Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
А.М. Багаутдинов  СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 28.04.2014

А.М. Багаутдинов СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

УДК 347-053

А.М. Багаутдинов

Становление гражданской и правовой культуры молодежи

Ключевые слова: культура; панполитизм; интеграции; законодательства; эксперты; трудовое право.

Для современного российского общества демократия и гражданское общество – направление перспективного развития. Поэтому важным представляется необходимость определения политической культуры демократического общества, выявления специфики феномена советской политической культуры. Политическая культура становится объектом научного исследования с конца 1970-х годов, когда появляется большое число публикаций, отражающих различные аспекты рассматриваемой проблемы [1]. Особенно часто в качестве объекта научных исследований выступала политическая культура молодежи [2].

В большинстве работ исследователи подходили изучению проблем политической культуры с позиций инструментального подхода, рассматривая политическую культуру­ как средство построения и развития социализма. В этом смысле понятие «культура» определялось как совокупность позитивных ценностей. Необходимо отметить, что определения политической культуры, имеющие место в настоящее время, в больше степени совпадают с приведенным.

В настоящее время выполнение общественных функций (общественная работа, выполнение общественных поручений, членство в политических организациях) перестало быть показателем социальной активности и приобрело добровольный характер и были сведены к минимуму. Однако оставалась надежда, что участие граждан – представителей молодежи в политической деятельности станет менее массовым, но несмотря на это будет носить осознанный и добровольный характер, и она не оправдалась, поскольку в основном в настоящее время молодежь проявляет интерес к сфере политики в силу ее информационного характера.

В настоящее время выясняется несостоятельность стереотипа, который был широко распространен в последние годы, в соответствии с которым признавалось, что аполитичность молодежи переносилась и на отношение молодых людей к информации о событиях­ и явлениях политической сферы.
Аполитичность и безразличие к политике представляет собой многоплановое социально-психологическое явление. Данный факт подтверждают результаты исследования мнение молодых людей Башкортостана в отношении политической сферы и ее культуры (2012 г.). Так, лишь 3 % респондентов отметили, что политическая и правовая культура является наиболее важной сферой жизни, 6 % опрошенных указали, что хотели бы заниматься общественной работой, 2 % утверждают, что поведение и поступки их сверстников определяет идейные взгляды.

В настоящее время следует по-новому оценивать идеи западных политологов прошлых лет, связанных с «пределами демократии» и «умеренной демократией». В данных исследованиях сочеталось трезвое понимание и прагматический подход: толкование политики для политических деятелей и для рядовых граждан различно.

Аполитичность некоторых молодых людей обусловлена наличием иллюзий о демократии и о быстрых и позитивных изменениях в сфере политики. Но в процессе демократизации российского общества необходимо учитывать тот факт, что демократия не является совершенной системой, а представляет собой постепенный процесс, что преодоление такой системы, как тоталитаризм, предполагает это отказ от произвольных­ и всесильных действий власти, а также от стереотипа, в соответствии с которым политика является делом каждого.

Социологические опросы представителей молодежи свидетельствуют о том, что многие молодые люди уже преодолели данный стереотип.
Кроме того, аполитичность может рассматриваться и как признак формирования гражданского общества. Поскольку гражданин такого общества самостоятельно принимает решение об участии или неучастии в политическом процессе, а не следует внешним требованиям. Гражданское же общество характеризуется ограниченным уровнем вмешательства политической сферы в жизнь человека. Таким образом, тоталитаризм, характеризующийся строгим контролем за политическими взглядами человека, сменяется свободой личности в сфере политического самоопределения.

При исследовании политической культуры необходимо отметить, что в рамках гражданского общества ее следует рассматривать в контексте более широкого явления – гражданской культуры. Так, политическая культура представляет собой составную часть, компонент гражданской культуры. Целесообразность данного замечания обусловлена тем, что российское общество пропитано духом панполитизма, в соответствии с которым гражданский­ статус человека связан с его интеграцией в ту или иную политическую структуру, а вся совокупность направлений гражданского поведения сведена к политическим явлениям. Таким образом, политическая культура является культурным критерием всех социально значимых моделей поведения и мышления граждан.

