Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: electronic_bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
УДК  27: 316. 61 Л.И. Горемыкина  ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО КАК ПОНЯТИЕ И  СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 14.04.2015

УДК 27: 316. 61 Л.И. Горемыкина ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО КАК ПОНЯТИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

УДК  27: 316. 61
Л.И. Горемыкина

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО КАК ПОНЯТИЕ И  СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Ключевые слова: православное духовенство; православные священнослужители;  социальная группа; социокультурное явление; духовно-нравственная культура; традиции.

Необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества обусловливает потребность в использовании богатого потенциала традиционной культуры и ее носителей. Важная роль в этом процессе отводится духовенству различных конфессий России, и, прежде всего, православному, поскольку  представляемая им религия в силу исторических причин занимает одно из наиболее значимых мест в духовной жизни страны.  
Вместе с тем православное духовенство и российское православное духовенство, в частности, является одной из самых закрытых и специфичных социокультурных общностей, исследование которой необходимо для  ее понимания и формирования адекватной общественной реакции на ее деятельность. Это неразрывно связано с рассмотрением православного духовенства как понятия и социокультурного явления, которое позволит лучше уяснить специфику  православного духовенства, его место и роль в жизни общества.
Каковы основные подходы к понятию «православное духовенство», сложившиеся  в общественных науках?
В отечественных публикациях советского периода о сущности духовенства оно, как правило, признается специфической социальной группой, причем по-особому организованной: «Духовенство – социальная, особым образом организованная группа служителей религиозного культа, рассматриваемых церковью в качестве посредников между богом и людьми. Духовенство осуществляет магические культовые действия (таинства) и проповедует вероучение. В православии делится на чёрное духовенство и белое духовенство. ... Духовенство организуется обычно по иерархическому принципу. Степень божественной благодати того или иного представителя духовенства находится в прямой зависимости от занимаемой в иерархической лестнице ступени» [1; 78-80].
В постсоветских религиоведческих и социологических изданиях духовенство уже не трактуется так очевидно в виде особой социальной группы. Например, в словаре под редакцией Л.Н.Митрохина духовенство рассматривается как понятие, объединяющее священнослужителей – членов православной церковной иерархии трёх её степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое, которое состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных, и чёрное – состоящее из лиц священного сана, принявших монашество. При этом клир – (от греч. kleros – жребий) – в широком смысле слова определяется как духовенство, то есть совокупность всех церковно- и священнослужителей; а в узком – духовенство за исключением архиереев. Под клиром также понимается причт – состав церковно- и священнослужителей, служащих при определенной церкви (приходской, соборной, домовой) [2; 139, 229].
Проведенный нами анализ религиоведческой литературы  показывает, что в ней обнаруживается некоторое несоответствие при определении таких близких  понятий как «духовенство», «клир» и «священнослужители». Так, в большинстве изученных нами энциклопедических изданий, невзирая на то, что понятия «духовенство» и «клир» при описании их содержания интерпретируются как синонимы, характеристика этих понятий приводится обязательно раздельно, в виде обособленных статей. При этом в состав клира включаются священнослужители и церковнослужители, а в состав духовенства – только священнослужители. Подобная ситуация практически полностью перекочевывает из одного словаря в другой.
В связи с этим необходимо обращение к церковно-православной литературе, в которой мы обнаружили  в основном согласующиеся между собой подходы к определению сущности и структурного содержания  православного духовенства. Например, иеромонах Харитон (Просторов) считает, что духовенство – священнослужители. Все священнослужители разделяются на две большие категории, которые в обиходе часто именуются «белым» и «чёрным» духовенством. Чёрное духовенство – это монашествующие священнослужители (то есть те, кто приняли монашеский постриг), а белое духовенство – женатые священнослужители или те, кто не принимая монашества, дали обет безбрачия (целибат). При этом автор не включает в состав духовенства тех монашествующих, которые не являются священнослужителями [3; 122].
