество уголовных дел о преступлениях экстремисткой направленности. Во всех регионах России, характеризующихся значительным представительством мусульманского населения, продолжается популяризация взглядов, а также распространение литературы, отражающей идеологические, политические, военные, специальные и информационно-пропагандистские аспекты теоретических разработок известных исламистов, которые являются основой для подготовки исламских боевиков по всему миру.

Необходимо отметить, что кроме активности религиозных организаций, в Российской Федерации существует деятельность сектантских течений иностранного происхождения, лидеры которых пользуются методами психологического давления и запугивания, отрицают общечеловеческие ценности, ограничивают своих последователей в гражданских и личных правах. Многие из них обнаружили свою причастность к разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, совершению акций, подрывающих основы гражданского сознания и толерантности.

Причины межконфессиональной агрессии, рост проявлений экстремизма связаны не только с внешними воздействиями, но и с проблемами внутри страны. Несовершенство действующих правовых основ и практики администрирования отношений между органами государственной власти и религиозными организациями, недостатки в работе правоохранительных органов, отсутствие комплексного системного подхода к решению проблем противодействия экстремизму приводит к неуклонно растущему количеству совершенных преступлений экстремистской направленности.

К сожалению, реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм и религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Поэтому важно сотрудничество государства с религиозными организациями, выстраивание продуктивного диалога.

На территории Башкортостана проживает более 4 миллионов человек, порядка 130 национальностей. Ведущими религиями у нас являются ислам (67%) и православие (22%). В республике действуют 9 религиозных духовных центров, 1501 объединение различных конфессий – всего более 22 направлений. На территории республики расположено более 900 мечетей, свыше 270 православных храмов и более 40 культовых зданий иных конфессий [9]. Башкортостан – уникальный субъект Российской Федерации с насыщенным конфессиональным и национальным колоритом. Несмотря на это, все чаще в газетах, новостях встречается информация об экстремистских ячейках, обнаруженных в городах и деревнях республики. Печально, что субъектом преступлений экстремистского характера выступает молодежь.

Психологическая сила воздействия экстремистских идей на молодых людей велика, потому что у них практически нет никакого мировоззренческого противовеса, поскольку в нашем меняющемся обществе переоценка ценностей среди значительной части населения еще не завершена. Возможно молодые люди не находят в духовных управлениях того, что отвечало бы их чаяниям. И поэтому молодежь создает что-то новое, которое будет отрицать старое. Такова диалектика развития многих общественных процессов. Сегодняшняя неуверенность молодежи, ненужность, слабые социальные лифты также являются причиной её радикализации. В общественном сознании сложилась явная диспропорция: красивая жизнь, которую показывают СМИ, и реальная жизнь, которую видит молодежь. Бандитизм сегодня не популярен, но только среди «братьев», в рядах малой социальной группы, авторитет и самооценка молодого человека поднимается, он чувствует себя защищеннее, увереннее. Это уход от действительности, непризнание «несправедливой» реальности.

Вся работа по противодействию экстремизму должна быть основана на законности, гласности и неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность. Несмотря на то, что преступления, сопряженные с проявлением экстремизма, составляют незначительную долю среди всех регистрируемых преступлений, их высокая степень общественной опасности обусловливается прежде всего качественными свойствами. Кроме этого, следует отметить и высокую степень латентности указанных деяний.

Задача противодействия экстремизму в условиях развития технологий обработки и передачи информации приобретает особое значение. Большинство нормативных актов, регулирующих вопросы противодействия экстремизму, не учитывают специфику распространения материалов экстремистского характера в сети Интернет. Отсутствие адекватной реакции на размещение таких материалов культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния.

С юридической точки зрения природу экстремизма для его правовой квалификации и определения средств противодействия надо искать с учетом отраслевого подхода, т.е. сущность экстремизма может проявляться в каждом случае по-разному и для эффективного противодействия ему необходим разнообразный юридический инструментарий [10].

Успешное противодействие экстремистской деятельности со стороны установленных законом субъектов и всего общества возможно только при наличии достаточной законодательной регламентации процесса борьбы с экстремизмом, правовых гарантий практической реализации нормативных правовых актов, направленных против экстремистских проявлений во всех без исключения сферах общественной жизни; при значительных усилиях всего общества и соответствующей государственной воле.

