Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
27.08.2013

Н.М. Ахмерова, Ф.Н. Зиатдинова ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УДК 37.001.7

 Н.М. Ахмерова, Ф.Н. Зиатдинова

 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

          Ключевые слова:  воспитание; образование; инновационные технологии; воспитание в школе

 В законе «Об образовании» указывается, что образование, наряду с формированием у обучающихся знаний, обеспечивает так же:

-     формирование общей и профессиональной культуры;

-     формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

-     формирование духовно-нравственной личности.

Образование должно обеспечивать самоопределение личности, создавать условия для ее самореализации. Современной школе нужны изменения. Одной из таких новаций может стать «школа полного дня».

Однако существуют проблемы:

-     снижение общего культурного и социального уровня населения,

-     высокий уровень безработицы,

-     отсутствие центров для организованного досуга населения и для занятости ребят во внеурочное время (кроме школы),

-     создание школы полного дня было бы выходом из сложившейся ситуации.

Школа полного дня – это образовательное учреждение, реализующее образовательный стандарт основного и дополнительного образования, в который входит комплекс обучающих, социализирующих и оздоровительных функций, интегрирующее познание, творчество, досуг в интересах развития личности, помогающее семье и обществу адаптировать школьника к социальной действительности.

Задачи школы полного дня:

1.                Объединение в единый функциональный комплекс образовательный, воспитательный и оздоровительные процессы.

2.                Оптимизация процессов развития детей через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

3.                Ограничение вредного воздействия неблагоприятной среды на учащихся.

4.                Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.                Развитие известных и новых форм досуговой деятельности.

6.                Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества учителей, учащихся и родителей.

Система воспитательной работы формируется и расширяется по основным направлениям:

-     нравственное воспитание: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе,

-     художественно-эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду,

-     культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации,

-     гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления,

-     системы работы классного руководителя,

-     общешкольных дел (традиций).

Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социально-культурным пространством, «общим жестом» жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами.

Педагогический штат школы, как правило, дополняется педагогами дополнительного образования, психологами, воспитателями групп продленного дня и другими специалистами.

Такая работа школы в режиме полного дня позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

Ребенок, занимаясь в школе полного дня, может быть как в коллективе, так и вне коллектива. Здесь могут быть как коллективные, так и индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального пребывания ребенка в школе сочетаются очень разумно.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательная система строится из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию городских программ воспитания, преемственности детский сад-школа-вуз, экскурсионной и творческой деятельности.

Рассматривая школу полного дня с одной стороны, можно сделать вывод о формировании нового пространства жизнедеятельности учащихся, более безопасного, чем общепринятое пространство, в котором ребенок находится ежедневно. Но с другой стороны, в школе полного дня появляется достаточное количество свободного времени для учащихся – оно может использоваться как время самоподготовки, отдыха или организации досуга через посещение кружков или секций по интересам. Но появление дополнительного времени у педагогов позволяет им не просто расширить имеющееся воспитательное пространство, а серьезно изменить влияние школы на подрастающее поколение, сделав это с применением современных методов, способов, иными словами – через внедрение инноваций.

Свободное воспитательное пространство школы полного дня необходимо чем-то наполнить. Это могут быть инновационные технологии, которые уже готовы к внедрению в обычную школу, но в связи с наличием четкой структуры воспитательной работы и занятостью каждого отдельно взятого сектора, не могли быть использованы в полном объеме – просто не хватало времени.

Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.

Например, ученическое самоуправление. Разработка различных форм организации учебного процесса и процесса воспитания и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялось человечеством с незапамятных времен.

Самоуправление – это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни. Современный этап развития школьного самоуправления условно начинается с момента зарождения школьных советов.

В настоящее время практически в каждой школе есть школьный ученический совет самоуправления, но к сожалению, не во всех школах он работает в реальном смысле. В основном, речь идет о соуправлении. Еще пять лет назад можно было говорить лишь о незначительном проценте школ, в которых действовали ученические советы самоуправления. Главной причиной такого медленного развития самоуправления является не только игнорирование педагогических принципов и психологических требований к построению школьного самоуправления, но и отсутствие эффективной системы управления внедрением инноваций в воспитательную работу школы при быстром росте количества инноваций и, как следствие, сильной загруженностью педагогического коллектива в попытках внедрения инноваций.

Но в школе полного дня, как правило, ученическое самоуправление развивается более активно, учащиеся помогают в работе с младшими школьниками – шефская работа. В основу самоуправления входят следующие принципы: педагогического  руководства, предметной деятельности, планирования, выборности, сменяемости, согласия, участия всех учащихся.

Возглавляет школьный совет самоуправления ученик старших классов.

В.М. Лизинский одним из первых рассматривает взаимосвязи между ученическим самоуправлением и системой дополнительного образования школы: «...речь идет о системе социального воспитания, где школа выполняет общественно-государственный заказ в рамках этой системы, а все учреждения, связанные с воспитанием, занимаются системным обеспечением интересов и потребностей учащихся и молодежи».

