Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
11.05.2020

УДК 16H7/00 А.Д. Джураев, С.С. Ортиқов ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА – НАДЁЖНАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ

Применяемые в машиностроении цепи по характеру выполняемой ими работы делятся на три основные группы: приводные, тяговые и грузовые. Приводные цепи имеют наибольшее распространение. Они передают движение от источника энергии к приемному органу машины; работают как при малых, так и при больших скоростях (до 30-35м/сек) и при различных расстояниях между осями (центрами) звездочек. Одной цепью можно приводить в движение одновременно несколько валов [1]. Практически во всех видах конструкции цепей в передачах возникает шум за счет ударных взаимодействий зубьев звездочек с поверхностями роликов цепи, а также увеличивается трение, тем самым и износ, как роликов цепи, так и зубьев звездочек.
В известной конструкции цепной передачи имеется ведущая и ведомая звѐздочки и гибкий элемент-цеп, передающий движение от ведущей звѐздочки к ведомой [2]. Недостатком данной цепной передачи является то, что в процессе работы уменьшается угол обхвата цепью звездочек, значительно провисает ведомая (холостая) ветвь цепи, приводящая к снижению КПД, а в некоторых случаях к разрыву или выходу из зацепления цепи со звездочками. Кроме того, при передаче значительных нагрузок на высоких скоростных режимах движения возникает шум и за счет ударных взаимодействий зубьев звездочек с поверхностями роликов цепи, увеличивается трение, тем самым и износ, как роликов цепи, так и зубьев звездочек.
В другой известной конструкции цепной передачи содержится ведущая и ведомая звездочки, охватывающая их цепь и натяжная звездочка [3]. Основным недостатком данной конструкции цепной передачи является то, что при длительной эксплуатации из-за износа натяжное устройство не обеспечивает необходимое натяжение и появляется излишний шум, а также может быть разрыв цепи в процессе работы за счет изменения шага цепи (из-за износа в шарнирах цепи). Кроме того, происходит поперечное колебание цепи, отрицательно влияющее на работу передачи (шум, износ и др.). Конструкция не позволяет передачу равномерного движения при больщих нагрузках.

Полная статья:  Загрузить

Возврат к списку