За последние годы проделана значительная работа по совершенствованию правовых основ противодействия экстремистской деятельности в России. Так, с 6 января 2013 года внесены поправки в ст. 20.3 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность не только за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики, но и за пропаганду и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (официально зарегистрированная символика организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности).

Учитывая высокую степень общественной опасности экстремизма, в июне 2013 года в Госдуму РФ поступил правительственный законопроект, ужесточающий наказание по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

- ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» предлагается увеличить размер штрафа от 100 до 300 тыс. руб., срок лишения свободы - с 3 до 4 лет;

- ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» вместо существующего штрафа 100-500 тыс. руб. ввести 300-500 тыс. руб., а срок лишения свободы увеличить вдвое - до 4 лет;

- ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества» предлагается штраф 200-500 тыс. руб. (вместо 200 тыс.), лишение свободы на 6 лет (вместо 4 лет), принудительные работы сроком на 5 лет (вместо 4 лет). Участникам сообщества грозит штраф в 100 тыс. руб., срок лишения свободы увеличен до 4 лет, а принудительные работы - до 3 лет;

- ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации» штраф увеличивается в 5 раз (до 500 тыс. руб.), срок принудительных работ - с 3 до 5 лет, а лишения свободы - в 2 раза (до 6 лет). Участников организации ожидает штраф до 300 тыс. руб., принудительные работы сроком на 3 года или лишение свободы на 4 года.

В июле Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, внесенный еще в 2011 году. Согласно ему УК РФ в скором времени дополнится ст. 282.3 «Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации», предусматривающей штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб., лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет, обязательные работы до 200 часов, исправительные работы от 1 года до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет. Если эти же действия были совершены должностным лицом, то размер штрафа составит от 300 тыс. до 700 тыс. руб., срок лишения права занимать определенные должности - 5 лет, обязательных работ - от 120 до 240 часов, исправительных работ - от 1 года до 2 лет, а лишения свободы - до 6 лет. Впрочем, от наказания будут освобождаться лица, своевременно сообщившие о готовящемся преступлении или способствовавшие его пресечению.

В ст. 280 и 282 УК РФ вносится формулировка «распространение информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет», который будет приравниваться к СМИ. Наряду с этим вводится конфискация имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности.

Законопроектом уточняются полномочия Президента, Правительства, органов государственной власти субъектов России и местного самоуправления в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также предусматривается возможность создания координационного органа.

Недавно Правительство РФ утвердило План мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Документ был разработан Минрегионразвития во исполнение вышеназванного Указа Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Целью его принятия является координация действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики РФ.

План состоит из 12 разделов и 82 пунктов, предусматривающих мероприятия, соответствующие приоритетным направлениям государственной национальной политики: обеспечение равноправия граждан, укрепление единства и духовной общности российской нации, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики [5].

Главная причина экстремизма – недостаточный уровень толерантности, то есть терпимости во взаимоотношениях между людьми, различными национальными, религиозными и иными группами. При этом, к сожалению, уровень толерантности может быть низким вне зависимости от социального положения человека. Проявление терпимости не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Напротив, терпимость означает, во-первых, признание права каждого человека свободно придерживаться своих убеждений, и, во-вторых, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

В большей степени отсутствие терпимости обусловлено культурными факторами, в связи с чем в профилактике экстремизма должны принимать активное участие семья, в частности, и общество в целом. Ведущая роль здесь должна принадлежать государственным и муниципальным органам власти, целенаправленная работа которых возможна только при наличии соответствующего правового обеспечения [11]. В школах и университетах, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у каждого члена общества, и прежде всего у молодежи, навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на общечеловеческих моральных ценностях.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954.

2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. - № 138-139. - 30.07.2002.

3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. - N 88. - 19.05.2009.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 8. – август. - 2011.

5. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013 N 1226-р. // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2013. - N 30 (часть II). - ст. 4141.

6. Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002. - С. 47-48.

7. Дорошков В.В. Международно-правовые проблемы борьбы с экстремизмом // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2008. - N 3. - С. 51-60.