Таким образом, внедрение в школе ученического самоуправления, требует не просто дополнительного времени от педагогов и учащихся, но и определенных знаний, которыми должны обладать педагоги, как организаторы этого процесса.

Главная педагогическая идея учебно-воспитательного процесса в школах с продленным днем -  в создании единой системы воспитательного воздействия на детей, способствующей их всестороннему, гармоничному развитию. Эти идеи способствуют работе в настоящее время школ полного дня.

Основные результаты школ полного дня:

- появление дополнительного времени для развития воспитательной системы;

- единое расписание первой и второй половины дня;

- соединение базового и дополнительного образования;

- творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;

- формирование и расширение образовательного и воспитательного пространства;

- организация совместной работы с родителями;

- создание образовательного пространства школы, как пространства выбора для учащихся;

- проектно-исследовательская деятельность в начальной школе, среднем и старшем звене;

- организация отдыха и досуга детей во второй половине дня;

-разнообразие и качество работы кружков, секций, студий в системе дополнительного образования;

- создание максимально комфортных условий в школе.

«В школьной практике накоплен богатый опыт организации внеурочной деятельности, образовательной работы, но на многие вопросы еще не найдено убедительного решения» - эти слова актуальны и в настоящее время.

Примерами создания образовательного пространства школы для детей дошкольного и школьного возрастов являются школы-комплексы - как пространства выбора для дошкольников и учащихся, как максимальные комфортные условия в школе.

Модель организации поликультурного образования в формировании личности младших школьников и педагогические условия его осуществления (комплекс «Начальная школа – детский сад» № 4 Орджоникидзевского района г. Уфы, созданный в 1994 – 2006 гг.) при коллективном продукте и согласовании своих планов с планами других, т.е. по своему внутреннему «Я», отмечается «сдвиг» в содержании, в глубине понимания цели, где и появляется системность перехода от индивидуального коллективному, обусловливаемый интеграцией разных точек зрения, мнений:

1. Системность в гибком планировании учебно-воспитательного процесса, ежегодного плана работы, досуга, дополнительного образования, в использовании учебных пособий как информационный материал, как источник обследования и исследования знаний, необходимых по содержанию.

2. Системность в гибком методическом обеспечении и формах реализации содержания.

3. Системность в интересе у младших школьников к познавательной деятельности, творческой активности, самостоятельности, способности выбора вида и способа деятельности, субъективности участников образовательного процесса, в развитии нравственно-духовного потенциала, интеллектуальности как проявление высокой ментальности и толерантности, добродетельности, в развитии эстетических и этических сторон личности как проявление и приобретение высшей культуры, стиля, эмоций, чувств; развитие экологических, валеологических и физических мышлений, знаний и умений применять его в своей жизни как способ здорового образа жизни.

4. Системность в гибком преемственном, непрерывном моделировании интегрированных занятий и уроков в многообразных точках соприкосновения, анализе, оценке и рефлексии во время совместной деятельности. В такой ситуации исчезают вопросы и проблемы дисциплины, наркомании, таксокомании, пьянства, жестокости, негативных сторон жизни.

5. Системность в гибком, преемственном развитии отношений с родителями как педагогическое, психологическое, медицинское консультирование, воспитание будущих членов семьи.

Содержание образования по экспериментальной концепции построено на интеграции смысловых образовательных областей, через которые решаются задачи образовательные, воспитательные, развивающие, диагностические, психологические, социальные. Содержание смысловых образовательных областей (интегрированных курсов) – это не набор уроков, а преемственность знаний, подлежащих усвоению, комплекс условий и проблем для решения, помогающих младшему школьнику определиться в соответствующих сферах жизни [159, с.192].

Все содержание смысловых образовательных областей группируется внутри семи блоков: «Этнокультура», «Общероссийская культура», «Мировая культура», «Воспитательная работа», «Внеклассная работа», «Работа с родителями», «Работа с социумом». В свою очередь каждый блок содержит в обязательном порядке «подсодержание»: «Природа», «Люди», «Деревня и город», «Музыка», «Искусство», «Праздники, традиции и обряды», «Родина», «Путешествие в страну знаний», что в свою очередь также имеют свое содержание, свои темы, цели и задачи.

Первый блок – этнокультурная идентификация младших школьников в учебном процессе, содержащий все виды деятельности, куда входят элементы для изучения этнокультуры в поликультурной образовательной среде и национальной среде, задаваемой родным татарским языком и культурой.

Второй блок – общероссийская идентификация младших школьников в учебном процессе, содержащий все виды деятельности, имеющие в содержании темы общероссийской культуры и общечеловеческие ценности, задаваемые русским языком и культурой.