Наиболее последовательно, аргументировано и с позиций официального церковного права раскрывает проблему соотношения внутривидовых групп православного духовенства профессор Московской духовной академии, протоиерей В.А.Цыпин. Характеризуя состав христианской Церкви, он называет  клириков, мирян и монашествующих, подчёркивая, что эти группы не следует выделять по единому основанию. По его мнению, существуют две взаимосвязанных типологии: 1) клир и миряне, 2) монашествующие и миряне, точнее – мирские. Основанием для первой типологии является служение, для второй – образ жизни. Монахи могут быть и клириками, но сами по себе монашеские обеты не сообщают им звания духовных лиц. Вместе с тем, общей целью для тех и других является «служение Церкви и делу духовного совершенства». Группу клириков, по мнению автора, составляют лица, «призванные Святым Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, совершать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма» [4; 134-135, 176]. Исходя из данных рассуждений, можно сделать вывод, что понятия  «клир» и «священнослужители» являются идентичными, ведь именно священнослужители согласно церковным канонам и должны   осуществлять те функции, которые называет Цыпин. При этом важно подчеркнуть, что священнослужители, согласно церковным канонам, призваны не только выполнять соответствующие функции, но и, как все члены Церкви, стремиться к  духовному совершенству.
В научной и учебной социологической литературе, призванной акцентировать свое внимание не на внутрирелигиозных факторах групповыделения, а на присущих этой науке статусных показателях, общепринятого определения понятий «духовенство» и «православное духовенство» также пока не выработано. Выделяя эти социальные образования в специфические социальные группы, социологи по-разному трактуют их основные группообразующие признаки, делая акцент на тех или иных доминантах. Например, И.Н.Яблоков, практически следуя за официально-церковной точкой зрения, приводит соответствующие определения духовенства и клира. Одновременно он считает, что основными признаками религиозных групп являются: во-первых, культовая деятельность; во-вторых, идейный центр объединения (осознание совместной цели и земных задач по достижению «царства божьего», общность религиозных ценностей, знаков и символов);
в-третьих, формирование и развитие особого коллективного чувства «мы-они», отличающего членов группы от других; в-четвертых, наличие организационной структуры группы со всеми присущими ей элементами (распределение позиций и ролей, способы субординации и координации, органы и механизмы контроля и т.д.) [5; 79-81].
Социолог М.С.Комаров отмечает, что основной формой современной религиозной организации выступает церковь. В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир – служители церкви, священники и 2) миряне – рядовые члены церкви. Священнослужители представляют особую статусную группу, призванную обеспечить отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии – епископы, патриархи и др. Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями [6; 225]. Данный автор, не приводя дефиниции православного духовенства, фактически наделяет его признаками группу священнослужителей, обладающую обязанностями отправления культа и контроля за деятельностью религиозной общины. Таким образом, и М.С.Комаров и И.Н.Яблоков выводят на первый план такой фактор группообразования православного духовенства, как организацию культовой деятельности.
Необходимо отметить, что еще классик мировой социологии Макс Вебер в своей «Социологии религии» считал культовые действия главным признаком деятельности священника, а, следовательно, – образования социальной группы духовенства. Он говорил: «…наша цель заключается в том, чтобы считать признаком священства регулярное отправление обособленным кругом лиц культовых действий, связанных с определенными нормами, местом и временем и определенными группами людей. Без культа не может быть священства, но культ может существовать и без профессиональных священнослужителей» [7; 328].
Социолог Т.В.Никитина, проанализировав на материалах репрезентативного опроса мнение служителей православной церкви о себе, приходит к выводу о том, что духовенство представляет собой весьма специфическую группу гуманитарной интеллигенции. По ее мнению, при всех различиях «социологических» и «культурологических» определений интеллигенции духовенство отвечает и тем и другим, занимая особое место в общественном разделении труда. Оно видит своё предназначение в том, чтобы исполнять роль духовной опоры человека и общества, проводника религиозных идей и ценностей [8;62]. Тем самым автор подчеркивает гуманитарно-идеологический характер группообразования православного духовенства, выдвигая его на первый план.
Доктор социологии из Санкт-Петербурга И.В.Бачинин, анализируя ментальность православного духовенства, отмечает, что стержневой основой выделения православного духовенства дореволюционной России в социальную группу являлась его особая культура с присущей ей ментальностью и стилем поведения: «Представители русского православного духовенства составляли автономную субкультуру. Они обладали своим, особым типом ментальности, своеобразие которой было обусловлено относительной корпоративной замкнутостью духовного сословия, особенностями семейного быта, получаемого воспитания и образования, характером исполняемых служебных обязанностей. Все эти влияния порождали особый стиль мышления, придавали характерный оттенок речевому взаимодействию, манере общения и т.д.» [9].
