Сетевое издание (ISSN 2308-9644) основано в 2013 году (свидетельство о регистрации Эл №ФС77-54909 от 26.07.13, выданное Роскомнадзором)
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ (ОГРН 1030204602669).
Редакция: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.; тел./факс: (347) 228-15-11; e-mail: el-journal.bsau@mail.ru ; journal.bsau.ru; главный редактор: д.т.н., профессор Габитов И.И.

УДК 796.015.59: 373.51 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов ПОВЫШЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ОРГАНИЗМА СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРЕНИРОВКАМИ ДЫХАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27.12.2023 УДК 796.015.59: 373.51 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов ПОВЫШЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ОРГАНИЗМА СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРЕНИРОВКАМИ ДЫХАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выносливость — способность человека успешно выполнять целенаправленные действия, в условиях естественного психологического и физиологического утомления. В сравнении с другими физическими качествами, например, быстротой и силой выносливость более многокомпонентное качество. Выделяют следующие виды выносливости: общая, силовая, скоростная, координационная и выносливость локальных мышечных групп. Все проявления выносливости зависят от согласованности в работе большинства органов и систем организма. Выносливый организм должен располагать возможностями ресинтеза энергии различных типов, иметь способность тратить эти ресурсы так, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества целенаправленной физической работы без серьёзного ущерба для базовой жизнедеятельности.
Целью исследований явилось изучение повышения выносливости организма специальными тренировками дыхания у школьников.

УДК 377.6:378.6 Г.Э. Гильманова СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 27.12.2023 УДК 377.6:378.6 Г.Э. Гильманова СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В современной вузовской системе наблюдается растущий интерес к подготовке обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО), которые имеют среднее общее образование.
По мере того как образовательные стандарты развиваются и усовершенствуются, возрастает потребность в более гибких и доступных путях для получения высшего образования. Для многих выпускников школ встает вопрос о выборе между поступлением в колледж или университет. Предоставление возможности получить высшее образование на базе среднего профессионального образования (СПО) открывает дополнительные пути для студентов, обеспечивая им альтернативные пути образования.
В целом, подготовка обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования на базе среднего общего образования представляет собой новый путь, который открывает дополнительные возможности для студентов в поиске своего образовательного пути.
Интеграция студентов-первокурсников в вузовскую среду – важный аспект образовательного процесса. В центре внимания сектора СПО, преподавателей, психолога университета остро стоят вопросы вхождения обучающихся СПО в вузовскую среду и подобные вопросы.
Ниже приводится несколько способов, как они вливаются в эту среду и, чем могут отличаться от студентов других уровней обучения:
1. Адаптация к новой среде. Студенты-первокурсники могут чувствовать себя неуверенно в начале обучения. Они могут испытывать стресс из-за новых требований, академических и социальных ожиданий. Преподаватели и психологи могут помочь им адаптироваться, предоставив поддержку и ресурсы для решения проблем.
2. Академические навыки. Обучающиеся могут столкнуться с более высокими стандартами обучения и большим объемом материала. Им может потребоваться время, чтобы научиться эффективно учиться и справляться с учебными нагрузками. Этот процесс интеграции включает в себя развитие академических навыков и стратегий обучения.
3. Социальная адаптация. Вузы предлагают разнообразные возможности для социальной активности, и студенты могут столкнуться с задачей поиска новых друзей и встраивания в академическое сообщество. Это может потребовать времени и усилий, и важно обеспечивать поддержку и кураторство для поддержания психологического комфорта.
4. Планирование карьеры и целей. Вузы также предоставляют студентам возможности задуматься о своих карьерных планах и целях. Преподаватели, кураторы могут помочь им осознать свои интересы, области экспертизы и определить пути развития.