8. Залужный А.Г., Беляева Т.Н. Экстремизм: современные представления об общественной опасности // Современное право. - 2012. - № 6. - С. 7-10.

9. Интервью председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан В.П. Пяткова для канала «БСТ» от 19 апреля 2011 года.

10. Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. - 2011. - N 17. - С. 23-25.

11. Сухаренко А. Экстремизм не пройдет! // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 30. - С. 14.

Сведения об авторах

Хасанов Загир Мубаракович, кандидат политических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. Тел. (347) 228-91-77. Электронная почта: zagirhasanov@mail.ru.

Хасанова Гульчачак Загировна, студентка, Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники. 450017, г. Уфа, ул. Кирова, 65. Электронная почта: gulchi_bee@mail.ru.

Аннотация

Статья посвящена исследованию актуальных для современного общества вопросов, связанных с проявлениями экстремизма и нетерпимостью. Рассматриваются современные правовые подходы к пониманию сущности экстремизма, появление термина «экстремизм». В школах и университетах, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у каждого члена общества, и прежде всего у молодежи, навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на общечеловеческих моральных ценностях.

© Хасанов З.М., Хасанова Г.З.

UDC 343.326

Z.M. Khasanov, G.Z. Khasanova

GENERAL CHARACTERISTIC OF EXTREMISM

Key words: extremism; terrorism; youth; tolerance; extremist manifestations in society; extremist activity.

References:

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 25.11.2013) // Collected Legislation of the Russian Federation - 17.06.1996. - N 25. - art. 2954.

2. Federal Law of 25.07.2002 N 114 -FZ (as amended on 02.07.2013 ) «On Countering Extremist Activities» // Rossiyskaya Gazeta. - N 138-139. - 30.07.2002.

3 . Presidential Decree of 12.05.2009 N 537 «On National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020» // Rossiyskaya Gazeta. - N 88. - 19.05.2009.

4 . Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 28.06.2011 N 11 «On judicial practice in criminal cases involving crimes of an extremist nature» // Bulletin of the Supreme Court. - N 8. - August, 2011.

5. RF Government Decree of 15.07.2013 N 1226-p. // Collected Legislation of the Russian Federation. - 29.07.2013. - N 30 (Part II). - Art. 4141.

6. Dvoryanov V.A. Political extremism in Central Europe // Terrorism and Political Extremism: Challenges and finding adequate responses. - Moscow: Institute of Political and Military Analysis, 2002. - pp. 47-48.

7. Doroshkov V.V. International legal problems of combating extremism // International criminal law and international justice. - 2008. - N 3. - pp. 51-60 .

8. Zaluzhny A.G., Belyaeva TN Extremism: Current views on public danger // Modern law. - 2012. - N 6. - pp. 7-10.

9. Interview with the Chairman of the Council of State and interfaith relations under President RB V.P. Pyatkova channel , «BSТ» from April 19, 2011.

10. Kornilov T.A. Origin, development and definition of extremism // Russian investigator. - 2011. - N 17. - pp. 23-25 ​.

11 . Sukharenko A. extremism will not work // PE-Lawyer. - 2013. - N 30. - C. 14.

Author’s personals details

Khasanov Zagir Mubarakovich, Candidate of Political Science, Assistant Professor of the Chair of Philosophy, Sociology and Pedagogics, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education «Bashkir State Agrarian University». 34, 50-letiya Octyabrya Str., Ufa, 450001. Phone: (347) 228-91-77. E-mail: zagirhasanov@mail.ru.

Khasanova Gulchachak Zagirovna, student, Ufa College of Statistics, Computer Science and Engineering. 65, Str. Kirov, Ufa, 450017. E-mail: gulchi_bee@mail.ru.

Summary

This article covers the actual questions of extremism and intolerance. The modern legal approaches to understanding the nature of extremism, arising of the term of «extremism». At schools and universities, houses and at work it is necessary to strengthen spirit of tolerance and to form the relations of openness, attention to each other and solidarity. Education in the spirit of tolerance has to promote formation at each member of society, and first of all at youth, skills of independent thinking, critical judgment and development of the judgments based on universal moral values.

© Khasanov Z., Khasanova G.


Возврат к списку