Автор одной из первых российских работ по проблемам пространственного развития православной церкви С.Г.Сафронов вслед за И.В.Бачининым в качестве основы объединения в группу представителей православного духовенства выделяет специфическую культуру, определяемую корпоративными преференциями: «Получив епископский сан, человек вступает в особую корпорацию, членов которых сближает не только обладание особой благодатью и полномочиями. Даже чисто внешне, благодаря «единой форме одежды», сложившейся традиции ношения бороды, особому образу жизни и приобретаемой комплекции епископы обладают удивительной физиономической однородностью» [10; 46].
Историк Н.А. Митрохин, автор самого большого по объему и разнопланового новейшего исследования современной русской православной церкви, на страницах своей книги не предлагает определения дефиниции православного духовенства, хотя и дает в «Словаре терминов» объяснение таких понятий как «клир», «священник» и «диакон». Вместе с тем, он делает в этой монографии ряд высказываний (иногда – очень публицистичных и спорных), которые можно рассматривать в качестве выделяемых признаков данной социальной группы. Так, например, автор отмечает, что «…большинство священников относится к своему служению как к профессии, которая должна кормить их семьи. Карьерный рост в этой профессии должен приносить и необходимое большинству людей чувство социализации». Священников автор характеризует как «…монолитную и замкнутую (но уверенную в своей непогрешимости) массу пастырей…». При этом он подчеркивает элитарный характер православного духовенства: «На территории стран бывшего СССР епископы и священники являются членами региональной элиты. Возможность влиять пусть и на небольшую часть электората, позиционирование РПЦ как «государствообразующей» конфессии и выразителя духовных и культурных исканий всего русского (русскоязычного) этноса заставляют чиновников воспринимать клириков РПЦ как своеобразных «комиссаров» сегодняшнего дня, отвечающих за моральный облик населения» [11; 216-217, 354, 89].
Таким образом, если резюмировать подходы российских ученых к выделению и характеристике признаков, формирующих православное духовенство как социальную группу, то можно объединить их в несколько факторов. Во-первых, культовая и другая деятельность по удовлетворению религиозных и духовно-нравственных потребностей мирян. Во-вторых, особая и хорошо субординированная организационная структура группы, ориентированная на относительную замкнутость от внешнего мира и даже – от прихожан. В-третьих, наличие специфической культуры с присущей ей ментальностью, манерами поведения и образом жизни.
Наряду с вышеуказанными, мы считаем необходимым обязательное выделение таких группообразующих факторов православного духовенства, как профессиональная «занятость» в данной сфере, наличие специальных богословских знаний, соответствующей квалификации.
Опираясь на вышеизложенные подходы, мы предлагаем собственное определение рассматриваемого понятия. Православное духовенство - это особая социальная группа, состоящая из профессиональных служителей церкви, которые обладают священным саном, особым корпоративным сознанием, специфическим менталитетом и образом жизни, входят в церковную иерархию и осуществляют функции, ориентированные на удовлетворение религиозных и духовно-нравственных потребностей мирян.
Согласно данному определению в состав российского православного духовенства как особой социальной группы могут быть включены только священнослужители. Они, в соответствии со сложившейся церковной иерархией, подразделяются на епископов, священников и диаконов. Духовное содержание церковной иерархии заключается в особой благодати, которую кандидаты в священнослужители якобы получают во время священной церемонии возведения в соответствующий сан (иначе хиротонии, или рукоположения), основанной на апостольской преемственности. С точки зрения церкви, представители каждого уровня церковной иерархии наделяются разной степенью этой благодати, которая посредством получения того или иного сана определяет объем вверенных священнослужителям полномочий. Вместе с тем священнослужителями являются не все монашествующие, а только те, которые имеют посвящение, т.е. обладают определенным духовным саном. Именно духовный сан позволяет представителям духовенства или священнослужителям выполнять такие функции как совершение таинств и богослужений, проповедь вероучения (учительство), руководство религиозно-нравственной жизнью мирян (пастырская деятельность).
Церковнослужители духовным саном не обладают. Они составляют субгруппу низших служителей церкви (иподиаконы, чтецы, псаломщики, регенты), в функции которых входит оказание помощи священнослужителям во время богослужения и таинств. Сегодня в Русской православной церкви лишь немногие представители данной субгруппы, как правило, иподиаконы, поставляются в степени через обряд хиротесии (руковозложения), который, однако, не сопровождается наделением их благодатью священства, а значит, и соответствующими полномочиями. Большинство церковнослужителей, немалую часть которых составляют женщины, назначаются на свои должности распоряжением настоятеля храма или епархиального архиерея. Они либо являются штатными работниками определённого храма, либо совмещают свои обязанности с работой в миру, а в сельских приходах церковнослужителями нередко являются дети священников. Современные церковнослужители не имеют специального духовного образования и их деятельность, как правило, не выходит за рамки узких функций, которые не позволяют оказывать существенного влияния на мирян.