УДК 377.5 - 057.87 С.Н. Беляева, О.Н. Николаева ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИ-АЛЬНОСТИ 36.02.01 «ВЕТЕРИНАРИЯ» 27.12.2023 УДК 377.5 - 057.87 С.Н. Беляева, О.Н. Николаева ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИ-АЛЬНОСТИ 36.02.01 «ВЕТЕРИНАРИЯ»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся исторически давно обозначена. Так, полагают, что исследовательский метод в обучении по-лучил свое развитие в эпоху Возрождения (Мишель Монтень «Опыты») и свя-зан с концепцией «Человека нового времени» – всесторонне образованного и критически мыслящего человека [3].
Основоположниками метода проектов являются американские педагоги – Дж. Дьюи (США, 20-е годы ХХ в.) и его последователи – Килпатрик В.Х., По-лат Е.С., которые обозначили суть метода проектов «от души выполняемый за-мысел», который опираются на уже имеющиеся знания и те, которые приобре-таются в процессе решения конкретной проблемы [7-10].
Метод проектов в России известен еще с 1905 года и по распоряжению Крупской Н.К. широко применялся в школьном образовании. Для этих целей в 1919 году в Москве открыли первую опытную станцию по народному образо-ванию, которую возглавил русский педагог Шацкий С.Т. [6].
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся среднего професси-онального образования – это вовлеченность студентов в процесс познания но-вого и расширение их предметных и межпредметных знаний, развитие исследо-вательского типа мышления, аналитических и коммуникативных навыков ве-дения беседы и отстаивания своих убеждений, саморазвитии, самообучении и самовоспитанию [5]. Современный уровень образования выдвигает новые тре-бования для методического обеспечения и реализации ФГОС СПО, где учебно-исследовательская проектная деятельность занимает наиважнейшую роль в становлении познания и ответственности за окружающую действительность.
Современный учебный проект – это деятельностный метод обучения, со-четающий в себе образовательные и исследовательские возможности (экспери-ментаторские), которые в системе парадигмы современного образования явля-ется наиболее оправданными и желательными для формирования компетент-ностного подхода обучения. Технология организации проектной деятельности, а особенно внеурочной деятельности – это возможность раскрытия творческого потенциала студента и при этом она выполняет основные учебные задачи ФГОС – обучающие, развивающие и воспитывающие [1,5].
В связи с этим, целью наших исследований явилось организация работы в рамках учебно-исследовательского проекта на тему: «Иммунный статус сель-
скохозяйственной птицы» для обучающихся среднего профессионального обра-зования.

УДК 796.012.1 : 373.51 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 27.12.2023 УДК 796.012.1 : 373.51 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни. Рекомендуется систематически заниматься физической культурой [1—20].
Целью исследований явилось изучение развития основных двигательных качеств у школьников в процессе физического воспитания..
Результаты исследования. Получены данные о развитии быстроты движений при беге на скорость по нескольким параметрам движений у школьников с 13 до 18 лет по сравнению со взрослыми. Найдены способы, позволяющие сравнивать лиц разного возраста, пола и различной тренированности. После 15 лет максимальная скорость бега юношей превышает максимальную скорость бега девушек всегда на определенную величину и эта разница остается неизменной в последующие зрелые годы вне зависимости от степени тренированности.
Эти данные имеют решающее значение для объективной оценки достижений в скоростном беге (учебные нормы школьной программы, классификация спортивных разрядов и др.), а также для дифференцирования степени физической нагрузки (допустимые длина дистанции и скорость бега) в занятиях с девушками и юношами.
Математическая обработка данных стартового разбега школьников и взрослых (от начала бега до момента достижения максимальной скорости) показала, что почти во всех случаях обнаруживается весьма важный показатель: максимальная скорость бега достигается к 5—6 секундам после старта. По специальной формуле были рассчитаны графики скорости стартового разбега, по которым можно достаточно точно определить длину разбега и скорость в различные секунды бега для школьников разного возраста при целом ряде двигательных действий (бег на короткие дистанции, эстафетный бег, разбег при прыжках и др.).
Важными являются данные об изменениях с возрастом развития выносливости к статическим мышечным усилиям.