Опыт становления демократии свидетельствует о том, что политика является необязательной формой для выражения и отстаивания своих гражданских позиций и обязанностей. Политические ценности и ориентации отражают лишь некоторые социокультурные установки, а степень политического участия граждан в жизни общества характеризуют ограниченное число функций, выполняемых гражданами.

Устойчивость панполитизма связана с исторической деятельностью органов власти в российском обществе на протяжении всей истории России. В настоящее время политическая целесообразность нередко обладает большей приоритетностью в отношении законов, экономической эффективности, моральных критериев, а ­ активная поддержка партии выступает как высшая гражданская добродетель как социальных групп в целом, так и отдельного индивида.

Ориентация граждан преимущественно на политические формы реализации ими гражданских прав и свобод небезопасно для нашего социума. Сведение гражданской культуры к явлениям политического порядка является прямым наследием тоталитарного прошлого. Зарубежные политологи считают, что в качестве важнейшего фактора, способствующего процессу демократизации общества, выступают не политические, а общекультурные чувства «межличностного доверия». Именно на базе наиболее значимых суждений о самоценности человеческого бытия, нравственного суверенитета личности и происходит утверждение идей гражданского долга.

Каждая составляющая гражданской культуры вносит в нее специфические ориентации и специфические черты отношения человека к другим субъектам общества и к органам власти. Так, например, нравственная сторона культуры власти привносит в гражданское сознание человека мотивацию его поступков в соответствии с такими ценностями, как добро, счастье, справедливость.

Политическое сознание молодых людей представляет собой явление, что позволяет говорить о возможности различных подходов к его исследованию [3]. Особую важность представляет собой ответ на вопрос, каково отношение молодых людей к базовым социально-политическим ценностям на современном этапе. Результаты опроса молодежи свидетельствуют о том, что в настоящее время наблюдается переориентация социально-политических ценностей молодежи. Наиболее распространенной в настоящее время является идея равных стартовых возможностей. Кроме того, утверждается значимость самостоятельности личной жизни. Однако, вместе с тем, в обществе имеет место стереотип возможности вмешательства в частную жизнь [4]. Проблема уважения закона сложно и противоречиво находит отражение в сознании молодых людей: так, двое из пяти опрошенных свободу отождествляют с неподчинением закону, а каждый пятый считает возможным в целях извлечения какой-либо выгоды, каждый второй из числа опрошенных основным критерием свободы выступает чувство совести, а не соблюдение закона. Таким образом, результаты социологического опроса представителей молодежи подтверждает сложность и противоречивость данного процесса.

Свобода, равенство, плюрализм являются наиболее общими­ социально-политическими ценностями. На следующем этапе анализа целесообразно исследование отношения молодых людей к конкретным идейно-политическим течениям. Становление многопартийной системы, политического плюрализма порождает возникновение большого числа этих течений и их качественную неустойчивость. В связи с этим целесообразно вести речь не об отношении молодых людей к тем или иным партиям, а к определенным более устойчивым типам политических течений. Согласно данным исследований, при выборе политических направлений наблюдается значительная дифференциация.
В ходе социологических опросов респондентам было предложено оценить их склонность к следованию определенным социально-политическим взглядам.

Ответы, данные респондентами, вызывают довольно противоречивые чувства: так, треть опрошенных ориентируются на демократические ценности, соответствующие реформы. Однако молодые люди могут изменить направление своих политических взглядов, что возможно в том случае, если их надежды не оправдаются. Положительным фактором является и то, что лишь немногие представители молодежи в современных условиях «с тоской вспоминают» «твердую руку» и порядок, которые имели место­ в нашей стране. Однако число таких граждан может увеличиться во много раз в том случае, если беспредел в правовой сфере будет усиливаться, а социально-экономический кризис станет углубляться. Почти 50 % опрошенных настораживает неопределенность политических позиций, неразвитость центристских установок.

Результаты проведенного исследования подтверждаются данными, полученными другими социологами. В сознании молодых людей ситуация в стране не предстает в обобщенном виде, а представляет­ собой совокупность конкретных политических событий, отдельных проблем в обществе, что формирует в его сознании соответствующие опасения.