Таким образом, мы считаем нецелесообразным включение церковнослужителей в социальную группу православного духовенства. При этом в его состав не входят и монахи, не принявшие духовного сана и, следовательно, не имеющие права вести службу и «содержать приход». Исходя из вышеизложенного, в социальную группу православного духовенства в социологическом смысле, т.е. на основе места в церковной структуре и выполнения соответствующих функций входят следующие субгруппы: епископы, представляющие черное духовенство; священники и диаконы. Вместе с тем священники и диаконы в зависимости от образа жизни подразделяются на не монашествующих (пресвитеры, иначе иереи и диаконы) и монашествующих (иеромонахи и иеродиаконы), которые осуществляют службу в монастырях или церковных приходах. При этом каждая субгруппа имеет внутреннюю градацию по титулам, званиям и должностям. Непосредственно в состав епархиального, иначе регионального духовенства Русской православной церкви входят только священники и диаконы, относящиеся к белому и черному духовенству.
Необходимо специально сказать о диаконах в силу определенной специфичности их служебной деятельности и положения в церкви. Они участвуют в богослужении и совершении таинств, которые осуществляются архиереем или священником, но сами совершать их не могут. Анализ истории и современной практики существования этой субгруппы православного духовенства показывает, что она всегда была немногочисленной, а сегодня пребывание в диаконах чаще всего является своего рода «стажерством» перед принятием сана пресвитера (иначе священника). Несомненно, священник в связи с обладанием широкими полномочиями имеет возможность оказывать гораздо более активное воздействие на духовный мир прихожан, чем диакон. Вместе с тем, среди диаконов есть и те, которые, выходя за круг своих непосредственных обязанностей, занимаются миссионерской и просветительской деятельностью.
Определение понятия православного духовенства как особой социальной группы, которая состоит из священнослужителей, обладающих корпоративным сознанием, специфическим менталитетом, образом жизни, и ориентированных на удовлетворение религиозных и духовно-нравственных потребностей мирян, позволяет использовать его в качестве основы для понимания православного духовенства как социокультурного явления. При анализе этого явления мы будем опираться  на православные каноны,  научные работы по изучению российского православного духовенства, а также на результаты собственного исследования данной социокультурной общности на примере Башкортостанской митрополии.
С одной стороны, будучи неотъемлемой частью общества, представители данной социальной группы в той или иной степени отображают в своем сознании и поведении социальные проблемы и противоречия, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается  это общество. С другой же стороны, выполняя свои служебные обязанности, неразрывно связанные со стремлением к улучшению духовно-нравственного мира прихожан, священнослужители оказывают влияние на состояние  общества в целом.
Вместе с тем православное духовенство является особой, специфичной социальной группой, на менталитет и образ жизни которой накладывают свой неизгладимый отпечаток религиозные ценности, церковные каноны и особенности профессиональной деятельности. Живя в пространстве земной жизни, священнослужители, в первую очередь, ориентированы на мир трансцендентный, на достижение спасения, что не может не отразиться на их мировосприятии. Это подтверждают высказывания священнослужителей Башкортостанской митрополии, которые были записаны автором во время  интервью с представителями духовенства (было проинтервьюировано 50 священнослужителя). Вот некоторые из них: «Священник несет ответственность перед Богом за семью и паству. Главное для него – путь к спасению. О какой карьере может идти речь?», «У духовенства и общества разные цели,  у духовенства - надмирные, у общества – земные».
Немалое влияние на социокультурный облик православного духовенства, его взаимоотношения  с обществом оказывает церковный постулат об особом статусе священнослужителя в Церкви. Согласно этому постулату,  получая во время обряда посвящения в сан особую благодать, священнослужитель приобретает некий объективный дар, который  не зависит от личных качеств посвящаемого, и,  который « не могут затмить даже его греховные поступки» [12; 93]. Это, безусловно, накладывает очень большую ответственность на священнослужителей, которые уверовав в собственную непогрешимость, могут поддаться искушению возвеличить свою персону. Подобные проявления, несомненно, наблюдаются в поведении некоторых представителей российского православного духовенства, причем о них говорят и сами священнослужители. Так, священнослужитель N  сказал: «Некоторые священники, придя в Церковь, начинают думать, что теперь они особенные, им руки целуют. Несовершенство человека проявляется и в священнической среде». А священнослужитель N1 отметил,  что «бывают такие священники, амбиции, которых не подтверждают их личные качества, у них  есть уверенность в собственной непогрешимости».