УДК 316.4.051.2 О.Н. Спарс, Э.А. Залилова, З.А. Залилова НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКАМ ШКОЛ 22.12.2022 УДК 316.4.051.2 О.Н. Спарс, Э.А. Залилова, З.А. Залилова НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКАМ ШКОЛ
В современном мире появилась развивающаяся область науки, которая занимается исследованиями качества работы головного мозга. Это область исследований получила название – когнитивные исследования. Нас интересует формируются ли знания, умения и навыки у подростков при завершении обучения в общеобразовательной школе, в частности в вопросах формирования финансово-грамотного члена общества. Моделирование этих способностей в зависимости от образовательного процесса, который получает ученик в школьных стенах.
Определимся с понятием что же такое компетенции? Компетенция подразумевает способность применять знания, навыков и личностные качества для работы в конкретной области. То есть в нашем случае это правильно применять накопленные знания по финансовой грамотности в жизни, причем начиная уже со школьной скамьи.
Финансовую грамотность можно считать, как часть социальной компетентности, так как:
- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к базовым общечеловеческим ценностям, человеку, материальной основе его жизнедеятельности и социально-экономической действительности;
- формирование качеств социальной и личной ответственности, выработки собственной человеческой позиции и возможности проявления себя в различных событиях общественной и экономической жизни;
- формирование способности критической оценки финансовых условий жизнедеятельности человека на основе экономических, социальных, политических, экологических и этических факторов и приобретенных знаний.
Финансовая грамотность: личные финансы (доходы, расходы домашних домохозяйств и управление ими), банковское обслуживание (в том числе кредитование), страхование, инвестиции, пенсионные накопления - все это непременно необходимо каждому в современной жизни.
Целью нашего исследования является определение необходимости компетенции по финансовой грамотности при завершении общеобразовательной школы как с позиции учеников, но также и с позиции их родителей, которые хотят, чтоб их ребенок был удачливым, успешным и самым-самым во всех отношениях. То есть как будет работать мозг в решении вопросов, связанных с финансами, если у него уже есть определенный багаж знаний в этих вопросах.

УДК 796.12.31 : 372.879.6 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 04.07.2022 УДК 796.12.31 : 372.879.6 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Возможность совершенствования функции равновесия убедительно доказана результатами многих исследований. Вопросам совершенствования функции равновесия, так же как и исследованию влияния различных факторов на величину устойчивости стояния и роли афферентных систем в реакциях равновесия, медики и биологи уделяли и уделяют больше внимания, чем педагоги. Это объясняется тем, что у медиков и биологов имеется более широкий круг методов, позволяющих исследовать функцию равновесия. Изыскивая средства совершенствования органов равновесия, исследователи обращали внимание главным образом на тренировку систем, принимающих участие в реакциях равновесия. Упражнения в равновесии приводятся главным образом в учебниках по спортивной гимнастике, где и даются некоторые методические рекомендации.
В большинстве пособий по спортивной гимнастике сообщаются краткие сведения о механизмах, осуществляющих равновесие, подчеркивается большая роль этой функции в спортивной и трудовой деятельности, дается классификация упражнений в равновесии и практический материал. Из методических вопросов наиболее полно разработаны приемы, с помощью которых можно усложнять упражнения в равновесии. Это достигается уменьшением площади опоры; увеличением высоты опоры; повышением расположения ОЦТ по отношению к опоре; увеличением подвижности опоры; приданием наклона опорной плоскости; преодолением препятствий на пути движения; изменением условии, привычных для человека (выключение зрительного анализатора, наклон головы); изменением привычных условий ориентировки; исключением облегчающих движений руками.
Авторы организационно-методических указаний к программе по физической культуре для учащихся V—X классов указывали, что элементы равновесия входят составной частью почти во все движения, а поэтому обучать равновесию следует не только при прохождении материала этого раздела, но и других. Эту же точку зрения разделяют авторы книги «Физическая культура в I—IV классах восьмилетней школы», справедливо отмечая, что обучать равновесию можно не только с помощью специальных упражнений, изложенных в школьной программе по физической культуре, но и при прохождении всего материала по гимнастике.
Желая проверить возможность обучения навыкам в равновесии как при помощи специальных упражнений в равновесии, так и используя другие виды движений (бег, прыжки, ходьба, акробатические прыжки) из программы по
физической культуре, А. М. Бублик провела специальное исследование. Эксперимент проводился на девочках-семиклассницах. Результаты эксперимента позволили автору сделать ряд выводов, одним из которых является заключение о том, что «неправильно ограничивать обучение навыку равновесия только «специальными» упражнениями на уменьшенной и повышенной опоре. Результаты работы показывают, что для тренировки навыка равновесия можно использовать более широкий круг упражнений: акробатика и другие».
Установлено, что совершенствование функции равновесия может проходить с применением специальных упражнений на равновесие и за счет раздельного совершенствования анализаторов (двигательного, вестибулярного), обеспечивающих сохранение равновесия. Очень важно определить направление, которое даст лучшие результаты в физическом воспитании школьников [1—10].
Целью исследований явилось изучение функции равновесия у школьников в процессе физического воспитания.