На современном этапе правосознание молодых людей определяется следующими характерными чертами: распространение в среде молодежи правового нигилизма; усиление степени неуважения к соблюдению законодательных актов, правовых норм; смена типа социального контроля (системы запретов на систему самоконтроля) в среде молодежи скорее привела к переходу от неразумного исполнительства к неисполнительству; нарастание антиавторитарных настроений, которые зачастую у представителей молодежи приобретают форму отрицания любых запретов, ограничений, норм. Таким образом, правовое сознание молодых людей отличается своей крайней противоречивостью.

Противоречивые настроения, распространенные в среде молодежи, во многом обусловлены с правовой и политической обстановкой в стране. Такие факторы, как нестабильная законодательная система, появление большого числа новых законов, несогласованность законов различных уровней, одновременное сосуществование новых и устаревших правовых норм, обилие «белых пятен» в законодательной системе, не могут оказать положительного воздействия на правовое сознание молодых людей.

Согласно соцопросу, треть респондентов нарушение закона связывают с правовой безграмотностью. Повышение степени информированности молодых людей о новых законодательных актах, о содержании правовых механизмов является одной из необходимых мер профилактики правонарушений в среде подростков. В связи с этим особая роль должна отводиться образовательным учреждениям, которые как раз и должны выполнять такую социальную функцию, как информирование о содержании законодательных актов.

Представители общества обязаны обеспечивать молодых людей знанием о законодательных актах, которые действуют на территории нашей страны. Всестороннее изучение факторов, влияющих на криминогенную ситуацию в среде молодежи, предполагает детальное исследование специфики психологии поведения подростков, в том числе мотивы их противозаконных действий.
В связи с необходимостью изучения мотивов тех или иных действий человека следует привести результаты одного из проведенного нами соцопроса среди молодежи. Так, на вопрос «Если закон можно было нарушать, то для достижения каких Вы бы пошли на преступление?» были получены следующие ответы: 44 % согласились бы нарушить закон в целях борьбы с преступностью, 42 % – ради своих родных и близких, 17 % – ради материальной выгоды, богатства. Нельзя не отметить, что в настоящее время снизилось число тех, кто был бы готов нарушить закон ради общественной выгоды (11 %), во имя интересов коллектива (4 %), 3 % граждан пошли бы на преступление для достижения власти, 2 % – популярности. Однако лишь один из восьми человек отмечает, что нарушение закона нельзя оправдать ничем.

Таким образом, правовое сознание молодых людей характеризуется неоднородностью правовых интересов. В сферу интересов­ учащихся старших классов и студентов профтехучилищ входит уголовное право, молодых специалистов – трудовое право, представителей молодежи, имеющих семьи - жилищное и семейное право; так, у всех групп молодых людей наблюдается определенный «уголовный наклон», который реализуется в том числе в предпочтениях человека (так, молодые люди испытывают интерес к уголовной хронике, а также такому жанру в искусстве, как детектив). Это можно объяснить особенностями психологии молодых людей. Следует также отметить, что подобный уклон характерен и для правовой пропаганды среди молодежи. В данном имеются в виду скорее не столько нормы права, необходимость следования им, сколько о совершении преступления и наказании за это. Профилактическая работа в основном направлена на запугивание молодежи, а не на формирование их убеждений: многие подростки обладают недостаточными знаниями пределов правомерного поведения и нечетким пониманием его критериев, в связи с чем они легко могут переходить за границы дозволенного; усугубление ситуации связано с неправильной оценкой и склонностью к недооценке степени опасности противоправных действий многими подростками; увеличение ­ степени влияния криминальной среды и соответствующей деятельности сознание и поведение молодежи.

Увеличение числа преступников среди молодых людей связано с усилением максималистских ориентаций в сознании представителей молодежи [5]. Экстремистские тенденции носят ярко выраженный групповой характер. В пределах группы как социальной общности имеет место усиление степени внушаемости и потребности в принятии простых и радикальных решений, снижается критичность, зачастую наблюдается утрата индивидуальности. В группе людей, находящихся, как правило, во власти стихийных желаний человек подвергается уравниванию с остальными членами группы.