Безусловно, в среде священнослужителей, как и  в любом сообществе,  есть люди с разными взглядами и ценностями, а также недостатками, слабостями и даже пороками.  Так, определенной части духовенства присущи антисемитизм, национализм, корыстолюбие, высокое самомнение, нежелание проникнуться духовными проблемами прихожан и др. Вместе с тем  в данной социальной группе преобладают  нравственные личности, которые достойно несут свое служение. Этому способствуют православные ценности, строгие критерии отбора в состав православного духовенства, особенности служения, а также высокие требования к нравственному облику и деятельности  священнослужителей со стороны церкви и общества.
К важным выводам, касающимся характеристики православных священников, пришла в своем исследовании социальный психолог М.А. Разумова. На основе результатов социологического опроса населения России и Германии ею были выявлены и проанализированы личностные качества и факторы жизнедеятельности православного и протестантского священника. Представители православной конфессии отметили большую выраженность у священника таких личностных качеств, как консерватизм, склонность к чувству вины, сдержанность и покорность, а сторонники протестантизма – наличие у пастыря радикализма, уверенной адекватности, импульсивности, доминантности, критичности и оригинальности. Основными же факторами жизнедеятельности священника с точки зрения приверженцев православной конфессии являются убеждённость в вере, религиозная предрасположенность, духовное развитие, личное самосовершенствование, а, по мнению сторонников протестантизма – стремление пастыря к общению, сотрудничеству с верующими, установлению общности среди людей [13; 92-95].
А социолог Т.В.Никитина, представившая анализ анкетного опроса православного и протестантского духовенства, проведённого в Черкасской области Украины, в том числе пришла к выводу, что православные священнослужители в гораздо большей степени привержены национальной культуре, её традициям, более патриотичны, чем протестантские пасторы [8; 65].
Анализ результатов интервьюирования священнослужителей и мирян Башкортостанской митрополии, а также включенного наблюдения, позволяют согласиться с выводами вышеприведенных исследователей относительно ценностей и личностных качеств православного духовенства.  Действительно, православные священнослужители ориентированы на личностное самосовершенствование и нравственное улучшение общества на основе  традиционной культуры, которую они, в первую очередь, связывают с православием. Сохранение же лучших культурных традиций крайне необходимо современному обществу, которое «привыкает жить в условиях отсутствия определенных сдерживающих рамок и ориентиров, прежде всего, нравственных» [14; 98].
Ориентация священнослужителей на христианский идеал, «постоянная борьба между осознанием наделённости особым божественным даром и необходимостью соответствовать представлениям верующих» приводит к формированию у них высокой требовательности к себе [13; 97]. Так, в ходе всего интервьюирования священнослужители постоянно демонстрировали завышенные требования к своему морально-этическому облику, предъявляя значительно меньше претензий к духовно-нравственной культуре мирян. Очень показательны в этом смысле ответы на вопрос о причинах, затрудняющих пастырям выполнять свои служебные обязанности. На первое место в большинстве случаев респонденты ставили собственные грехи и недостатки, на второе – хозяйственные и канцелярские заботы, и лишь на третье – низкий уровень духовно-нравственной культуры мирян.
Важнейшей основой изучения православного духовенства являются особенности его самоидентификации. Наше исследование показало, что священнослужители считают себя особой общностью, существенно отличающейся от других. Так, почти 45% опрошенных полагают, что духовенство является обособленной от общества группой, при этом около одной трети респондентов отделяют себя от других в связи с наличием иных целей, взглядов и образа жизни. Несколько меньше опрошенных православных священнослужителей Башкортостанской митрополии (38%) полагают, что духовенство в целом органично вписывается в общество по причине своей открытости в общении с людьми и социальной востребованности, но продолжает оставаться несколько обособленным сообществом, так как обладает своими особенностями. Вместе с тем одна пятая часть респондентов считает, что духовенство очень разнородно, и поэтому уровень его обособленности во многом зависит от личностных качеств священнослужителя. При этом священнослужители нередко отмечали, что духовенство нельзя интерпретировать как сплочённую корпорацию в связи с присутствием у его представителей индивидуалистических настроений.