Третий блок – идентификация младших школьников с общечеловеческими ценностями в мировой культуре в учебном процессе, содержащий все виды деятельности, включающие в содержании элементы мировой культуры, задаваемые английским, арабским, русским и родным – татарским языками и культурами.

Четвертый блок – идентификация младших школьников с этническими, общероссийскими и общечеловеческими ценностями в воспитательной работе, состоящей из организации и проведения 27 национальных и общенациональных праздников в течение года.

Пятый блок – идентификация младших школьников с этническими, общероссийскими и общечеловеческими ценностями во внеклассной работе, включающей соответствующие основным видам учебной деятельности студии и кружки, охватывающие всех учащихся в 3-х или 4-х видах кружковой деятельностью.

Шестой блок – идентификация младших школьников с этническими, общероссийскими и общечеловеческими ценностями посредством родителей.

Седьмой блок – идентификация с этническими, общероссийскими и общечеловеческими ценностями в социуме, включающий часть содержания образования (культурно-просветительные учреждения, магазины, предприятия, организации и т.д.) с выходом в социум или непосредственной работой с социумом младших школьников, педагогов, родителей. Опыт работы показывает как можно строить работу в школе полного дня [4, с.87].

Развитие дополнительного образования в школе актуально и в особенности «перспективнее вариант развития дополнительного образования, как звена воспитательной системы. И тогда «…система дополнительного образования будет работать на процесс, на результат и на возможные интересы и потребности детей…».

Таким образом, изменения в социокультурной среде школы необходимы (в виде внедрения школы полного дня), так как назрела острая необходимость пересмотра сложившейся воспитательной системы и перестройки ее в соответствии с современными требованиями науки, технологий, общества. В связи с современными запросами социума особое значение приобретает школа полного дня, как ресурс нескольких направлений: образовательный, здоровьесберегающий, воспитательный, развивающий, и т.д.

 

Список литературы

1.                Кузьменкова О.Ф. «Школа полного дня» – статья с сайта festival.1september.ru

2.                Мячина Е.В. «Внедрение школы полного дня, как способ расширения воспитательного пространства образовательного учреждения» - статья с сайта festival.1september.ru

3.                Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.                Зиатдинова Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Ижевск, 2006. – 14 с. 

Сведения об авторах

Ахмерова Н.М., к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии МГУТиУ им. К.Г.Разумовского, г. Москва

Зиатдинова Фарида Нурлыевна, к.п.н., член кор. Академии акмеологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, 50-летия Октября, д.34. Тел. (347) 228-15-11. E-mail: ziat_fn@mail.ru 

Аннотация

В статье отмечается¸ что образование должно обеспечивать самоопределение личности, создавать условия для ее самореализации. Современной школе нужны изменения. Одной из таких новаций может стать «школа полного дня». По мнению авторов, изменения в социокультурной среде школы необходимы (в виде внедрения школы полного дня), в связи с необходимостью пересмотра сложившейся воспитательной системы и перестройки ее в соответствии с современными требованиями науки, технологий, общества. В связи с современными запросами социума особое значение приобретает школа полного дня, как ресурс нескольких направлений: образовательный, здоровьесберегающий, воспитательный, развивающий, и т.д. 

© Ахмерова Н.М., Зиатдинова Ф.Н.

 

UDC 37.001.7 

N. M. Akhmerova, F.N.Ziatdinova 

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATION AT SCHOOL OF FULL DAY: FROM EXPERIENCE 

 Keywords: education; education; innovative technologies; education at school

References:

1.     Kuzmenkova O. F. "School of full day" – article from a site festival.1september.ru

2.     Myachina E.V. "Introduction of school of full day, as a way of expansion of educational space of educational institution" - article from a site festival.1september.ru

3.     The federal law of 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation".

4.     Ziatdinova F.N. Polycultural education of pupils of elementary grades at national school: Дисс. edging. пед. sciences. – Izhevsk, 2006. – 14 p. 

Authors’ personal details

Akhmerova N. M., к.п.н. the professor of chair of pedagogics and psychology МГУТиУ of K.G.Razumovsky, Moscow

Ziatdinova Fareeda Nurlyevna, к.п.н. member of box. Academies of akmeologichesky sciences, associate professor of philosophy, sociology and FGBOU VPO pedagogics Bashkir state agrarian university. 450001, Ufa, 50-letiya Oktyabrya St., 34.  Ph. (347) 228-15-11. E-mail: ziat_fn@mail.ru

Summary

In article it is noted ¸ that education has to provide self-determination of the personality, create conditions for her self-realization. Changes are necessary to modern school. "the school of full day" can become one of such innovations. According to authors, changes in the sociocultural environment of school are necessary (in the form of introduction of school of full day), due to the need of revision of the developed educational system and its reorganization according to modern requirements of science, technologies, societies. Due to the modern inquiries of society special value is gained by school of full day, as a resource of several directions: educational, health saving, educational, developing, etc.

 

© Akhmerova N. M., Ziatdinova F.N.


Возврат к списку