С середины 1980-х годов во многих странах наблюдается становление новых форм молодежного экстремизма. Так, эксперты отмечают, что в среде молодых людей наблюдается нарастание волны агрессивности и жестокости молодых людей, в поведении которых в последнее время преобладает вандализм, стремление к самоцельному и бессмысленному разрушению. Кроме того, в среде молодежи все большую популярность приобретает использование атрибутов устрашения, что наблюдается, например, в среде металлистов, панков. Помимо этого, все большее распространение получает мода на жестокость, утверждение культа силы. Так, в результате проведения­ социологического опроса подростков 14–18 лет были получены следующие результаты. При ответе на вопрос «Как вы относитесь к применению силы для решения проблем?» лишь 29 % респондентов ответили «отрицательно»; 15 % – «положительно» в любых ситуациях, 56 % опрошенных отметили, что «по обстоятельствам».

Однако наибольшее беспокойство вызывает даже не сама тенденция к доминированию агрессивных установок в среде подростков и молодежи, а то, что насилие в настоящее время становится обыденным явлением. Представители и старшего, и молодого поколения привыкают к этому, к формуле «такова жизнь». Степень неприятия насильственных действий в настоящее время резко снижается. Это сочетается с неуважением к законодательной системе, распространенным на современном этапе. Так, каждый пятый из числа представителей молодежи ради собственной выгоды готов обойти закон.

Социологический опрос представителей молодежи, таким образом, позволяет сделать вывод о доминировании в соответствующей среде следующих настроений и ориентаций: распространение узко прагматических, утилитарных установок, связанных со стремлением одних граждан быстрее и эффективнее­ «вписаться» в систему рыночных отношений, с недостаточной убежденностью и даже беспринципностью других, с мироощущениями третьих, в соответствии с которыми жить сегодня, руководствуясь традиционными представлениями, значит нередко быть обойденным, обделенным; стабильность существования общечеловеческих ценностей и нежелание жертвовать ими во имя приобретения благополучия и богатства.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время происходит переориентация в системе социально-политических ценностей молодых людей. В наибольшей степени принимаемой в настоящее время становится идея равных стартовых возможностей. Наблюдается утверждение значимости независимости, самостоятельности личной жизни. Становление многопартийной системы, политического плюрализма порождает возникновение большого числа этих течений и их качественную неустойчивость. В связи с этим целесообразно вести речь не об отношении молодых людей к тем или иным партиям, а к определенным более устойчивым типам политических течений. Согласно данным исследований, при выборе политических направлений наблюдается значительная дифференциация.

Во-вторых, необходимо­ отметить, что правовое сознание современных молодых людей характеризуется наличием следующих тенденций: распространение правового нигилизма; усиление степени неуважения к законодательно-правовым нормам; переход от бездумного исполнительства к неисполнительству, что связано со сменой одного типа социального контроля другим в молодежной среде; нарастание антиавторитарных настроений, зачастую проявляющихся у представителей молодежи в форме отрицания запретов, ограничений, норм. Доминирование в среде молодежи противоправных настроений во многом обусловлено политико-правовой обстановкой в России. Кроме того, на правовое сознание молодых людей негативно влияют такие факторы, как нестабильность законодательной системы, появление большого числа новых законов, несогласованность законов различных уровней, большое количество «белых пятен» в системе законодательств.

В-третьих, увеличение числа преступников среди молодых людей преступности связан с усилением экстремистских ориентаций молодежного сознания. Экстремистские тенденции носят ярко выраженный групповой характер. В пределах группы как социальной общности имеет место усиление степени внушаемости и потребности в принятии­ простых и радикальных решений, снижается критичность, зачастую наблюдается утрата индивидуальности. В группе людей, находящихся, как правило, во власти стихийных желаний человек подвергается уравниванию с остальными членами группы. Кроме того, эксперты отмечают, что в среде молодых людей наблюдается нарастание волны агрессивности и жестокости молодых людей, в поведении которых в последнее время преобладает вандализм, стремление к самоцельному и бессмысленному разрушению.

Список литературы:

1. Бурмистров Т.Ю., Дмитриев О.А. Сущность и факторы формирования политической культуры трудящихся в зрелом социалистическом обществе (историографический обзор) // Политическая культура развитого социалистического общества. Сущность и механизм формирования. - Л., 1985.