Показательно, что большинство священнослужителей с интеллигенцией себя не идентифицируют, невзирая на то, что у обеих  социальных групп имеются общие задачи и ценности.  Вместе с тем, определенная часть респондентов видит взаимосвязь духовенства с социальной группой интеллигенции.  Так,  на вопрос интервью о том, можно ли рассматривать духовенство как неотъемлемую часть интеллигенции или это особая социальная группа, 18% респондентов ответили, что можно, так как их с интеллигенцией объединяют общие идеалы, задача духовно-нравственного воспитания. Ещё 8% уверены в единстве интеллигенции и духовенства на основе высокой образованности и широкого кругозора. Наконец, 14% подчеркнули, что духовенство является частью интеллигенции, но со своей спецификой [15; 228]. Анализ представленных ответов   показывает, что православное духовенство, невзирая на прочную систему ценностей, основанную на религии, характеризуется наличием различных взглядов и представлений, что свойственно современной культуре в целом.
Какова позиция Русской православной церкви и представляющего ее духовенства по отношению к современному обществу?  Создать самое общее представление об этой позиции позволяет базовый церковный документ Основы социальной концепции Русской православной церкви. В этом документе церковь рассматривается как богочеловеческий организм, члены которого призваны служить Богу и людям. Это неотделимо от  участия верующих в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. При этом в документе подчеркивается: «Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на основе богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия» [16; 251-253]. Тем самым, в позиции церкви по этому вопросу обнаруживается соединение религиозных и земных задач при приоритете христианской нравственности, которая является основой преобразования общества
Являясь согласно церковным канонам посредниками между Богом и людьми, священнослужители, как и все остальные люди,  живут в обычном земном мире, с которым через прихожан они соприкасаются даже в пространстве храма. Помимо этого священнослужители, при всем разнообразии имеющихся у них качеств,  являются самостоятельными и самобытными личностями с собственными взглядами на происходящее. Поэтому их восприятие  общества, пронизанное религиозными постулатами и одновременно земными потребностями, различно. Так, одни священнослужители, явно противопоставляя себя обществу, говорят: «Мир лежит во зле, дружба с миром есть вражда против Бога», «Есть мир Церкви и внешний мир, который лежит во зле». А другие, не нарушая верности  христианским постулатам, полагают: «Сегодня необходимо открытое для людей священство. Священникам нужно развивать в себе лидерские качества. Таких пока немного, но думаю, их станет больше»,  «Церковь всегда отвечала на запросы общества, реагировала на его проблемы, консолидировала это общество. А сейчас, когда навыки религиозности остались у немногих, ее влияние зависит от личностных качеств священника, его образованности, умения использовать технические средства в общении с людьми».
С момента своего возникновения российское православное духовенство оказывало немалое влияние на развитие российской  культуры и общества.  В синодальный период, когда церковь находилась в подчинении у государства, она не только исполняла свои непосредственные  функции (богослужебную, пастырскую и духовно-просветительскую), но и осуществляла идеологические полномочия. Эти полномочия, например, выражались в том, что священники во время  чтения  проповедей были обязаны разъяснять политику государства. В советский период священнослужители,  вытесненные на периферию общественной жизни и строго ограниченные в своей деятельности, были вынуждены осуществлять только богослужения в немногочисленных храмах и совершать таинства. Пастырская функция (духовно-нравственное руководство прихожанами)  была сведена к минимуму, а  выполнение миссионерской и благотворительной деятельности было  запрещено властями.
В современный период православное духовенство осуществляет всестороннюю  деятельность: распространяет и укрепляет православие, занимается социальным служением  и благотворительностью, принимает участие в федеральных и региональных совещаниях, научных конференциях, телевизионных и радиопередачах. Вместе с тем его главной задачей является духовно-нравственное воспитание общества, сохранение традиционных основ культуры, неразрывно связанное с личностным самосовершенствованием.
Таким образом, православное духовенство в целом, в том числе  и российское, является особой социокультурной общностью, которая обладает неповторимыми ментальными особенностями, обусловленными православными традициями, особым статусом в церкви и характером его профессиональной деятельности. Вместе с тем большинство представителей российского духовенства понимают, что особого статуса недостаточно, важно чтобы он был подкреплен достойными личностными качествами священнослужителей, их умением отвечать на запросы общества, не изменяя при этом своим духовным принципам.
Видя свое призвание в служении Богу и людям, православное духовенство неразрывно связывают его с улучшением духовно-нравственного состояния российского общества, что особенно важно в современных условиях, когда деятельность других общественных сил и институтов в  этом направлении чрезвычайно слаба. При этом священнослужители должны  обладать высокой образованностью и широким кругозором с тем, чтобы ориентируясь на нравственное оздоровление общества и сохранение его базовых традиций не навязывать ему те представления, которые резко не соответствуют современным реалиям.