УДК 796.015.52 : 37.037 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ К СТАТИЧЕСКИМ МЫШЕЧНЫМ УСИЛИЯМ У ЮНОШЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 04.07.2022 УДК 796.015.52 : 37.037 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ К СТАТИЧЕСКИМ МЫШЕЧНЫМ УСИЛИЯМ У ЮНОШЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Существуют две теории о природе утомления при статических напряжениях: гуморально-локалистическая и центрально-нервная. Гуморально-локалистическая теория признает, что главной причиной утомления при статических напряжениях являются продукты обмена, образующиеся при статической работе, а точкой приложения их вредного действия — работающие мышцы. Согласно этой теории основной природой утомления признаются периферические моменты. Центрально-нервная теория не отрицает влияния различных механизмов местного порядка на наступление утомления, но отмечает наибольшую утомляемость коркового звена двигательного анализатора и его ведущую роль в утомлении [1—10].
Целью исследований явилось изучение выносливости к статическим мышечным усилиям у юношей в процессе физического воспитания.

УДК 796.42 : 371.214 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ПРОГРАММАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 04.07.2022 УДК 796.42 : 371.214 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ПРОГРАММАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В легкую атлетику включаются следующие виды спорта: бег, метание, прыжки и ходьба и объединяет дисциплины: беговые виды, спортивная ходьба, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Легкоатле-тический кросс проводится для укрепления здоровья.
При изучении движений, производившихся с максимальной интенсивно-стью, особенно большой интерес представляет анализ пространственно-временных показателей в локомоторных упражнениях циклического характера типа бега на короткие дистанции. Анализ спидограмм испытуемых показал, что время разбега не зависит от возраста, пола и состояния тренированности. мак-симальная скорость достигалась в большинстве случаев на пятой и шестой се-кунде. Сравнение скорости бега показало, что у мальчиков и девушек 13—14 лет различия в максимальной скорости бега незначительны. С 15 лет макси-мальная скорость юношей превышает максимальную скорость девушек на 11—15 % и остается на уровне и в зрелом возрасте.
Проведенные исследования по физической подготовленности мужчин в возрасте 18—35 лет показало, что при отсутствии специальной тренировки ре-зультаты в упражнениях скоростно-силового характера (бег на 100 м, прыжки в длину, прыжки в высоту) начинают снижаться. Опираясь на эти данные, можно рассматривать показатель максимальной скорости бега у школьников 17—18 лет как определенный «потолок» естественного возрастного развития.
Таким образом, при сопоставлении максимальной скоростей бега школьни-ков 17—18 лет и взрослых спортсменов сравнивался два «потолка»: высшую ступень естественного развития и относительный предел человеческих возмож-ностей при специальной многолетней тренировке. Это разница по материалам исследования оказывается очень небольшой и равняется приблизительно 20% [1—12].
Цель исследования явилось выявление влияния различных возрастных категорий сотрудников среди факультетов ФГБОУ ВО Башкирского ГАУ на результаты кросса.

УДК 811.411.21 243 Азнабаева А.Ф., Гарипова Г.Р. , Шпар Т.В. СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА БЫТИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 02.04.2022 УДК 811.411.21 243 Азнабаева А.Ф., Гарипова Г.Р. , Шпар Т.В. СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА БЫТИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Для практического применения иностранного языка за пределами учебной аудитории – установления и поддержания частных контактов, успешного динамичного взаимодействия в сфере производства, бизнеса –недостаточно просто знаний грамматических правил. Отмена обязательного ЕГЭ по иностранному языку и изучения второго иностранного языка в школах России не сняла с повестки вопрос о значении владения иностранными языками. Согласно данным Forbes уровень владения английским языком сегодня не более чем маркер социального статуса [2]. Тем не менее для компаний, ориентированных на экспорт, активно применяющих цифровые технологии, вряд ли привлекательны кадры «читающие со словарем». Опрос ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), проводившийся в 2019 году показал, что россияне стали в большей мере осознавать ключевые преимущества знания иностранного языка: общение с иностранцами (36%); возможность поездок за границу (34%); работа (33%) [3].

УДК 796.012.13 : 373.51 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 02.04.2022 УДК 796.012.13 : 373.51 Е. А. Доценко, И. С. Минниахметов РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
При изучении движений, производившихся с максимальной интенсивностью, особенно большой интерес представляет анализ пространственно-временных показателей в локомоторных упражнениях циклического характера типа бега на короткие дистанции. Совершенствование методов регистрации скоростного бега шло по пути получения как можно большего количества характеристик в наиболее дробных единицах измерения
[1—10].


Новости 1 - 10 из 51
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все