Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.
11.05.2020

УДК 332.334.2:342.4 И.Д. Стафийчук, А.Н. Кутлияров, Д.Н. Кутлияров, Р.Р. Хисамов ОЧЕРЕДНОЙ ПЕРЕДЕЛ КРЕСТЬЯНСКИХ НАДЕЛОВ

В стране прошли обсуждения поправок в Конституцию Российской Федерации. К работе над поправками Президент пригласил всех граждан страны. Эта статья – отклик на приглашение Президента России. В центре внимания - правовая защита земель сельскохозяйственного назначения и работающих на них людей. Тем более что в составе рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ крестьян не видно и не слышно. А выслушать крестьян необходимо хотя бы потому, что земельная реформа 1990 г. проведена помимо их воли и желания, которые были чѐтко определены в 242 крестьянских наказах о земле 1917 г. В них крестьяне так изложили своѐ видение справедливого решения земельного вопроса: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней».
Материалы исследований. За период с национализации и «чѐрного передела земли» с учѐтом крестьянских наказов характер использования земли постоянно совершенствовался. За эти годы в стране были созданы крупные сельскохозяйственные предприятия. Многие из них успешно и стабильно работали. Но страна испытывала постоянные трудности с продовольствием. Отечественные и зарубежные ученые и политики неоднократно отмечали низкий уровень развития сельского хозяйства в нашей стране, но никогда в числе причин этого не называли крупные размеры его землепользования и общественную форму производства. Причиной низкой эффективности нашего сельского хозяйства они считали его слабую техническую оснащенность и волюнтаризм в управлении. Писатель Ю. Грибов в газете «Правда» 8 мая, 1990 г. спрашивал: «Какой же талантище или злое намерение необходимо было иметь, чтоб при наивысшем урожае предыдущего года всю страну посадить на голодные пайки, визитки и карточки?» Ответ поищем в нормативных актах, определивших стратегию начатых в 1990 г. преобразований. В 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Российской Федерации и внесены в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. поправки о ликвидации монополии государственной собственности на землю, о частной собственности на землю и плате за пользование землѐй [1] В их развитие были приняты:
- федеральные законы «О земельной реформе» от 23.11.1990 г., «О крестьянском (фермерском) хозяйстве от 22.11.1990 г., Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. и «О плате за землю» от 11.10.1991 г.;
- ряд указов Президента РФ о и земельной реформе и о порядке купли - продажи земельных участков при приватизации предприятий;
- постановления Правительства Российской Федерации «О программе земельной реформы» от 18.01.1991 г., о порядке реорганизации колхозов и совхозов, приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных предприятий и их объединений в агропромышленном комплексе от 29. 12. 1991 г., от 4. О9. 1992 г., от 29. О3. 1994 г.

Полная статья:  Загрузить

Возврат к списку