 

 

Список литературы

  1. Словарь атеиста / Под ред. М.П. Новикова. – М.: Политиздат, 1985. – 271 с.
  2. Христианство: словарь / Под ред. Л.Н. Митрохина и др. – М.: Республика, 1994. – 559 с.
  3. Православие для всех /Сост. иеромонах Харитон (Просторов). – Кострома, 2001. – 392 с.
  4. Цыпин В.А. Церковное право. – М.: Изд-во МФТИ, 1994. – 442 с.
  5. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. – М.: Изд-во Московского университета, 1972. – 133 с.
  6. Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1997. – 317 с.
  7. Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ
    // Избранное. Образ общества. Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 642 с.
  8. Никитина Т.В. Служители церкви о себе // Социологические исследования. – 1993. – № 4. – С.62-66.
  9. Бачинин В.И. Византистская ментальность православного духовенства // Режим доступа: http://archipelago.ru/ttt/autos/bachinin/? library =1935.
  10. Сафронов С. Г. Русская православная церковь в конце ХХ века: территориальный аспект. – М.: Изд-во Московского Центра Карнеги, 2001. – 99 с.
  11. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 648 с.
  12. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: Терра, 1991. – 416 с.
  13. Разумова М.А. Социальные представления о священнослужителе (на материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии). Дисс. … канд. психол. наук. – Ярославль, 1998. – 165 с.
  14. Карев П.В. Традиция и новаторство в условиях постмодерна //Культура. Цивилизация. Постмодерн. Материалы международной научно-теоретической конференции. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2013. – 448 с.
  15. Горемыкина Л.И. Мировоззрение и образ жизни православного духовенства как специфичной социальной группы современной России: региональный аспект //Власть и общество в России: провинциальный аспект. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – 326 с.
  16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви                                                              //О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Республика, 2002. – 399 с.

Аннотация
Современное российское общество нуждается  в  сохранении  и укреплении своих духовно-нравственных основ, что способствует востребованности различных общественных сил, заинтересованных в этом. Одной из таких сил является православное духовенство, изучение которого неразрывно связано с постижением его сущности как понятия, особенностей  социокультурного облика  духовенства. В данной статье  достижение этой цели  осуществляется не только на  основе изучения научной и церковной литературы, но и на основе результатов интервьюирования священнослужителей Башкортостанской митрополии, которое  было произведено автором.  В работе представлены различные подходы к понятию «православное духовенство», на базе которых предложено авторское определение православного духовенства как особой социальной группы. В рамках рассмотрения данной дефиниции показаны структурные компоненты исследуемой  группы и социальные функции, выполняемые ее представителями. Даны основные характеристики социокультурного облика  православного духовенства, позволяющие понять особенности его самоидентификации, менталитета и служения. Православное духовенство является особой социальной группой, которая, невзирая на свою специфику, может способствовать духовно-нравственному оздоровлению не только глубоко верующих людей, но и российского общества в целом.

 

Сведения об авторе
Горемыкина Лилия Ивановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и культурологии ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 450001, г.Уфа, ул. 50-летия Октября, д.34, корп.1, каб.262.  Тел.: (347) 228-06-17. E-mail: gli-11@mail.ru

© Горемыкина Л.И.

 

UDC 27: 316 61
L.I. Goremykina

Orthodox clergy as a concept and sociocultural phenomenon

         Key words: Orthodox clergy; Orthodox priests; social group; sociocultural phenomenon; spiritual and moral culture; tradition.