2. Блинов Н.Б. и др. Политическая культура молодежи. - М., 1982; Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи. - М., 1986 .

3. Мусиенко Т.В. Изменение ценностей, социализация и политические ориентации молодежи: тенденции анализа // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. - М.: 2005. Т. 4. - С. 563.

4. Козлова М.А. Исследование динамики ценностных ориентаций студентов технических специальностей // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. - М.: 2005. Т. 4. - С. 490; Малахова О.Ю. Культурное самоопределение современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. - М.: 2005. Т. 4. - С. 505.

5. Молодежный экстремизм. – СПб., 1996.

Сведения об авторе

Багаутдинов Айдар Маратович, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры Безопасности жизнедеятельности и экологии, факультет пищевых технологий, Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д.34. 8(347) 228-07-17. E-mail: g1311@mail.ru

Аннотация

Все данные позволяет охарактеризовать гражданскую культуру как явление, представляющее собой совокупность ценностей, создающих основу для понимания человеком гражданских прав и обязанностей как отдельного человека, так и государства в целом. Устойчивость панполитизма связана с исторической деятельностью органов власти в российском обществе на протяжении всей истории России. В настоящее время политическая целесообразность нередко обладает большей приоритетностью в отношении законов, экономической эффективности, моральных критериев, а ­ активная поддержка партии выступает как высшая гражданская добродетель как социальных групп в целом, так и отдельного индивида.

© Багаутдинов А.М.

UDC 347-053 
A. M. Bagautdinov

DEVELOPMENT OF THe youth civil and legal culture


Key words: culture; pan-politism; integration; legislation; experts; labour law.

References:

1. Burmistrov T.U., Dmitriev O.A. Essence and factors of mature workers’ political culture formation in a socialist society (historiographic review). Politicheskaja kul'tura razvitogo socialisticheskogo obshchestva. Sushchnost' i mehanizm formirovanija [Political culture of a developed socialist society. The nature and mechanism of development]. Leningrad, 1985.
2. Blinov N.B. and others. Politicheskaja kul'tura molodezhi [Political culture of youth]. Moscow, 1982.
3. Musienko T.V. Values changes, socialization and political orientation of the youth: analyses trends. Filosofija i budushchee tsivilizatsii. Tezisy dokladov IV Rossijskogo filosofskogo kongressa - Philosophy and the future of civilization. Proceedings of the IV Russian Congress on Philosophy. Moscow, 2005, Vol. 4, p. 563.
4. Kozlova M.A. Dynamics investigation of value orientations of students of technical specialties. Filosofija i budushchee tsivilizatsii. Tezisy dokladov IV Rossijskogo filosofskogo kongressa - Philosophy and the future of civilization. Proceedings of the IV Russian Congress on Philosophy. Moscow, 2005, Vol. 4, p. 490; Malakhov O.Y. Cultural self-determination of the modern youth. Filosofija i budushchee tsivilizatsii. Tezisy dokladov IV Rossijskogo filosofskogo kongressa - Philosophy and the future of civilization. Proceedings of the IV Russian Congress on Philosophy. Moscow, 2005, Vol. 4, p. 505.

5. Molodezhnyj ekstremizm [Youth extremism]. SPb., 1996.

Author’s personal details
Bagautdinov Aidar Maratovich, Doctor of Veterinary Sciences, Professor of the Life Safety and Ecology Chair, the department of Food Technologies, Bashkir State Agrarian University. 450001, Ufa, 50-letia Octyabrya Str., 34. Phone: 8(347) 228-07-17. E-mail: g1311@mail.ru

Summary

All the data allows us to characterize the civil culture as a phenomenon that represents a set of values, providing the basis for understanding human civil rights and obligations for an individual as well as for a state on the whole. Stability of pan-politism is connected with the historical activity of the authorities in the Russian society throughout the history of Russia. Currently, political expediency often has a higher priority as compared to laws, economic efficiency, moral criteria, and an active support of the party acts as the highest civic virtue as social groups on the whole as well as an individual.

© Bagautdinov A.M.


Возврат к списку