References
1. Slovar' ateista [Atheist Dictionary]. Edited by M.P. Novikov. Moscow, Politizdat Publ., 1985, 271 p.
2. Khristianstvo: slovar' [Christianity: Dictionary]. Edited by L.N. Mitrokhin and others. Moscow, Respublica Publ., 1994. 559 p.
3. Pravoslavie dlia vsekh [Orthodoxy for everyone]. Written by hieromonch Khariton (Prostorov). Kostroma, 2001. 392 p.
4. Tsypin V.A. Tserkovnoe pravo [Church law]. Moscow, Moscow Institute of Physics and Technology Publ., 1994. 442 p.
5. Yablokov I.N. Metodologicheskie problemy sotsiologii religii [Methodological problems of religion sociology]. Moscow, Moscow University Publ., 1972. 133 p.
6. Komarov M.S. Vvedenie v sotsiologiiu: uchebnik dlia vysshikh uchebnykh zavedenii [Introduction to Sociology: a textbook for higher schools]. Moscow, Nauka Publ., 1997. 317 p.
7. Weber M. Sociology of Religion. Types of religious communities. Selected works. The image of society. Translated into Russian from German. Moscow, Yurist Publ., 1994. 642 p.
8. Nikitina T.V. Churchmen about themselves.  Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological studies]. 1993, No. 4, pp. 62-66.
9. Bachinin V.I. Vizantistskaia mental'nost' pravoslavnogo dukhovenstva [Byzantine mentality of the Orthodox clergy]. Available at: http://archipelago.ru/ttt/autos/bachinin/? library = 1935.
10. Safronov S.G. Russkaia pravoslavnaia tserkov' v kontse KhKh veka: territorial'nyi aspekt [Russian Orthodox Church at the end of the twentieth century: the territorial aspect]. Moscow, Moscow Carnegie Center Publ., 2001. 99 p.
11. Mitrokhin N.A. Russkaia pravoslavnaia tserkov': sovremennoe sostoianie i aktual'nye problemy [Russian Orthodox Church: current state and acute problems]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2004. 648 p.
12. Bulgakov S. N. Pravoslavie: ocherki ucheniia pravoslavnoi tserkvi [Christianity: Essays on the teachings of the Orthodox Church]. Moscow, Terra Publ., 1991. 416 p.
13. Razumov M.A. Sotsial'nye predstavleniia o sviashchennosluzhitele (na materiale sravnitel'nogo analiza, provedennogo v Rossii i Germanii) [Social representations of the clergyman (based on the comparative analysis carried out in Russia and Germany). Cand. Diss.  Yaroslavl, 1998.  165 p.
14. Karev P.V. Tradition and innovation in the Postmodern Kul'tura. Tsivilizatsiia. Postmodern [Culture. Civilization. Postmodern]. Proceedings of the international scientific-theoretical conference.  Karaganda: Karaganda state university Publ., 2013. 448 p.
15. Goremykina L.I.  World view and way of life of the Orthodox clergy as a specific social group of modern Russia: regional aspect.  Vlast' i obshchestvo v Rossii: provintsial'nyi aspekt [Power and Society in Russia: a provincial aspect]. Orekhovo-Zyevo, Moscow State Regional Humanities Institute, 2012. 326 p.
16. Bases of the Social Concept of the Russian Orthodox Church. O sotsial'noi kontseptsii russkogo pravoslaviia [On the Social Concept of the Russian Orthodox Church]. Edited by M.P. Mchedlov. Moscow, Respublica Publ., 2002.  399 p.

 

Summary
Modern Russian society needs to preserve and strengthen their spiritual and moral foundations, which contributes to the demand for a variety of social forces that are interested in this. One of these forces is the Orthodox clergy, the study of which is inextricably linked to the comprehension of its nature as a concept, the characteristics of the socio-cultural image of the clergy. The achievement of this goal in this paper is based on the study of scientific and religious literature as well as interviews with clergy of the Bashkortostan metropolitan conducted by the author. The paper presents various approaches to the concept of "Orthodox clergy". The author relies on them and gives their own definition of the Orthodox clergy as a particular social group. In terms of the given definition structural components of the studied group and social functions performed by its representatives are shown. There are the main features of the socio-cultural image of the Orthodox clergy that helps to understand its identity, mentality and service. Orthodox clergy is a particular social group that despite their specificity may contribute to the spiritual and moral improvement of deeply religious people as well as the Russian society as a whole.

 

The author’s personal details
Goremykina Lilia Ivanovna, Candidate of Sociology, Associate Professor at the chair of History and Cultural studies. Bashkir State Agrarian University. 450001, Ufa, 34, 50-letiya Octyabrya Str. Building 1, Room 262. Phone: (347) 228-06-17. E-mail: gli-11@mail.ru

© Goremykina L.I.

 


Возврат к списку